Решение по делу № 3а-184/2021 от 12.01.2021

Дело а-184/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 18 июня 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Астапенко С.А.,

при секретаре – Кузнецове А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сметанниковой Марии Викторовны и Гнидина Алексея Сергеевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Сметанникова М.В. и Гнидин А.С. в административном иске просят установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 2830 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 08.02.2010 г. в размере рыночной стоимости равном 3 640 000 руб.

В обоснование требований административного иска указано, что административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером .

Кадастровая стоимость данного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости – 3 640 000 руб., определённой по состоянию на 08.02.2010 г. в отчёте об оценке ООО «АВАДА» №2-12/20 от 25.12.2020 г. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, тем самым нарушаются права административных истцов как плательщиков земельного налога, начисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». В качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Киришского городского поселения Ленинградской области, администрация МО Киришский муниципальный район Ленинградской области.

В письменном отзыве представитель Управления Росреестра по Ленинградской области Сердцева указала, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356. Земельный участок, учтенный в ЕГРН 08.02.2010, не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:27:0702023:103 составляет 9 243 402,60 руб. (исходя из площади - 2830 кв.м. и УПКС – 3266,22 руб./кв.м.). Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в ЕГРН, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности). Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Управление не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления.

В письменном отзыве представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Попкова М.С. просила требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости оставить на усмотрение суда. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет – 05.02.2010, дата внесения кадастровой стоимости – 08.02.2010 г. Оснований для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости равной рыночной не имеется. Филиал может выступать лишь исполнителем принятого судом решения. Самостоятельного решения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости принять не может, так как не является уполномоченным на то органом.

В письменном отзыве представитель Правительства Ленинградской области Савченко О.А оставила вопрос об удовлетворении требований административного иска на усмотрение суда, указав, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям. Кроме того, обратила внимание на имеющиеся в отчете об оценке недостатки, в частности, на некорректный выбор объектов-аналогов по местоположению, ошибочное проведение корректировки на дату продажи с применением значительного понижающего коэффициента к участкам, необоснованное принятие оценщиком в большем размере скидки на торг, характерной для 2009 года.

В судебном заседании Горбунов М.И. - представитель от административных истцов просил удовлетворить требования административного иска и установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, составленном оценщиком ООО «АВАДА», считая отчет об оценке достоверным, а выводы судебной оценочной экспертизы относительно рыночной стоимости и отчета об оценке необоснованными. Кроме того, заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с данным административным иском.

Представители Правительства Ленинградской области Захарчук А.Г., администрации МО Киришский муниципальный район Ленинградской области Давыдов А.В. полагали возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.

Представители Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, администрации МО Киришского городского поселения, МО Киришский муниципальный район Ленинградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названных представителей.

Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу ст. 24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Законом об оценочной деятельности.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч.3 ст. 245 КАС РФ).

В то же время, абз. 3 п. 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установлено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Таким образом, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.

Оценка кадастровой стоимости принадлежащих административным истцам земельного участка, в том числе и на момент подачи в суд административного иска, не проводилась.

В этой связи суд восстанавливает процессуальный срок для обращения с настоящим административным иском о пересмотре кадастровой стоимости, обоснование уважительности причин обращения в суд с иском за пределами пятилетнего срока со дня внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, не требуется.

В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическим лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Судом установлено, что согласно выписке ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.01.2021 года, Сметанникова М.В. и Гнидин А.С. являются собственниками в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером площадью 2830 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под здание магазина с офисами, для иных видов жилой застройки.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 года № 356 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области.

Объект недвижимости административных истцов учтен в Едином государственном реестре недвижимости 08.02.2010 г., не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356. Кадастровая стоимость земельного участка внесена (определена) исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, площади участка.

В выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25.01.2021 года указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:27:0702023:103 составляет 9 243 402,6 руб. Дата присвоения кадастрового номера 05.02.2010. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН 08.02.2010. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости), отсутствует.

Таким образом, датой, по состоянию на которую должна быть установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, в рассматриваемом случае является 08.02.2010 г.

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ составленным оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО13, являющейся членом саморегулируемой организации Ассоциации «<данные изъяты>», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 47:27:0702023:103 по состоянию на 02.02.2010 г. определена в размере 3 640 000 рублей.

В связи с наличием в отчете недостатков, допущенных оценщиком нарушений требований федеральных стандартов оценки, существенного расхождения между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и указанной в отчете рыночной стоимости, определением суда от 16.03.2021 г. по ходатайству представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области Давыдова А.В. по делу назначена судебная экспертиза во вопросу рыночной стоимости земельного участка и соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 08.02.2010 г. составляет – 4 300 000 руб. Оценщиком в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявленных к форме и содержанию отчета, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения напрямую повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

Оценивая заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, суд отмечает следующее.

В силу ст.59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Экспертиза выполнена экспертом АО «<данные изъяты>» ФИО16, являющимся членом саморегулируемой организации Ассоциации оценщиков «<данные изъяты>».

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы. Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.

Заключение эксперта от 17.05.2021 г. мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта соответствует требованиям, предусмотренным законодательством об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Руководствуясь ст.82 КАС РФ, положениями закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью размер рыночной стоимости объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Сметанниковой Марии Викторовны и Гнидина Алексея Сергеевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 2830 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская <адрес>, в размере его рыночной стоимости равном 4 300 000 (четыре миллиона триста тысяч) рублей по состоянию на 08 февраля 2010 года.

Датой подачи заявления Сметанниковой М.В. и Гнидина А.С. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 12 января 2021 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                           С.А. Астапенко

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

3а-184/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сметанникова Мария Викторовна
Гнидин Алексей Сергеевич
Ответчики
Управление Росреестра по Ленинградской области
филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области
Правительство Ленинградской области
Другие
Администрация Киришского городского поселения
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Астапенко Сергей Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
12.01.2021Регистрация административного искового заявления
12.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2021Предварительное судебное заседание
16.03.2021Судебное заседание
19.05.2021Производство по делу возобновлено
15.06.2021Судебное заседание
18.06.2021Судебное заседание
02.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее