ДЕЛО №2а-334-21
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Чикола 18.05.2021 г.
Ирафский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Батырова А.Р., при секретаре судебного заседания Марзоевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РСО-Алания Касабиева С.Э. к Тотоонову Эльбрусу Владимировичу о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей,
У С Т А Н О В И Л:
В Ирафский районный суд РСО-Алания поступило административное дело по административному исковому заявлению заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РСО-Алания Касабиева С.Э. к Тотоонову Эльбрусу Владимировичу о взыскании задолженности по транспортному, имущественному и земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей.
Заместитель начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РСО-Алания Касабиев С.Э. одновременно просил восстановить пропущенный срок обращения в суд.
В судебное заседание представитель административного истца не явился.
Административный ответчик Тотоонов Э.В., должным образом извещен о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился.
Суд находит возможным рассмотрение административного дела без участия административного истца и административного ответчика.
Принимая во внимание доводы представителя истца, изложенные в ходатайстве, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствие с ч.1 и ч.2 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В своем ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, административный истец ссылается на большой объем заявлений, связанный со списанием и перерасчетом задолженности по имущественным налогам, в связи с чем взыскатель не успел подготовить в срок заявление.
Из материалов административного дела видно, что Тотоонов Э.В., является налогоплательщиком, у которого в соответствие со ст.52 НК РФ имеется обязанность самостоятельно исчислять сумму налога.
Согласно подпункту 1 пункта 1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч.2 ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пункту 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и существует до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Тотоонов Э.В., не уплатил: транспортный налог в размере <данные изъяты> рубля., пеня <данные изъяты> рубля, налог на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным на границах сельских поселений<данные изъяты> рублей, пеня <данные изъяты> рублей, земельный налог, обладающих земельным участком, расположенным на границах сельских поселении в размере <данные изъяты> рублей, пеня <данные изъяты> рублей, на общую сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Административным истцом Тотоонову Э.В., по месту его регистрации направлено требование № от 18.01.2018г., об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа процентов, согласно которому административный ответчик должен был погасить образовавшуюся задолженность в срок до 03.04.2018г.
Суд приходит к выводу, что административным истцом срок для обращения с настоящим иском в суд пропущен по неуважительной причине по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ и частью 3 ст.3 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Вместе с тем, в соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Приведенные положения Конституции РФ обязывают правосудие соблюдать баланс частных и публичных интересов.
Учитывая изложенное, негативные для публичных интересов последствия, возникшие вследствие недоработки государственных органов, не могут быть возложены на налогоплательщика и повлечь взыскание налога с нарушением установленной процедуры.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании налога подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Согласно материалам административного дела, Тотоонов Э.В., не выплатил транспортный налог в размере <данные изъяты> рубля., пеня <данные изъяты> рубля, налог на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным на границах сельских поселений, <данные изъяты> рублей, пеня <данные изъяты> рублей, земельный налог, обладающих земельным участком, расположенным на границах сельских поселении в размере <данные изъяты> рублей, пеня <данные изъяты> рублей, за 2017г.
С настоящим административным иском ИФНС обратилась в суд, согласно номеру входящей корреспонденции суда, ДД.ММ.ГГГГ.
Срок обращения в суд налогового органа с иском о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогу с административного ответчика в связи с неисполнением им требования об уплате налога истек ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не может принять во внимание доводы представителя административного истца, поскольку действующим законодательством определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей, большой объем заявлений не может быть признан уважительной причиной пропуска срока обращения в суд.
Других доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих истцу обратиться в суд в установленный законом срок, не представлено, следовательно, истец утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по налогам.
В соответствие с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь Налоговым кодексом Российской Федерации, ст. ст. 150, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований по административному исковому заявлению заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РСО-Алания Касабиева С.Э. к Тотоонову Эльбрусу Владимировичу о взыскании задолженности по страховым взносам в размере <данные изъяты> рублей, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в судебную коллегию по административным делам Верховного суда РСО-Алания через Ирафский районный суд.
Председательствующий А.Р. Батыров