УИД 38OS0Номер изъят-46
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2020 г. г. Иркутск
ФИО6 областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Быковой Н.Н., с участием представителя административного истца акционерного общества «Ангарский электролизный химический комбинат» Петровой О.В., действующей на основании доверенности от 17 марта 2020 г., представителя административного ответчика Правительства Иркутской области и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской <адрес изъят> – Перерешко М.Н., действующей на основании доверенностей от Дата изъята , Дата изъята , представителя заинтересованного лица Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» Кутявиной М.А., действующей на основании доверенности от Дата изъята , прокурора отдела прокуратуры Иркутской области – Холодковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-146/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества «Ангарский электролизный химический комбинат» к Правительству Иркутской области о признании недействующим пункта 8702 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-рп «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год»,
У С Т А Н О В И Л :
акционерное общество «Ангарский электролизный химический комбинат» (далее по тексту – АО «Ангарский электролизный химический комбинат») обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8702 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее - распоряжение Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп).
В обосновании административных исковых требований указывает, что оспариваемым нормативно-правовым актом определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость на 2020 год (далее по тексту – Перечень).
В пункт 8702 Перечня включено здание с кадастровым номером Номер изъят, расположенное по адресу: ФИО6 <адрес изъят>, <адрес изъят> принадлежащее на праве собственности административному истцу, что подтверждено представленной копией свидетельства о государственной регистрации права собственности от Дата изъята серии <адрес изъят>.
Текст оспариваемого нормативно-правового акта официально опубликован в общественно-политической газете «Областная» Дата изъята Номер изъят, а также 20 декабря 2019 г. размещен на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru.
Административный истец полагает, что административное здание, принадлежащее ему на праве собственности не подлежало включению в оспариваемый перечень, поскольку оно не обладает предусмотренными статьей 378.2 НК РФ и статьей 1 Закона Иркутской области от 8 октября 2007 г. № 75-оз «О налоге на имущество организаций» признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Кроме того, поскольку установление вида фактического использования объектов недвижимости, определенных подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в порядке, установленном Постановлением Правительства Иркутской области от 17 сентября 2015 г. № 476-пп, в отношении административного здания с кадастровым номером Номер изъят министерством имущественных отношений Иркутской области не производилось, административный истец предполагает, что данное здание включено в оспариваемый перечень в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с техническим паспортом административного здания с кадастровым номером Номер изъят, его площадь составляет 7 371,8 кв. м., из которых только 5,7 % занимают помещения, которые могут быть рассмотрены, как административные.
На основании изложенного, АО «Ангарский электролизный химический комбинат», считает, что положения пункта 8702 оспариваемого Перечня содержат противоречия федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, вследствие чего нарушают права и законные интересы административного истца и просит суд признать недействующим пункт 8702 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением ФИО6 <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъят-рп.
Представитель административного истца АО «Ангарский электролизный химический комбинат» Петровой О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в полном объеме поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области Перерешко М.Н., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления. В судебном заседании представила письменные возражения на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» Кутявиной М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании правовой позиции по данному делу не озвучила, указала, что их специалисты не производили осмотр спорного объекта недвижимости, а ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» не наделено полномочиями по определению фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения.
Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв на административное исковое заявление в котором указывает, что не имеет материальной и правовой заинтересованности в исходе данного дела, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв на административное исковое заявление в котором просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо Администрация Ангарского городского округа, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, письменного отзыва на административное исковое заявление не представило.
Суд, выслушав мнение явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора Холодковой О.В., совещаясь на месте, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил: рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, АО «Ангарский электролизный химический комбинат» Петровой О.В., поддержавшей административные исковые требования, представителя административного ответчика Правительства Иркутской области и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области Перерешко М.Н., просившей в удовлетворении исковых требований отказать, исследовав материалы настоящего административного дела, заслушав заключение прокурора Холодковой О.В., полагавшей, что административные исковые требования АО «Ангарский электролизный химический комбинат» подлежат удовлетворению, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований административного истца, АО «Ангарский электролизный химический комбинат».
Распоряжением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.
В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее по тексту – закон Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз) нормативный правовой акт это официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.
В соответствии со статьей 5 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз правотворческими органами области являются: Законодательное Собрание Иркутской области; Губернатор Иркутской области; Правительство Иркутской области; Министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области, их территориальные подразделения; Уставный Суд Иркутской области; иные государственные органы области в соответствии с федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области.
Полномочия на принятие оспариваемого распоряжения первым заместителем Губернатора Иркутской области – Председателем Правительства Иркутской области установлено в статье 66 Устава Иркутской области, статье 10 (1) Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 г. № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области».
Статьей 23 Устава Иркутской области, статьей 57 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» установлено, что правовые акты первого заместителя Губернатора Иркутской области, первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области, первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителей Губернатора Иркутской области, заместителей Председателя Правительства Иркутской области вступают в силу с момента их подписания, если в самих правовых актах не указан иной срок. В распоряжении Правительства Иркутской области № 990-рп установлен срок начала действия с 1 января 2020 г.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Распоряжение Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп опубликовано в общественно-политической газете «Областная» от 24 января 2020 г. № 7, а также 20 декабря 2019 г. размещен в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru).
Административным ответчиком выполнены надлежащим образом требования законодательства об опубликовании оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно статьи 62 (1) Устава Иркутской области, статьи 11 (1) указанного выше Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз правовые акты первого заместителя Губернатора Иркутской области издаются в форме распоряжений.
Судом установлено, что оспариваемое распоряжение Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп издано в установленной для данного вида нормативных правовых актов форме, подписано должностным лицом, уполномоченным на издание такого рода нормативных правовых актов Иркутской области.
В оспариваемый пункт 8702 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп, включено здание с кадастровым номером Номер изъят, расположенное по адресу: ФИО6 <адрес изъят>, <адрес изъят>, принадлежащее на праве собственности административному истцу, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от Дата изъята серии <адрес изъят>, представленной административным истцом. Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации объектов недвижимости «Автохозяйство» ОАО «АЭХК», принадлежащем на праве собственности административному истцу, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от Дата изъята серии <адрес изъят>, представленной административным истцом. Указанные сведения также подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от Дата изъята № Номер изъят, представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области.
Постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Иркутской области. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером Номер изъят определена в размере 166 039 105,89 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от Дата изъята № Номер изъят
В соответствии с подпунктом 2 пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) которое предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, здание признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Судом установлено, что здание было построено АО «Ангарский электролизный химический комбинат» для размещения своего подразделения – автохозяйства, обеспечивающего перевозку персонала, грузов, обслуживание дорог, а также техническое обслуживание, ремонт автотранспорта.
Автохозяйство АО «Ангарский электролизный химический комбинат» располагалось в указанном здании до июня 2011 года. В 2011 году данное подразделение АО «Ангарский электролизный химический комбинат» было упразднено.
С июня 2011 года по настоящее время здание арендует общество с ограниченной ответственностью «Монтажно-строительное специализированное управление» (далее по тексту – ООО «МССУ»), осуществляющее оказание транспортных услуг (пассажирские и грузовые перевозки, погрузочно- разгрузочные работы, услуги по обслуживанию дорог и т.п.) для АО «Ангарский электролизный химический комбинат» на основании возмездных договоров.
Между ООО «МССУ» и АО «Ангарский электролизный химический комбинат» ежегодно заключаются договоры оказания транспортных услуг, а также иных услуг, в том числе, связанных с ремонтом и уборкой дорог, для АО «Ангарский электролизный химический комбинат», оказываемых с использованием транспортных средств и специальной техники. В настоящее время действует договор аренды от Дата изъята Номер изъят-Д.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от Дата изъята № <адрес изъят>, объектом права является административное здание, назначение: нежилое, 2-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь: 7 371,8 кв.м., инв. Номер изъят, лит. А, A1, А2, А1/2, адрес объекта: ФИО6 <адрес изъят>, <адрес изъят>
В соответствии с техническим паспортом на указанное здание, год его постройки – 1959, общая площадь – 7 371,8 кв.м, состоит из 3 частей (литер): административного здания, коридора-галереи и производственного здания (гаража на 200 машин с мастерскими и подсобными помещениями).
Здание Литер «А». Административное двухэтажное здание площадью 779,9 кв.м. (10,58% от общей площади здания) предназначено для размещения управленческого персонала предприятия, содержит в себе актовый зал для проведения встреч руководства предприятия с его работниками, а также кухню и буфет, используемые для приготовления и приёма пищи работниками предприятия состоит из:
- 1 этажа (общая площадь 389 кв.м.), включающего в себя: кабинеты общей площадью 233,8 кв.м., коридоры, тамбуры, раздевалки, туалеты, умывальники общей площадью 155,9 кв.м.;
- 2 этажа (общая площадь 390,2 кв.м.), включающего в себя: кабинеты, актовый зал общей площадью 190,6 кв.м., коридор, склад, кухню, буфет, туалеты, умывальники общей площадью 199,6 кв.м.
Здание Литер «А1/2» площадью 27,1 кв.м. (0,37% от общей площади здания) представляет собой галерею (коридор), соединяющую административное и производственное здания.
Здание Литеры «А1» и «А2» с подвалом общей площадью 6 564,8 кв.м (89,05% от общей площади здания) производственное здание, состоящее из 2 частей и включающее в себя: гаражи общей площадью 4219 кв.м., мастерские, бытовки общей площадью 1040,3 кв.м., склады общей площадью 519,7 кв.м., кабинеты общей площадью 185,6 кв.м., туалеты, умывальники, раздевалки, душевые общей площадью 40,2 кв.м., тамбуры, коридоры, лестничные клетки, тоннель общей площадью 390,3 кв.м., вентиляционные камеры, аккумуляторную, компрессорную общей площадью 169,7 кв.м. Фактически данное здание представляет собой комплекс помещений, предназначенных для производственной деятельности по оказанию транспортных услуг, и не могут рассматриваться как сопутствующая офисная инфраструктура или парковочные места.
Учитывая целевое назначение гаража, суд также не находит оснований для отнесения имеющихся в этой части нежилого здания кабинетов, туалетов, тамбуров, тоннеля и лестничных клеток к сопутствующей офисной инфраструктуре.
Использование здания гаража для размещения микроавтобусов, автобусов, грузового транспорта подтверждается представленными в дела фотоматериалами, а также договорами аренды на использование здания гаража.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что из общей площади здания 7 371,8 кв.м. только 5,7 % (кабинеты 1 этажа здания Литер «А» общей площадью 233,8 кв.м., кабинеты и актовый зал 2 этажа здания Литер «А» общей площадью 190,6 кв.м., всего 424,4 кв.м.) занимают помещения, которые могут быть рассмотрены как административные, в связи с чем оно не отвечает критериям, указанным в подпункте 2 пункте 3 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) если оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Однако и в соответствии с указанной нормой права спорный объект недвижимости не может быть включен в Перечень, поскольку в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности от Дата изъята серии <адрес изъят> разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером Номер изъят – для эксплуатации объектов недвижимости «Автохозяйство» ОАО «АЭХК», что также указывает на производственное назначение данного земельного участка.
Кроме того, судом установлено, что спорный объект недвижимости, до его включения в постановление Правительства Иркутской области от 17.09.2015 № 476-пп, Министерством имущественных отношений Иркутской области на предмет фактического использования не осматривалось.
В соответствии с пунктом 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины, в случае признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части, подлежат возмещению представительным органом, который является административным ответчиком по делу, в связи с чем расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500,00 рублей подлежат взысканию с административного ответчика Правительства Иркутской области в пользу административного истца АО «Ангарский электролизный химический комбинат».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в официальном печатном издании для опубликования правовых Правительства Иркутской области в общественно-политической газете «Областная» и на официальном портале правовой информации http://www.ogirk.ru. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Акционерного общества «Ангарский электролизный химический комбинат» к Правительству Иркутской области о признании недействующим пункта 8702 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год» – удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу пункт 8702 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год».
Обязать Правительство Иркутской области опубликовать данное решение или сообщение о нем в течение одного месяца со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу в общественно-политической газете «Областная» и на официальном портале правовой информации http://www.ogirk.ru.
Взыскать с Правительства Иркутской области в пользу Акционерного общества «Ангарский электролизный химический комбинат» уплаченную при подаче административного искового заявления государственную пошлину в сумме 4 500,00 рублей, по платежному поручению от Дата изъята Номер изъят.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Председательствующий судья А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята