Дело № 2а-1171/19 Мотивированное решение изготовлено 31.01 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Кропотовой Н.Л.,
при секретаре Божик Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
30 декабря 2019 года
административное дело по административному иску Глазуновой Татьяны Анатольевны к администрации ЯМР Ярославской области, управлению архитектуры и градостроительства ЯМР Ярославской области о признании уведомления незаконным, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Глазунова Т.А. обратилась в суд с административным иском к администрации ЯМР Ярославской области, управлению архитектуры и градостроительства ЯМР Ярославской области, в котором просит:
Признать незаконным Уведомление от 14 февраля 2019 года № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке Управления архитектуры и градостроительства Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области.
Признать соответствующими указанные в Уведомлении от 06 февраля 2019 года № Глазуновой Татьяны Анатольевны о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области возместить понесенные Глазуновой Татьяной Анатольевной судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей.
Доводы административного иска мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 76:17:041101:1430, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ и Выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец намерен на земельном участке с кадастровым номером № строить индивидуальный жилой дом.
08.02.2017г. администрацией Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района <адрес> административному истцу была оказана муниципальная услуга по выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №
Согласно п. 1.2. постановления от 24.01.2013г № 13 администрации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР Ярославской области потребителем данной муниципальной услуги является правообладатель земельного участка, заинтересованный в получении градостроительного плана земельного участка, имеющий намерение осуществить строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
В целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанный орган посредством единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства (ч.1 ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч.2 ст. 51.1. ГрК РФ).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве:
проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ;
направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости (и/или недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (ч.7 ст. 51.1. ГрК РФ).
Формы уведомлений о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости (и/или недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч.7 ст. 51.1. ГрК РФ).
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
указанный в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
в срок, указанный в ч.9 ст. 51.1. ГрК РФ, от органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (4.10 ст. 51.1. ГрК РФ).
05.02.2019 административный истец направил административному ответчику на бумажном носителе уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства через ГАУ ЯО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» филиал по Красноперекопскому и Фрунзенскому районам г. Ярославля (№ дела №).
Ранее земельный участок с кадастровым номером № был сформирован на основании постановления от 05.04.2016г. № Администрации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР Ярославской области и в соответствии с Соглашением от 25.05.2016 о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности.
Соглашение от 25.05.2016 о перераспределении земельного участка было дополнительно приложено к Уведомлению о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, как документ, подтверждающий категорию земель - земли населенных пунктов, а также - «Территориальная зона ЖЗ Индивидуальная жилая застройка».
В п.1 постановления от 05.04.2016 № Администрации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР Ярославской области указано, что земельный участок относится к категории земель населенных пунктов в территориальной зоне ЖЗ Индивидуальная жилая застройка с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства.
06.02.2019 административный ответчик зарегистрировал под входящим № 477 Уведомление административного истца о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
14.02.2019 административный ответчик по результатам рассмотрения Уведомления от 06.02.2019г. № уведомил административного истца о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям - в соответствии с решением Муниципального Совета ЯМР от 15.09.2009 № 43 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области» Градостроительный регламент земельного участка с кадастровым номером № не установлен.
20.02.2019 административный истец получил из МФЦ SMS-сообщение о возможности получить результат своего обращения к административному ответчику.
25.02.2019 административный истец получил в МФЦ текст Уведомления от 14.02.2019 № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (далее - Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №).
Административный истец считает Уведомление от 14.02.2019 № незаконным, поскольку оно противоречит ст. 51.1. ГрК РФ и нарушает гражданские, земельные права и законные интересы административного истца в сфере осуществления полномочий собственника имущества, в сфере индивидуального жилищного строительства, в том числе ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с ч.10 ст. 51.1. ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику только в определенных случаях.
Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером, его участок отмежеван и поставлен на кадастровый учет, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, по регистрационным данным каких-либо обременений или ограничений в отношении земельного участка не установлено.
Каких-либо претензий к форме и содержанию Уведомления от 06.02.2019г. №, а также к приложенным к нему документам, административный ответчик в Уведомлении от 14.02.2019 № не указал.
Не установление органом местного самоуправления Градостроительного регламента земельного участка с кадастровым номером 76:17:041101:1430 не является установленным законом основанием для направления административному истцу уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Своим решением (Уведомлением от 14.02.2019 №) административный ответчик нарушил права административного истца в области индивидуального жилищного строительства, создал препятствие в осуществлении этого права в будущем (невозможность осуществления строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности).
В судебном заседании сторона истца исковые требования полностью поддержала по изложенным в иске основаниям.
Остальные участники процесса, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Суд, выслушав присутствующих участников процесса, исследовав письменные материалы дела, полагает требования административного иска не подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ч.1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ч.З ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.2 4.1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ и Выпиской из ЕГРП от 19.09.2016.
В соответствии с данными кадастрового учета земельный участок истца имеет категорию земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно информации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР Ярославской области, направленной в адрес суда 01.11.2019, земельный участок с кадастровым № сформирован с нарушением действующего законодательства, фактически образован тупик формированием земельного участка с кадастровым №, без сквозного проезда и разворотной площадки, что недопустимо по правилам пожарной безопасности СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты». Таким образом, при формировании земельных участков с кадастровым №; № нарушен п.8.13 указанных СП 4.13130.2013 - Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров. Доступ на земельный участок с кадастровым № осуществляется по землям общего пользования слева от земельного участка с кадастровым №. Другого доступа на указанный земельный участок не имеется.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Кузнехинского с/п ЯМР земельный участок истца расположен в территориальной зоне сельскохозяйственного использования, что допускается в силу пп. 6 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч. 10 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Частью 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ закреплены виды территориальных зон, определяемых в результате градостроительного зонирования, в число которых входят зоны сельскохозяйственного использования.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе сельскохозяйственных угодий), а также зоны занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения (ч. 10 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).
Земельный участок истца расположен в зоне сельхозугодий в составе зоны сельскохозяйственного использования, для которой регламент не устанавливается.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
На основании вышеизложенного, Администрация ЯМР Ярославской области при выдаче Уведомления от 14.02.2019 № руководствовалась нормами действующего законодательства.
Несогласие истца с решением Муниципального совета Кузнечихинского с/п ЯМР Ярославской области от 15.09.2009 № «Об утверждении правил землепользования и застройки Кузнечихинского с/п ЯМР», не является основанием для признания оспариваемого Уведомления незаконным.
Как верно указала сторона административного ответчика, оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами, как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» № 50).
В соответствии с п.11 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Порядок подготовки и утверждения Правил землепользования и застройки, внесения изменения в данный документ установлен Градостроительным кодексом РФ.
Согласно п.5 ст.31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Проект Правил землепользования и застройки подлежит рассмотрению на публичных слушаниях (п. 12 ст. 31 ГрК РФ).
В соответствии с п.2 ст. 33 ГрК РФ одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с п.3 ст.33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами 1) в инициативном порядке либо 2) в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет 1) подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или 2) об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Общая процедура внесения таких изменений заключается в следующем: поступление в комиссию по землепользованию и застройке предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки (часть 3 статьи 33 ГрК РФ); подготовка комиссией по землепользованию и застройке заключения по поступившему предложению, содержащего рекомендации для главы местной администрации по варианту решения относительно вопроса о внесении изменений (часть 4 статьи 33 ГрК РФ); принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки (часть 5 статьи 33 ГрК РФ); проверка проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки на соответствие предъявляемым к нему требованиям (часть 9 статьи 31 ГрК РФ); проведение публичных слушаний по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки (часть 11 статьи 31 ГрК РФ); направление проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки после публичных слушаний на утверждение в представительный орган местного самоуправления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ); утверждение проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки представительным органом местного самоуправления (часть 2 статьи 32 ГрК РФ).
Согласно данным администрации ЯМР Ярославской области, административный истец в вышеуказанном порядке обращалась в Администрацию ЯМР Ярославской области с указанным предложением, по результатам рассмотрения принято заключение по ее предложению о внесении изменений в ПЗЗ в части отображения земельного участка с кадастровым номером 76:17:041101:1430 в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (выписка из протокола от 15.03.2018), в настоящее время проводится разработка карт.
Таким образом, права административного истца на момент вынесения оспариваемого Уведомления нарушены административным ответчиком не были. У административного ответчика не имелось предусмотренных законом полномочий для принятия иного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Глазуновой Татьяне Анатольевне отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Л.Кропотова