ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-5312/2016
г. Уфа 22 марта 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гизатуллина А.А.
судей Идрисовой А.В.
Демяненко О.В.
при секретаре ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе АО Банк «Северный морской путь» в лице филиала «ИнвестКапиталБанк» АО «СМП Банк» на определение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
производство по гражданскому делу по исковому заявлению Акционерного общества банк «Инвестиционный капитал» к наследникам ФИО1 о взыскании задолженности за счет наследственного имущества прекратить в связи со смертью ответчика.
Заслушав доклад судьи Демяненко О.В., судебная коллегия
установила:
АО банк «Инвестиционный капитал» обратилось в суд с иском к наследникам ФИО4 о взыскании задолженности по договору о предоставлении овердрафта по счету банковской карты от дата в размере ... руб. с наследников ФИО1, ссылаясь на то, что в связи с ненадлежащим исполнением обязательств заемщиком образовалась задолженность.
Судом постановлено указанное выше определение, об отмене которого в частной жалобе просит АО Банк «Северный морской путь» в лице филиала «ИнвестКапиталБанк», ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив представленные материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене, как принятое с нарушением норм процессуального права.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" исходил из того, что в связи со смертью ФИО1 данный иск должен быть предъявлен к принявшим наследство наследникам умершего.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1175 ГК РФ кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований.
Как следует из содержания искового заявления, банком предъявлены требования о взыскании задолженности по кредитному договору к наследникам ФИО1, без указания их данных.
Заемщик ФИО1 умер дата до подачи иска в суд.
Вместе с тем, суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству определил и установил круг наследников, принявших наследство после смерти ФИО1
По смыслу ст. 1175 п. 3 ГК РФ предъявление требований к наследственному имуществу при наличии наследников, обратившихся с заявлениями о принятии наследства, не влечет прекращение производства по делу, поскольку право на это имущество переходит к наследникам с даты открытия наследства, а является основанием для обсуждения вопроса о привлечении их к участию по делу в качестве ответчиков и уточнения исковых требований.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для прекращения производства по делу.
Ссылка суда на п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" в данном случае несостоятельна, поскольку иск предъявлен к наследникам умершего.
Указанные выше нарушения норм гражданского процессуального права повлекли нарушение права истца на судебную защиту, что не позволяет судебной коллегии согласиться с законностью и обоснованностью определения суда, в связи с чем оно подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
определение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить, гражданское дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья ФИО5