Дело № 2-4678/2022

УИД: 41RS0001-01-2022-004472-57

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2022г.                                             город Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Ежовой И.А.,

при секретаре Тенгерековой Е.Е.,

с участием:

представителя истца Огурцова С.В.,

представителя ответчика Пашенцевой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Расулова Юсуфжона Махмадовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю о возложении обязанности включения периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районе Крайнего Севера,

УСТАНОВИЛ:

Расулов Ю.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края (далее - Управление ПФ РФ в г. Петропавловске-Камчатском) о возложении обязанности включения периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районе Крайнего Севера.

В обоснование исковых требований указал, что 3 июня 2021 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации». Решением № 583 от 5 октября 2021 г. пенсионный орган в установлении пенсии отказал в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера. В страховой стаж не включены спорные периоды работы на территории Республики Таджикистан, а также у индивидуального предпринимателя Королева А.А., не производившего уплату страховых взносов и не представившего органам Пенсионного фонда сведения о его работе. Ответ от компетентных органов Таджикистана на запрос ответчика в трехмесячный срок не пришел. Между тем данные периоды работы в силу действующего законодательства подлежат включению в его страховой стаж. Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. № 9-П, Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974г. № 162, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. № 30 № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», просил возложить на ответчика обязанность: включить в страховой стаж периоды работы с 11 августа 1982г. по 11 августа 1987г., с 25 августа 1987г. по 25 октября 1997г., с 07 мая 2014г. по 10 октября 2014г., с 23 октября 2014г. по 01 августа 2015г.,; включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы с 8 февраля 2013г. по 30 марта 2013г., с 1 июля 2013г. по 2 июля 2013г., с 7 мая 2014 г. по 10 октября 2014г., с 23 октября 2014г. по 1 августа 2015г.

Истец Расулов Ю.М. извещен, участия в судебном заседании не принимал.

Представитель истца Расулова Ю.М. – Огурцов С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования уточнил, просил возложить на ответчика обязанность: включить в страховой стаж истца Расулова Ю.М. периоды его работы с 24 июля 1984 г. по 11 августа 1987 г.; с 25 августа 1987 г. по 25 октября 1997г., с 07 мая 2014г. по 10 октября 2014г., с 23 октября 2014г. по 01 августа 2015г.; включить в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периоды его работы с 8 февраля 2013г. по 30 марта 2013г., с 1 июля 2013г. по 2 июля 2013г., с 7 мая 2014 г. по 10 октября 2014г., с 23 октября 2014г. по 1 августа 2015г. Ссылаясь на представленные суду документы, подтверждающие работу истца в спорные периоды на территории Республики Таджикистан, а также копию решения суда от 23 июня 2017г. по иску Расулова Ю.М. к индивидуальному предпринимателю Королёву А.А. о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации неиспользованного отпуска, которым, по его мнению, установлены обстоятельства работы истца у данного работодателя, полагал доказанным сам факт работы Расулова Ю.М. в спорные периоды, подлежащие включению в страховой стаж и стаж его работы в районах Крайнего Севера, в связи с чем, отсутствие сведений об уплате страховых взносов в органы Пенсионного фонда в указанные периоды его работы, полагал, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Пашенцева А.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, в которых, в частности, указала, что решением ОПФ РФ по Камчатскому краю истцу отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». Страховой стаж Расулова Ю.М. на день обращения составлял 7 лет 1 месяц 28 дней, при требуемой продолжительности не менее 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера – 4 года 05 дней при требуемой продолжительности не менее 15 лет. Требование истца о включении в страховой стаж периодов работы с 24 июля 1984 г. по 11 августа 1987 г.; с 25 августа 1987 г. по 25 октября 1997г. не подлежит удовлетворению, поскольку записи в трудовую книжку внесены с нарушением правил установленной Инструкции. Период учебы Расулова Ю.М. с 1 сентября 1982г. по 23 июля 1984г. согласно диплому <адрес> учтен в общий стаж истца. Поскольку в спорные периоды истец работал на территории Таджикистана, ОПФ РФ по Камчатскому краю направило соответствующий запрос, ответ от компетентных органов указанного государства на запрос ответчика в трехмесячный срок не поступил, в связи с чем, просила в удовлетворении требований отказать в полном объёме.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося истца.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2018г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2018г. № 400-ФЗ), вступившим в законную силу с 1 января 2015г.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5, 6, 6.1, 6.3 указанной статьи, ст. 25.1 названного Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В судебном заседании на основании исследованных материалов дела установлено, что 3 июня 2021г. Расулов Ю.М. обратился в ОПФ РФ по Камчатскому краю с заявлением о досрочном назначении пенсии, с приложением документов для установления данного права.

Решением ГУ УПФ РФ в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края от 05 октября 2021г. в назначении досрочной страховой пенсии Расулову Ю.М. отказано, поскольку страховой стаж на дату обращения составил 07 лет 01 месяц 28 дней, стаж работы в района Крайнего Севера составил 04 года 00 месяцев 05 дней, что меньше установленных норм (л.д. 33).

Из решения ответчика следует, что в страховой стаж Расулова Ю.М. не включены периоды работы с 24 июля 1984 г. по 11 августа 1987 г.; с 25 августа 1987 г. по 25 октября 1997г., поскольку на момент его вынесения ответы компетентного органа Таджикистана на запросы ГУ УПФ РФ в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края о подтверждении его работы в спорные периоды и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не поступили.

В силу статей 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Из искового заявления, а также пояснений представителей сторон следует, что причиной отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости является заполнение трудовой книжки истца с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Роскомтруда СССР от 20 июня 1974г. № 162, а именно имеются нарушения – на титульном листе дата заполнения трудовой книжки – 09 февраля 1999г., в записи № 2 дата увольнения 11 августа 1987г., в связи с чем дата заполнения трудовой книжки не может быть позднее даты увольнения; в записи № 1 в графе 3 отсутствует наименование принимающей и увольняющей организации; отсутствует подтверждающая справка на первую запись в трудовой книжке (л.д. 33).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (далее по тексту – СНГ) в области пенсионного обеспечения» (далее по тексту – Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

В соответствии со ст. 3, п. 1 ст. 6 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по этому Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения.

В соответствии с п. 1 письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994г. № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Государства-участники Содружества берут на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения).

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Согласно п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004г. № 99р (далее по тексту – Рекомендации), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003г. № 203-16).

Периоды работы по найму после 1 января 2002г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с п. 4 указанных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В качестве документов, подтверждающих страховой стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами) справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения.

Согласно п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР» документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств – бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом форма документа может быть произвольной.

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту – Правила № 884н).

Согласно п. 18 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п. 68 Правил № 884н).

Согласно абз. 2 п. 52 Правил, в случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявитель представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривает заявление о перерасчете размера пенсии с учетом документов, представленных заявителем по собственной инициативе, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В подтверждение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости истцом представлены, в частности, трудовая книжка, справка о заработной плате от 12 января 2022г., архивная справка о стаже от 27 июля 2021г., справка о заработке от 27 июля 2021г. (л.д. 72-74, 75-76, 77-78).

Согласно трудовой книжке и справке о заработной плате от 12 января 2022г. Расулов Ю.М. 11 августа 1982 г. принят на работу трактористом МХБ им. Фрунзе в Республике Таджикистан, и включая период с 24 июля 1984г. по 11 августа 1987г. состоял в трудовых отношениях с МХБ им Фрунзе (л.д. 72-74).

Согласно архивной справке о стаже от 27 июля 2021г., справке о заработке от 27 июля 2021г. приказом № 29 от 27 августа 1987г. Расулов Ю.М. 25 августа 1987г. зачислен водителем в транспортный отдел в Душанбинском производственном хлопчатобумажном объединении. Приказом № 32 от 13 октября 1997г. уволен 15 октября 1997 г. по собственному желанию.

В результате реорганизации Душанбинское производственное хлопчатобумажное объединение неоднократно переименовывалось, на основании свидетельства о госперерегистрации Министерства юстиции Республики Таджикистан за № 0001 – 4212 от 25 июля 2007г. переименовано в ООО Производственное объединение «Нассочии Точик» (л.д. 75-76).

В соответствии с п. 4.1 раздела 4 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974г. № 162, действовавшей в спорный период, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих (п. 1.1); записи о работе, внесенные в трудовую книжку, заверяются подписью руководителя и печатью отдела кадров (4.1).

Аналогичные требования содержатся в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовлении бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003г. № 225 и Постановлением Правительства РФ от 10 октября 2003г. № 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек».

То обстоятельство, что трудовая книжка истца оформлена с нарушениями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974г. № 162, не может влиять на право истца на назначение трудовой пенсии, так как ведение трудовых книжек возложено законодателем на работодателя.

Доказательств вины истца в несоответствии печати работодателя при приеме на работу печати работодателя при увольнении в трудовой книжке суду не представлено.

То обстоятельство, что заполнение трудовой книжки истца датировано 9 февраля 1999г. о недействительности данного документа не свидетельствует, поскольку, как следует из ее начальной (титульной) страницы, трудовая книжка истца заполнена повторно в связи с выдачей её дубликата, в связи с чем, датой заполнения дубликата указана та, когда был заполнен именно дубликат, а не трудовая книжка в ее первоначальном виде.

В настоящее время внести исправления в трудовую книжку не представляется возможным. Кроме того, указанные периоды имели место до распада СССР.

Таким образом, спорные периоды подлежат включению в страховой стаж Расулова Ю.М. дающий право на досрочное назначение пенсии.

С учетом изложенного, принимая во внимание приведенные выше правовые нормы, суд приходит к выводу, что исковые требования Расулова Ю.М. о возложении на ОПФР Камчатского края обязанности включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, спорные периоды работы с 24 июля 1984 г. по 11 августа 1987 г.; с 25 августа 1987 г. по 15 октября 1997г, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку увольнение истца Расулова Ю.М. приказом № 32 от 13 октября 1997г. было произведено 15 октября 1997 г., оснований для удовлетворения требования в остальной его части о возложении обязанности включить в страховой стаж Расулова Юсуфжона Махмадовича период работы с 16 октября 1997 г. по 25 октября 1997г. не имеется.

Ссылки представителя ответчика на отсутствие сведений компетентного социального органа Таджикистана, подтверждающих работу истца в спорные периоды и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не могут являться поводом для отказа в удовлетворении данной части заявленных истцом требований, поскольку представленные им документы свидетельствуют о наличии правовых оснований для включения спорных периодов работы в страховой стаж.

Тогда как периоды работы по найму после января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

В случае назначения пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ), в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002г. могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

С учетом изложенного, требование по уплате страховых взносов за спорный период работы истца с 24 июля 1984 г. по 11 августа 1987 г.; с 25 августа 1987 г. по 15 октября 1997г. на территории Республики Таджикистан законом не предусмотрено.

Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж Расулова Ю.М. периоды его работы с 07 мая 2014г. по 10 октября 2014г., с 23 октября 2014г. по 01 августа 2015г.; и в стаж его работы в районах Крайнего Севера периоды работы с 8 февраля 2013г. по 30 марта 2013г., с 1 июля 2013г. по 2 июля 2013г., с 7 мая 2014 г. по 10 октября 2014г., с 23 октября 2014г. по 1 августа 2015г. оснований для их удовлетворения у суда не имеется.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Так, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 11 ФЗ N 400-ФЗ).

На основании ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. №1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемым в страховой стаж, является трудовая книжка установленного образца.

Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 43 Правил № 1015).

Из положений ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условии для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996г. №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996г. №27-ФЗ ).

Из приведенных правовых норм следует, что индивидуальный персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица, и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, факт выполнения гражданином работы может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Расулов Ю.М. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 28 апреля 2011г.

В периоды с 8 февраля 2013г. по 30 марта 2013г., с 1 июля 2013г. по 2 июля 2013г., с 7 мая 2014 г. по 10 октября 2014г., с 23 октября 2014г. по 1 августа 2015г. Расулов Ю.М. был трудоустроен у индивидуального предпринимателя Королева А.А., что подтверждается представленными им трудовым договором от 08 февраля 2013г., заключенным на неопределенный срок, трудовым договором от 7 мая 2014г., заключенным на неопределенный срок, трудовым договором от 23 октября 2014г., заключенным на срок с 23 октября 2014г. по 23 октября 2015г., а также записями в трудовой книжке истца (л.д. 79-84, 99-106).

Однако в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Расулова Ю.М. сведения о данных периодах его работы отсутствуют.

Исследованием материалов дела установлено, что работодатель истца индивидуальный предприниматель Королев А.А. сведения о работнике Расулове Ю.М. в Пенсионный фонд не представил, уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на работника Расулова Ю.М. в спорные периоды времени не производил.

Поскольку в силу приведенных норм закона стаж работы застрахованного лица подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, подаваемых работодателями, которые в качестве страхователей обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов, одни лишь записи в трудовой книжке, а также представленные стороной истца трудовые договоры между истцом и индивидуальным предпринимателем Королёвым А.А. данные обстоятельства подтвердить не могут, поскольку само по себе заключение трудового договора не свидетельствует об осуществлении трудовых обязанностей и получение за это заработной платы в течение всего периода, указанного в трудовом договоре.

Ссылка представителя истца Огурцова С.В. на копию решения суда от 23 июня 2017г., которым в удовлетворении иска Расулова Ю.М. к ИП Королёву А.А. о взыскании задолженности по заработной плате и другим выплатам отказано, таким доказательством также не является, поскольку юридически значимые обстоятельства работы истца у индивидуального предпринимателя Королева А.А. в спорные периоды данным решением суда не установлены, сам же факт заключения трудовых договоров между истцом и индивидуальным предпринимателем таким обстоятельством не является.

Учитывая изложенное, требования истца о возложении на ответчика обязанности по включению в страховой стаж Расулова Юсуфжона Махмадовича периодов работы с 7 мая 2014 г. по 10 октября 2014г., с 23 октября 2014г. по 1 августа 2015г., в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы с 8 февраля 2013г. по 30 марта 2013г., с 1 июля 2013г. по 2 июля 2013г., с 7 мая 2014 г. по 10 октября 2014г., с 23 октября 2014г. по 1 августа 2015г. удовлетворению не подлежат в связи с необоснованностью.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 24 ░░░░ 1984 ░. ░░ 11 ░░░░░░░ 1987 ░.; ░ 25 ░░░░░░░ 1987 ░. ░░ 15 ░░░░░░░ 1997░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 16 ░░░░░░░ 1997 ░. ░░ 25 ░░░░░░░ 1997░.; ░ 7 ░░░ 2014 ░. ░░ 10 ░░░░░░░ 2014░., ░ 23 ░░░░░░░ 2014░. ░░ 1 ░░░░░░░ 2015░., ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 8 ░░░░░░░ 2013░. ░░ 30 ░░░░░ 2013░., ░ 1 ░░░░ 2013░. ░░ 2 ░░░░ 2013░., ░ 7 ░░░ 2014 ░. ░░ 10 ░░░░░░░ 2014░., ░ 23 ░░░░░░░ 2014░. ░░ 1 ░░░░░░░ 2015░. - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░ 2022 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░          ░░░░░░░                      ░.░. ░░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-4678/2022 (░░░: 41RS0001-01-2022-004472-57)

2-4678/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Расулов Юсуфжон Махмадович
Ответчики
ГУ Отделение Пенсионного фонда Камчатского края
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Ежова Ирина Александровна
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
28.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2022Передача материалов судье
05.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.09.2022Предварительное судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
24.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
07.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее