Дело № 2-99/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 февраля 2018 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родзевич Р.И. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Родзевич Р.И. обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» по тем основаниям, что на основании трудового договора от 03.12.2014 и дополнительного соглашения от 17.08.2015 состоял в трудовых отношениях с МБОУ «СОШ № 1» в должности <данные изъяты>. В течение 2017 года ему выплачивалась заработная плата ниже уровня МРОТ с начислением северных надбавок и районного коэффициента. Заработная плата выплачивалась с нарушением требований статьи 133 Трудового кодекса РФ. Исходя из смысла статей 315-317 ТК РФ районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работника, размер которой не должен быть менее установленного минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации). Статьей 237 ТК РФ предусмотрено взыскание компенсации морального вреда, в случае причинения работнику вреда неправомерными действиями или бездействием работодателя.
Просил взыскать с ответчика: подлежащую к выплате заработную плату за период с 01.01.2017 г. по 20.11.2017 г. в размере <данные изъяты>,26 руб.; денежную компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в размере <данные изъяты>,54 руб.; компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Определением суда от 31 января 2018 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Кемского муниципального района и Муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия учреждений образования».
Истец Родзевич Р.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, пояснив, что он уволился по собственному желанию 20.11.2017 года, полный расчет при увольнении был выплачен ему в течение нескольких дней после увольнения.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Куроптева Е.Е. в судебное заседание не явилась, в представленном суду отзыве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, заявив о несогласии с требованиями о взыскании компенсации морального вреда и компенсации от невыплаченных сумм. Просила обязать истца оплатить НДФЛ с взыскиваемой суммы заработной платы и снизить подлежащий уплате размер государственной пошлины до 100 рублей.
Представители 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Кемского муниципального района и МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования», будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав истца, изучив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Родзевич Р.И. в соответствии с трудовым договором № б/н от 03.12.2014 г. состоял в трудовых отношениях с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» в должности <данные изъяты> с 03.12.2014 г. до 20 ноября 2017 года. Приказом № 56 от 20.11.2017 г. истец уволен с 20 ноября 2017 года на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию).
В соответствии с Трудовым договором от 03.12.2014 г. и дополнительным соглашением к нему от 17 августа 2015 г. истцу были установлены: оклад – <данные изъяты> рублей в месяц, надбавка за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %, районный коэффициент 40 %, доплата за вредные условия труда – 35%. Трудовой договор был заключен на неопределенный срок по основному месту работы. Истцу была установлена 40-часовая рабочая неделя по графику (пункты 5.1-5.3 Трудового договора).
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Действовавшее до 1 сентября 2007 г. правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2007 г., из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 г. также признана утратившей силу часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ).
Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017№38-11 взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133,частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудовогокодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции РоссийскойФедерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системедействующего правового регулирования они не предполагают включения в составминимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъектеРоссийской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентныхнадбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическимиусловиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из приведенного выше следует, что районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районе Крайнего Севера необходимо начислять истцу сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 года № 164-ФЗ) с 01.07.2016 в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 7500 руб. в месяц, а с 01.07.2017 г. (в редакции Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ) – 7800 рублей в месяц.
Как следует из материалов дела, установленный размер оклада по занимаемой истцом должности меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным Федеральным законом. Из представленного истцом расчета и расчетных листков видно, что начисленная истцу заработная плата за период с 01.01.2017 г. по 20.11.2017 г. года менее размера заработной платы, которая должна была быть начислена истцу с учетом минимального размера оплаты труда (7500 руб. и 7800 руб., соответственно) и надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %, районного коэффициента 40 %, поэтому доводы истца являются обоснованными.
Однако, в соответствии с пунктом 5 резолютивной части приведенного выше Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017№38-11, постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Юридическим последствием постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными акта или его отдельных положений, в том числе с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы, в частности, с момента провозглашения решения, т.е. на будущее время. Это означает, что с указанного момента такие акты или их отдельные положения не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.
Приведенная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 № 1496-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абидуева Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
Из чего следует, что начисление заработной платы истцу с учетом установленного минимального размера оплаты труда, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента правомерно с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017№38-11, то есть с 07 декабря 2017 года. Так как истцом не заявлено исковых требований о взыскании заработной платы за декабрь 2017 года, суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании заработной платы в полном объеме.
Поскольку в удовлетворении требований о взыскании заработной платы судом отказано, то есть нарушений трудовых прав работодателем в отношении истца не допущено, отсутствуют основания для взыскания денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда, установленные статьями 236 и 237 Трудового кодекса РФ, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании названных компенсаций в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 1» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.