Дело № 2-964/2024
УИД 35RS0019-01-2023-003325-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сокол 11 сентября 2024 года
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Новиковой С.Е.,
при секретаре Завадской В.А.,
с участием старшего помощника прокурора Огинской М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Фанерный завод» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
заместитель Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Фанерный завод», ссылаясь на выявленные со стороны ответчика нарушения Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», просил обязать ООО «Фанерный завод» в срок до 01 мая 2024 года предоставить в Северное межрегиональное Управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду, а также в срок до 01 мая 2024 года разработать нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ (фосфат-ион, лигносульфоновые кислоты, аммоний-ион, фенолы) в ручей Анциферка. В обоснование иска указал, что ООО «Фанерный завод» осуществляет сброс сточных вод в ручей Анциферка в отсутствие декларации о воздействии на окружающую среду и разрешения на сброс загрязняющих веществ.
В ходе рассмотрения дела истец отказался от исковых требований в части возложения на ООО «Фанерный завод» обязанности в срок до 01 мая 2024 года представить в Северное межрегиональное Управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду в связи с добровольным удовлетворением требования, увеличил срок разработки нормативов до 01 августа 2024 года.
Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 26 марта 2024 года производство по делу в части требования о возложении обязанности по предоставлению декларации прекращено.
Заочным решением Сокольского районного суда Вологодской области от 26 марта 2024 года на ООО «Фанерный завод» возложена обязанность в срок до 01 августа 2024 года разработать нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ (фосфат-ион, лигносульфоновые кислоты, аммоний-ион, фенолы) в ручей Анциферка.
Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 18 июня 2024 года по заявлению ООО «Фанерный завод» заочное решение отменено, производство по делу возобновлено.
Истец уточнил исковые требования, просил обязать ООО «Фанерный завод» в срок до 01 сентября 2025 года разработать нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в ручей Анциферка, обязать ООО «Фанерный завод» предоставить в Северное межрегиональное Управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду, заполненную в полном объеме и в соответствии с приказом Минприроды России от 11 октября 2018 года № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
В судебном заседании старший помощник Сокольского межрайонного прокурора Огинская М.Е. уточненные требования поддержала, пояснила, что ответчик представил в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию, в которой не заполнен раздел 5 (масса сбросов загрязняющих веществ), поэтому декларация возвращена. Нормативы сбросов загрязняющих веществ обществом не разработаны, пояснила, что осуществление сброса сточных вод через выпуск в ручей Анциферка в отсутствие нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика ООО «Фанерный завод» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве просил установить срок разработки нормативов – 1 год 4,5 месяца после вступления решения суда в законную силу, срок предоставления декларации - 1 год 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Представитель Северного межрегионального управления Росприроднадзора Тархова Е.В. требования прокурора поддержала, пояснила, что решение о предоставлении водного объекта в пользование, в котором указаны нормативы максимального содержания веществ, не является разрешительным документом, устанавливающим нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ. Таким документом является декларация о воздействии на окружающую среду с приложением к ней расчетом нормативно допустимых сбросов. В соответствии с п. 10 Методики разработка проекта НДС осуществляется водопользователем. В решении о предоставлении водного объекта в пользование от 13.09.2017 организация указала 9 загрязняющих веществ, это указание носит уведомительный характер, без предоставления каких-либо доказательств сбрасывания именно этих веществ. В представленной ответчиком декларации не заполнен раздел № 5 (масса сбросов загрязняющих веществ), декларация возвращена, соответственно сброс загрязняющих веществ осуществляется без установленных нормативных допустимых сбросов.
Представители третьих лиц Департамента природных ресурсов, лесного и охотничьего хозяйства Вологодской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в лице Сокольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со статьями 22, 23 Закона об охране окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц, являющихся природопользователями, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
Согласно части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 указанного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11, статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации для сброса сточных, в том числе дренажных, вод водные объекты предоставляются в пользование на основании решений уполномоченных органов о предоставлении водных объектов в пользование.
Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 6 пункта 1 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В пунктах 1, 3 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля.
Согласно пункту 11 Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей величины нормативов допустимых сбросов (НДС) разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.
Как следует из материалов дела Сокольской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Фанерный завод» требований природоохранного законодательства при эксплуатации объекта негативного воздействия на окружающую среду, поставленном на учет в федеральном реестре объектов негативного воздействия: код объекта – 19-0129-002204-П «Фанерный завод», II категория объекта негативного воздействия на окружающую среду, категория риска значительная.
В ходе проверки установлено, что ООО «Фанерный завод» осуществляет сброс сточных вод через выпуск в ручей Анциферка на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 35-03.02.01.033-Р-РСХВ-С-2017-03693/00 от 13 сентября 2017 года.
На момент проверки Декларация о воздействии на окружающую среду ООО «Фанерный завод» в адрес Северного межрегионального Управления Росприроднадзора не предоставлена, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду организации не получено.
Кроме того, в ходе проведения проверки проведены отборы проб сточной воды, сбрасываемой ООО «Фанерный завод» через выпуск в ручей Анциферка.
Согласно протоколам исследований в сточной воде, сбрасываемой через выпуск ООО «Фанерный завод» в ручей Анциферка, выявлено превышение предельно-допустимых концентраций, установленных для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение по фосфат-иону, лигносульфоновым кислотам, по формальдегидам, нитрит-иону, аммоний-иону, фенолам.
Нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в ручей Анциферка у ООО «Фанерный завод» отсутствуют, расчет нормативов допустимого сброса по данным веществам не проводился.
В связи с выявленными нарушениями закона в адрес ООО «Фанерный завод» заместителем межрайонного прокурора внесено представление.
В ходе рассмотрения дела 12 декабря 2023 года ООО «Фанерный завод» представил в Северное межрегиональное Управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду, вместе с тем указанная декларация возвращена обществу в связи с отсутствием в ней необходимой информации, в том числе сведений о массе сбросов загрязняющих веществ (раздел № 5).
По сообщению Северного межрегионального Управления Росприроднадзора на дату рассмотрения дела нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в ручей Анциферка ООО «Фанерный завод» не представлены.
Ответчиком представлен договор с ООО «Росэко» от 09 апреля 2024 года на разработку расчета нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в ручей Анциферка. По условиям договора исполнитель обязуется сдать результаты работы заказчику в течение 60 рабочих дней с момента предоставления всей исходной информации, а также проведения лабораторных исследований за 1 год после заключения договора.
Осуществление сброса сточных вод в отсутствие нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, а также угрозу причинения вреда окружающей среде, является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчика устранить допущенные нарушения.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Испрашиваемый прокурором срок исполнения ответчиком соответствующих обязанностей (до 01 сентября 2025 года) суд полагает недостаточным.
Принимая во внимание объем работ, необходимых для осуществления мероприятий по разработке нормативов допустимых сбросов, наличие заключенного договора со специализированной организацией по разработке нормативов, предусмотренный договором срок лабораторных исследований (1 год) и срок сдачи результатов работ 60 рабочих дней, учитывая создание угрозы безопасности для неопределенного круга лиц, принцип разумности, баланс интересов сторон, суд считает возможным установить срок исполнения обязанности по разработке нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ до 11 декабря 2025 года, срок предоставления декларации до 11 января 2026 года.
На основании изложенного, исковые требования заместителя Сокольского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление заместителя Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Фанерный завод» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Фанерный завод» (ИНН 3666207765) обязанность в срок до 11 декабря 2024 года разработать нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в ручей Анциферка; в срок до 11 января 2026 года предоставить в Северное межрегиональное Управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду, заполненную в полном объеме и в соответствии с приказом Минприроды России от 11 октября 2018 года № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Е. Новикова
Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2024 года
Дело № 2-964/2024
УИД 35RS0019-01-2023-003325-91
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(об исправлении описки)
12 сентября 2024 года г. Сокол
Вологодская область
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Новикова С.Е., рассмотрев по собственной инициативе вопрос об исправлении описки в решении Сокольского районного суда Вологодской области от 11 сентября 2024 года по иску заместителя Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Фанерный завод» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
решением Сокольского районного суда Вологодской области от 11 сентября 2024 года на ООО «Фанерный завод» возложена обязанность в срок до 11 декабря 2024 года разработать нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в ручей Анциферка; в срок до 11 января 2026 года предоставить в Северное межрегиональное Управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду, заполненную в полном объеме и в соответствии с приказом Минприроды России от 11 октября 2018 года № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 203.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопросы исправления описок и явных арифметических ошибок рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
Во втором абзаце резолютивной части определения суда от 11 сентября 2024 года неверно указан срок, до которого на общество возложена обязанность разработать нормативны допустимого сброса загрязняющих веществ в ручей Анциферка, «11 декабря 2024 года», вместо правильного «11 декабря 2025 года».
Согласно статье 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении суда описки.
Принимая во внимание, что в решении суда имеется описка, суд считает необходимым ее исправить.
Руководствуясь статьей 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 3666207765) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ «11 ░░░░░░░ 2025 ░░░░».
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░