Дело № 12-344/2021
УИД 74RS0038-01-2021-002526-86
Р Е Ш Е Н И Е
22 сентября 2021 года с. Долгодеревенское
Судья Сосновского районного суда Челябинской области Гладких Е.В., при секретаре судебного заседания Салыевой А.Д.,
рассмотрел в судебном заседании в зале суда дело об административном правонарушении по жалобе ООО «Современные технологии» на постановление заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области № 57 от 29 июня 2021 Золотухина Ю.В. о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области № 57 от 29 июня 2021 Золотухина Ю.В. юридическое лицо - ООО «Современные технологии» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
ООО «Современные технологии» в жалобе просит отменить постановление, производство по делу прекратить либо ограничиться предупреждением.
В обоснование жалобы указано, что протокол осмотра происшествия от ДАТА содержит схему, на которой указаны предполагаемый очаг возгорания и территории распространения пожара. Сопоставление характерных очертаний лесных участков на схеме, публичной кадастровой карте и карте лесного фонда позволило установить, что место, указанное как предполагаемый очаг возгорания находится на земельном участке с кадастровым №. По ходатайству ООО «Современные технологии» проведен совместный осмотр, в ходе которого установлено отсутствие противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 м, а также очистки от горючих материалов на полосе не менее 10 м вдоль границ земельного участка с кадастровым номером 74:19:0103003:12. выявленное нарушение не относится к предмету административного расследования по факту пожара, место выявленного нарушения не связано с фактом пожара. Место фактического очага пожара не было осмотрено, в материалах дела отсутствуют фото фактического очага пожара.
Распоряжение, приказ о назначении плановой либо внеплановой проверки требований пожарной безопасности в ООО «Современные технологии» не поступало, то есть проверка для выявления нарушений, не связанных с место и фактом пожара, в отношении которых проводилось административное расследование, не назначалась.
Просит также признать административное правонарушение малозначительным, поскольку минерализованная полоса отсутствовала вокруг трех маленьких обособленных участках леса, при этом сам участок с кадастровым номером 74:19:0103003:12 по периметру опахан. Нарушение совершено впервые, в результате него не причинен вред, не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
В судебном заседании представитель ООО «Современные технологии» Курбатова В.К. доводы жалобы поддержала, также просила в случае отсутствия оснований для прекращения производства по делу либо вынесения предупреждения, снизить назначенный административный штраф.
Представитель Главного управления лесами Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя ООО «Современные технологии», исследовав письменные материалы дела, обозрев оригинал дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Судья из материалов дела установил, что ДАТА в 16 часов в квартале 30, выделах 4-6, квартале 37 выделах 8-17 Долгодеревенского участкового лесничества Шершневского лесничества, в 4 км южнее АДРЕС на площади 14,6 га произошел лесной пожар. При осмотре места лесного пожара ДАТА было выявлено, что пожар на земли лесного фонда перешел с земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, принадлежащего на праве собственности ООО «Современные технологии». При этом собственником не были приняты меры по очистке прилегающей к лесу территории от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории леса, не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером, что привело к возгоранию лесных участков на территории Шершневского лесничества.
Вышеуказанные обстоятельства и вина юридического лица подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДАТА, составленным с участием представителя ООО «Современные технологии», актом о лесном пожаре от ДАТА, протоколом осмотра места происшествия с приложением фотоматериала от ДАТА и схемы, выпиской из ЕГРН о принадлежности земельного участка с кадастровым №, объяснениями зам.начальника ОБУ ЦПТ Защиты и охраны леса от ДАТА, актом совместного осмотра от ДАТА, сообщением начальника ОНДиПР по Сосновскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Челябинской области Кунакбаева В.Г. о событии административного правонарушении от ДАТА, расчетом ущерба.
Все представленные доказательства оценены должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в совокупности подтверждают наличие в действиях ООО «Современные технологии» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ. Оснований не согласиться с данной оценкой не имеется.
Согласно ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос. Ширина просек устанавливается в пределах от 10 до 100 метров в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 № 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Факт отсутствия минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иного противопожарного барьера на части земельного участка с кадастровым номером 74:19:0103003:12, собственником которого является ООО «Современные технологии», представитель последнего в судебном заседании не отрицала.
Доводы жалобы о том, что на вышеуказанном земельном участке отсутствует очаг пожара, основанием для прекращения производства по делу не является, поскольку объективной стороной вменяемого правонарушения является нарушение правил пожарной безопасности, повлекшем возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу, что невыполнение обществом требований пожарной безопасности в виде очистки прилегающей территории от сухой травы на полосе шириной не менее 10 м от леса либо отделения леса противопожарной менерализированой полосой шириной не менее 1,4 м, привело к распространению и переходу природного пожара на земли лесного фонда, что образует объективную сторону ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Ссылка ООО «Современные технологии» на то, что в адрес общества не поступали распоряжение, приказ о назначении плановой либо внеплановой проверки требований пожарной безопасности, проверка для выявления нарушений не назначалась, несостоятельна, поскольку положения Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются при проведении административного расследования.
Довод жалобы о признании правонарушения малозначительным не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Вместе с тем, исходя из характера и степени потенциальной опасности нарушения правил пожарной безопасности, оснований для признания вмененного деяния малозначительным не имеется.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными должностным лицом административного органа и получившими надлежащую оценку в обжалуемом постановлении.
Постановление о привлечении ООО «Современные технологии» к административной ответственности вынесено в соответствии с требованиями закона. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Вместе тем, согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В целях обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания, учитывая отсутствие тяжких последствий, а также то обстоятельство, что представитель ООО «Современные технологии» не отрицал факт нарушения Правил пожарной безопасности в лесах юридическим лицом, судья считает возможным снизить назначенное наказание в виде штрафа до 250 000 руб., что будет в полной мере отвечать целям административного наказания.
ООО «Современные технологии» в жалобе просит восстановить срок для подачи жалобы.
Поскольку оспариваемое постановление получено ООО «Современные технологии» 16 июля 2021, жалоба поступила в суд 21 июля 2021, срок для подачи жалобы не пропущен.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8, КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 57 ░░ 29 ░░░░ 2021 ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. 4 ░░. 8.32 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░. 4 ░░. 8.32 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 250 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░