Дело № 2а-1051/2020
УИД75RS0003-01-2020-000578-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2020 года Железнодорожный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Лытневой Ж.Н., при секретаре Токмаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Яхина С.Я. к ФКУЗ Медико-санитарная часть 75 ФСИН России, Сенотрусовой Елене Борисовне, Министерству здравоохранения РФ, ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю, Министерству юстиции РФ, Министерству финансов РФ, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Яхин С.Я. обратился в суд с указанным выше административным иском к ФКУЗ Медико-санитарная часть 75 ФСИН России, Министерству здравоохранения РФ, Министерству юстиции РФ, Министерству финансов РФ, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, ссылаясь на то, что он отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору Железнодорожного районного суда г. Читы от 16 апреля 2013 г. При его аресте, взятии под стражу и содержании в следственном изоляторе г. Читы (СИЗО-1) ему не было проведено необходимых медицинских обследований и исследований, что является нарушением условий его содержания. При отсутствии сведений о состоянии его здоровья, он был незаконно направлен для отбытия наказания в ФКУ ИК-1 г. Нерчинска, то есть в местность с резко континентальными климатическими условиями, где по состоянию здоровья он не может отбывать наказание. В связи с бездействием должностных лиц МСЧ 75 ФСИН он был вынужден обратиться в Главное бюро МСЭ об установлении ему группы инвалидности, включая реабилитацию, однако ему было отказано в этом. Заключением специальной медицинской комиссии от 01 апреля 2019 г. ему было отказано в освобождении не отбытой части наказания в виду тяжелых заболеваний. В дальнейшем он был признан инвалидом по имеющимся у него заболеваниям: ... При установлении ему группы инвалидности, к нему не была применена обязательная программа реабилитации, указанные диагнозы с заниженной степенью их тяжести и были взяты за основу установления группы инвалидности независимой медицинской комиссией. Таким образом, после перенесенного инфаркта миокарда в 2015 году, его обращением в прокуратуру Забайкальского края по надзору за соблюдением законов в ИУ и последующими отказами в его жалобах, имеется связь в укрывательстве работниками ФКУЗ МСЧ 75 его заболеваний, что и затрудняло доступность медицинского обслуживания, информированность пациента. Кроме того, сотрудники МСЧ 75 ФСИН препятствовали его переводу в другой регион по состоянию здоровья. Действия должностных лиц МСЧ 75 ФСИН он расценивает как подготовленные действия к его убийству. На основании изложенного Яхин С.Я. просил признать в действиях начальника ФКУЗ МСЧ 75 ФСИН России по Забайкальскому краю Сенотрусовой Е.Б. злоупотребление должностными полномочиями, нарушение медицинских условий содержания, прямого игнорирования требований, отмеченных законоположениями РФ, нецелевую трату средств Федерального бюджета России; взыскать с Сенотрусовой Е.Б. компенсацию морального вреда за причиненный вред здоровью по длящейся ситуации с 16 апреля 2013 г. в его пользу 3 000 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.; вынести судебное решение о переводе в другой регион УИС России для дальнейшего отбытия наказания в связи с заболеваниями, с обязательной программой реабилитации инвалида.
Определением судьи от 03 июля 2020 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Сенотрусова Е.Б.
Протокольным определением от 31 июля 2020 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю.
Административные ответчики ФКУЗ Медико-санитарная часть 75 ФСИН России, Министерство юстиции РФ, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения РФ, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайства об отложении дела не заявили.
Административный ответчик Сенотрусова Е.Б. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю Шемякин С.А. также просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать.
Учитывая, что судом явка указанных административных ответчиков обязательной не признана, суд считает возможным на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный истец Яхин С.Я. в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, изложенным в нём.
В судебном заседании представитель ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю Рыбаков В.А. административный иск не признал, просил отказать в удовлетворении заявленного административного иска.
Выслушав пояснения участников процесса, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу статьи 15 указанного Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
На основании статьи 17 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях (пункт 9).
Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (статья 24 № 103-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В силу части 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами.
Лица, задержанные, заключенные под стражу, имеют право на оказание медицинской помощи (часть 1 статьи 26 упомянутого закона).
Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей в следственных изоляторах ФСИН России, регулируются Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285 (далее - Порядок).
Согласно пункту 23 Порядка лица, заключенные под стражу или осужденные, прибывшие в СИЗО, в том числе следующие транзитом (далее - лица, доставленные в СИЗО), при поступлении осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.
Данные об осмотренных лицах и наличии выявленных у них заболеваний (повреждений) фиксируются в журнале регистрации осмотров медицинским работником лиц, доставленных в СИЗО (приложение № 7).
На каждого поступившего оформляется медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (при ее отсутствии).
Пунктом 27 вышеуказанного Порядка установлено, что за состоянием здоровья лиц, заключенных под стражу, или осужденных осуществляется динамическое наблюдение, включающее проведение не реже 1 раза в 6 месяцев флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза, а также клинической лабораторной диагностики (общий анализ крови, мочи) и осмотра врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.
Судом из материалов дела, пояснений административного истца установлено, что Яхин С.Я. приговором Железнодорожного районного суда г. Читы от 16 апреля 2013 г. был осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ и в этот же день был взят под стражу в зале суда. С 16 апреля 2013 г. по 04 августа 2013 г. Яхин С.Я. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, затем прибыл для дальнейшего отбытия наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю (г. Нерчинск).
Как следует из предоставленных административным ответчиком ФСИН России и УФСИН России по Забайкальскому краю медицинских документов Яхина С.Я., ФКУЗ Медико-санитарная часть 75 ФСИН России на постоянной основе проводилась и оказывалась лечебно-диагностическая медицинская помощь. Яхин С.Я. неоднократно получал медицинскую помощь в виде консультации и осмотра врачами фтизиатром, терапевтом, хирургом, кардиологом, окулистом, ему проводились углубленные врачебные осмотры. Яхин С.Я. неоднократно проходил лечение в стационаре. За время отбывания наказания он неоднократно проходил клинико-лабораторные, инструментальные исследования, в том числе ультразвуковые исследования, также получал консультации разных специалистов, как уголовно-исполнительной системы, так и муниципальной системы здравоохранения Забайкальского края, соответственно по имеющимся заболеваниям, которые были выявлены при заключении под стражу ... а также диагностированных во время отбытия наказания ...
Допрошенная в суде в качестве свидетеля заместитель начальника ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России П. Л.Ф. суду пояснила, что при поступлении осужденного Яхина С.Я. в СИЗО-1 г. Читы, 17 апреля 2013г. ему был проведен первичный медицинский осмотр, жалоб на момент осмотра он не предъявлял. Со слов осужденного было выявлено, что раньше злоупотреблял алкоголем, были запойные состояния. В 1999г. проведена нефрэктомия по поводу МКБ. О наличии других заболеваний не сообщал. Был установлен диагноз: .... В назначении лечения на момент осмотра не нуждался. Яхину С.Я. были проведены лабораторные исследования крови и мочи (без патологии). ... С.Я. снова обратился в медицинскую часть уже с другими жалобами на появление болей ... Поколачивание по костно-вертебральным углам было безболезненное. Температура тела 36.7С. Был заподозрен диагноз: ...? Были назначены лабораторные исследования мочи, но анализ пациент не сдал. 09 августа 2013г. Яхин С.Я. убыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю. В это время ему был проведен первичный медицинский осмотр. Был установлен диагноз: синдром зависимости от алкоголя. Хронический пиелонефрит единственной почки. 10 августа 2013г. Яхину С.Я. проведен углубленный медицинский осмотр, жалоб на состояние здоровья Яхин не предъявлял. АД было 130\70 мм.рт.ст. ЧСС64 в 1 минуту. Был установлен диагноз: .... 30 сентября 2013г Яхин С.Я. снова был осмотрен медицинским работником. Яхин С.Я. продолжал предъявлять жалобы на боли в поясничной области. Фельдшером был установлен диагноз: .... Назначено лечение и лабораторные исследования. .... 21 октября 2013г. для определения патологии почек проведено УЗИ органов брюшной полости - .... 21 октября 2013г. Яхин С.Я. снова обратился в медицинскую часть с жалобами на боли в поясничной области. Состояние здоровья Яхина С.Я. было удовлетворительное. Установлен диагноз: ... 18 марта 2014г. Яхин С.Я. был направлен в больницу №1 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России для уточнения работы единственной почки и причин развития артериальной гипертензии. С 19.03.2014 по 02.04.2014г. Яхин С.Я. находился на стационарном лечении филиала «Больница № 1» ФКУЗ МСЧ 75 ФСИН России с диагнозом: ... После проводимого лечения осужденный Яхин С.Я. выписан в удовлетворительном состоянии с рекомендациями. На фоне принимаемого лечения артериальное давление оставалось на уровне 140-160 мм.рт.ст. По результатам анализов крови и мочи, так же клинически, признаков .... Для дифференциальной диагностики болевого синдрома Яхин С.Я. с 24.07.2015 по 18.08.2015г находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении филиала «Больница № 1» ФКУЗ МСЧ 75 ФСИН России. За время пребывания проведено обследование: (.... Выписан в удовлетворительном состоянии с дальнейшими рекомендациями по лечению. На фоне проводимого лечения было достигнуто АД на уровне 150 мм.рт.ст., которое сохранялось на стабильном уровне до 2018г. Кроме того, по настоянию осужденного Яхина С.Я. в 2017г. ему были оформлены медицинские документы для освидетельствования МСЭ. Решением МСЭ Яхин С.Я. инвалидом не признан ввиду отсутствия стойких критериев ограничения жизнедеятельности, утвержденных ПП РФ №95, с решением МСЭ Яхин С.Я. был ознакомлен. С 2018г. на фоне достаточной гипотензивной терапии у Яхина С.Я. сохранялись повышенные цифры АД (на уровне 180мм.рт.ст.), в связи с чем, Яхин С.Я. повторно находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении филиала «Больница № 1» ФКУЗ МСЧ 75 ФСИН России с диагнозом: ... Выписан в удовлетворительном состоянии, со стабильным артериальным давлением на уровне 150-160 мм.рт.ст., с дальнейшими рекомендациями по лечению. Последняя госпитализация в терапевтическом отделении филиала «Больница № 1» ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России была с 22.03.2019 по 18.04.202019г. В период пребывания в стационаре проведено обследование: ЭХО КГ, ЭКГ, суточное мониторирование ЭКГ и АД, Ультразвуковое исследование органов брюшной полости и почек, анализ крови на липидный спектр, биохимический анализ крови, анализ мочи на МАУ, проведена консультация врача-кардиолога, врача-окулиста, по результатам обследования и консультации врачей-специалистов установлен диагноз: ... По настоянию осужденного Яхина С.Я. в 2018г. и в мае 2019г. ему повторно были оформлены медицинские документы для освидетельствования МСЭ. Решением МСЭ Яхин С.Я. инвалидом не признан ввиду отсутствия стойких критериев ограничения жизнедеятельности, утвержденных Постановлением правительства РФ №95. С решением МСЭ Яхин С.Я. был ознакомлен. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы. ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России учреждением медико-социальной экспертизы не является. Ввиду отсутствия отрицательной динамики в состоянии здоровья Яхина С.Я., показаний для повторного направления документов на МСЭ не было. В технических средствах реабилитации Яхин С.Я. не нуждался. По настоянию Яхина С.Я. в августе 2019г. ему повторно были оформлены и направлены медицинские документы в бюро МСЭ. Решением МСЭ с 30.08.19г. Яхину С.Я. впервые установлена .... По данным заболеваниям Яхин С.Я., согласно программе индивидуальной реабилитации инвалида, получает профилактическое лечения для предотвращения прогрессирования сердечной недостаточности, для профилактики инсульта, для профилактики возможных нарушений сердечного ритма, для стабилизации артериального 1 давления. Яхину С.Я. устанавливались достоверные диагнозы. Так, в марте 2019г. осужденный Яхин С.Я. обратился с ходатайством Нерчинский районный суд Забайкальского края об освобождении его от отбывания наказания в связи с заболеванием. В связи с Постановлением Нерчинского районного суда Забайкальского края от 01 апреля 2019г. установлено, что осужденному Яхину С.Я. проводилось медицинское освидетельствование на предмет наличия заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. Врачебной комиссией ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России Яхину С.Я. был установлен диагноз: ... Постановлением Нерчинского районного суда Забайкальского края в освобождении от отбывания наказания по заболеванию, осужденному Яхину С.Я. было отказано. Диагнозы заболеваний были указаны верно как для медицинского освидетельствования на предмет наличия заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, так и при направлении документов в бюро МСЭ. Что касается перевода Яхина С.Я. для дальнейшего отбывания наказания в другом субъекте РФ и установленным диагнозом ... то указанное заболевание является основанием для освобождения Яхина С.Я. от дальнейшего отбывания наказания, в связи с чем 29 ноября 2019г. было оформлено медицинское заключение, которое было направлено на рассмотрение во ФСИН России. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции и согласно приказу М3 РФ от 16.03.2020 №171 «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)» направление на профилактические медицинские осмотры и диспансеризация спецконтингента отменены до особого распоряжения. В связи с этим, распоряжением ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России от 20.03.2020 №9-р с целью ограничения контактирования осужденных профилактические осмотры, диспансеризация, этапирование осужденных из одного учреждения в другое были отменены до особого распоряжения. Яхину С.Я. предоставлялась вся информация о состоянии его здоровья. Так, 28 мая 2013г. Яхин С.Я. дал согласие на проведение флюорографии органов грудной клетки. Информация о состоянии здоровья давалась осужденному практически после каждого медицинского осмотра, о чем имеются подписи Яхина С.Я., отражение которых в медицинской карте не требуется нормативными документами. В настоящее время состояние здоровья осужденного Яхина С.Я. удовлетворительное, находится согласно ИПР на стационарном лечении в больнице № 1 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России.
Показания свидетеля Панасовой Л.Ф. подтверждены представленной в дело медицинской документацией.
Из письменных материалов дела также следует, что 30.08.2019г. Яхину С.Я., в связи с установлением инвалидности III группы инвалидности по общему заболеванию, была разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Как указано в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья.
Согласно п. 17 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», часть 7 статьи 101 УИК РФ).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что доводы Яхина С.Я. о не оказании должной медицинской помощи, то есть не проведении надлежащего обследования, наблюдения за состоянием его здоровья, не предоставлении какого-либо лечения имеющихся у него заболеваний, не нашли своего объективного подтверждения, опровергаются собранными по делу доказательствами. Судом установлено, что Яхину С.Я. своевременно и в полном объеме оказывалась необходимая медицинская помощь, проводились необходимые обследования и исследования, административный истец обеспечивался лекарственными препаратами. В период отбывания наказания административному истцу была установлена группа инвалидности, разработана индивидуальная программа реабилитации. По установленным у Яхина С.Я. заболеваниям, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, он получает профилактическое лечение для предотвращения прогрессирования сердечной недостаточности, для профилактики инсульта, для профилактики возможных нарушений сердечного ритма, для стабилизации аретириального давления.
Доводы Яхина С.Я. о том, что ему не оказывалось должного лечения и об ухудшении вследствие этого состояния его здоровья, а также о несвоевременного установления ему группы инвалидности, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно абзацу 3 пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 84 КАС РФ).
Довод Яхина С.Я. об укрывательстве работниками ФКУЗ МСЧ 75 его заболеваний, испытываемых им затруднениях в доступности медицинского обслуживания и информированности также не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Так, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства», информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень (далее - информированное добровольное согласие), и отказ от видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, дается гражданином либо одним из родителей или иным законным представителем в отношении лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Из представленных в дело медицинских документов установлено, что 28 мая 2013 г. Яхин С.Я. дал согласие на проведение флюорографии органов грудной клетки. Информация о состоянии здоровья давалась осужденному практически после каждого медицинского осмотра, о чем имеются подписи Яхина С.Я. Имеются подписи об ознакомлении и согласии на лечение от ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...,..., ..., ... ..., ..., ..., ..., ...,..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., .... В настоящее время состояние здоровья осужденного Яхина С.Я. удовлетворительное, находится согласно ИПР на стационарном лечении в больнице № 1 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России.
Таким образом, вся информация о состоянии здоровья Яхина С.Я. ему предоставлялась своевременно и в полном объеме.
Довод Яхина С.Я. о низком обеспечении финансирования его лечения не соответствует действительности. Согласно программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2018г. №1506, подушевое финансирование на одного жителя в 2019г. составило 3 488 рублей 60 коп., на 2020г. запланировано - 3 621 рублю,90 копеек. Согласно представленной справке ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, на осужденного Яхина С.Я. на лекарственные препараты в 2019г. затрачена сумма в размере 1 187 рублей в 1 месяц, не учитывая проведенные обследования и консультации врачами специалистами. За 2019 год на Яхина С.Я. было затрачено 14 244 рубля, что в 3 раза выше финансирования по программе бесплатного оказания медицинской помощи.
Довод административного истца Яхина С.Я. о не направлении его в другой субъект с иными климатическими условиями в связи с заболеванием, суд находит также несостоятельным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце первом пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», определение либо изменение конкретного места отбывания осужденными уголовного наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными и должны осуществляться в соответствии с требованиями закона. При этом следует учитывать законные интересы осужденных, обеспечивающие как их исправление, так и сохранение, поддержку социально полезных семейных отношений (статьи 73, 81 УИК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 73 УМК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.
Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Как следует из материалов дела, показания свидетеля Панасовой Л.С., в марте 2019 г. Яхину С.Я. был выставлен диагноз: гипертоническая болезнь III стадия, III степень, риск 4.
Согласно Перечню медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы, утвержденного Приказом № 346 Министерства Здравоохранения Российской и Министерства юстиции Российской Федерации № 254 от 28 августа 2001 года, медицинскими противопоказаниями к отбыванию наказания в Читинской области, является, в том числе, ....
Из пояснений Яхина С.Я. в судебном заседании следует, что до рассмотрения его заявления в марте 2019 года Нерчинским районным судом Забайкальского края об освобождении от отбывания наказания, он обращался с письменными заявлениями о переводе его в другую колонию для дальнейшего отбывания наказания. Однако, после рассмотрения его заявления Нерчинским районным судом Забайкальского края он написал письменный отказ о переводе его в другой регион. Таким образом, учитывая письменный отказ Яхина С.Я о переводе его в другой регион для дальнейшего отбывания наказания, суд приходит к выводу о том, что его права административными ответчиками не нарушены. Кроме того, в марте 2019 г. Яхину С.Я. был выставлен такой диагноз впервые, следовательно до указанной даты у административного ответчика не имелось законных оснований для перевода его в другую колонию по состоянию здоровья. Судом также учитывается, что Яхин С.Я. подлежит освобождению из колонии 15 октября 2020 года по отбытию срока, в связи с чем, его перевод в настоящее время в другой регион является нецелесообразным.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Вместе с тем, таких обстоятельств по делу не установлено, права Яхина С.Я. действиями административных ответчиков не нарушены, а его доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются представленными в материалах дела доказательствами.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. 175-180,227 КАС РФ суд
решил:
Яхину С.Я. в удовлетворении административного иска к ФКУЗ Медико-санитарная часть 75 ФСИН России, Сенотрусовой Е.Б., ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю, Министерству здравоохранения РФ, Министерству юстиции РФ, Министерству финансов РФ, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Лытнева Ж.Н.
Мотивированное решение составлено 07 августа 2020 года.