Решение по делу № 2а-3885/2019 от 16.09.2019

Административное дело № 2а-3885/2019

УИД 47RS0005-01-2019-004940-86

город Выборг                                                                      11 декабря 2019 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при секретаре Коженковой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Большакова Кирилла Ридовича к заместителю начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Анисимову Леониду Александровичу и Инспекции федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконным отказа о внесении сведений в единый государственный реестр юридических лиц об исключении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения по выставлению требования об оплате транспортного налога и пеней незаконным и обязании произвести перерасчет транспортного налога.

В обоснование заявленных требований Большаков К.Р. указал, что является членом СНТ «Ключи».

Административный ответчик 29 июня 2016 года вынес решение № 7109А о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице (ГРН 24704439755).

Согласно данной записи лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени СНТ «Ключи» стал Шеберстов О.В.. Основанием для внесения записи послужило заявление Шеберстова О.В. и протокол общего собрания членов СНТ «Ключи» от 21 мая 2016 года.

Согласно данному протоколу Шеберстов О.В. был избран председателем правления СНТ.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 мая 2017 года по делу № 2-346/2017 признано недействительным решение внеочередного общего собрания членов СНТ «Ключи» от 21 мая 2016 года.

16 мая 2018 года решение суда вступило в законную силу.

Согласно п.п. (г) п. 5.4. и 7.4. Устава председателя правления избирает общее собрание членов СНТ, и председатель правления имеет право без доверенности действовать от имени СНТ.

Так как суд признал незаконным собрание, на которым Шеберстова О.В. избрали председателем правления СНТ, то Шеберстов О.В. не имеет права действовать без доверенности от имени СНТ.

Таким образом, запись в ЕГРЮЛ о том, что Шеберстов О.В. имеет право действовать без доверенности от имени СНТ, не соответствует действительности и внесена на основании недействительного решения.

Внесенные ответчиком в Единый государственный реестр сведения не признаны недействительными, что является необходимым условием для возложения на регистрирующий орган обязанности по их исключению.

Так как СНТ «Ключи» не вносит изменения в ЕГРЮЛ о недостоверных сведениях о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, то истец обратился к ответчику с данным требованием.

В соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 7.1 ФЗ обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежит запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Истец в заявлении ответчику указал, что записи сделаны на основании незаконного решения, и в ЕГРЮЛ имеются недостоверные сведения.

Недостоверные сведения о лице, имеющем право действовать от имени СНТ, дают право заключать сделки и совершать другие действия Шеберстову О.В., не имея на то полномочия.

Таким образом, благодаря ответчику садоводством фактически управляет лицо, не имеющее на это полномочий, тем самым нарушаются права истца, предусмотренные федеральным законом «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Административный истец просит суд признать незаконным отказ ответчика во внесении изменений о недействительных сведениях в ЕГРЮЛ о лице, не имеющим право действовать от имени юридического лица ГРН 24704439755.

Представитель административного истца Толкачев Г.В., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не просил. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный истец, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не просил. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик заместитель начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Анисимов Л.А., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не просил. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Ранее в судебном заседании административный ответчик требования не признал и указал, что отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственный реестры на основании документов, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. Кроме того, в соответствии с п. 1.1 ст. 9 данного закона, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Для внесения изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган представляется «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц» по форме № Р14001 (далее - Заявление по форме № Р14001); представление в данном случае в регистрирующий орган соответствующего решения о назначении руководителя организации (председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества) одновременно с Заявлением по форме № Р14001 Законом № 129-ФЗ не предусмотрено.

Пунктом 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ определены основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц. При отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации по результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов регистрирующий орган обязан принять решение о государственной регистрации юридического лица и внести в ЕГРЮЛ соответствующую запись в установленный п.1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ срок.

Согласно п. 4.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

В компетенцию регистрирующих органов не входит оценка законности решений органов управления юридических лиц, сделок и иных обусловивших государственную регистрацию оснований возникновения прав и обязанностей.

В Инспекцию ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области (далее - регистрирующий орган) 22 июня 2016 года в отношении СНТ «Ключи», непосредственно представлены документы для внесения в единый реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, а именно заявление по форме Р14001 с приложенным комплектом документов.

Решение внеочередного общего собрания членов СНТ «Ключи» от 21 мая 2016 года в комплекте документов отсутствовало.

На основании представленных документов, и в связи с отсутствием оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации в соответствии со ст. 23 Закона № 129-ФЗ, регистрирующим органом 29 июня 2016 года вынесено решение о государственной регистрации № 7109А, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 24704439755.

Также решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр в соответствии со статьей 11 Закона № 129-ФЗ. Таким образом, при осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов.

Запись от 29 июня 2016 года за ГРН 24704439755, по мнению административного ответчика, внесена правомерно на основании предоставленных документов и в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области по делу №2-346/2017 от 23 мая 2017 года в удовлетворении требования об аннулировании записи внесенной в ЕГРЮЛ СНТ «Ключи» ГРН 2164704439755 от 29 июня 2016 года отказано.

Таким образом, у регистрирующего органа отсутствуют основания по признанию записи (ГРН) 2164704439755 от 29 июня 2016 года недействительной.

Административный ответчик в лице Найденко Е.Ю., действующей на основании доверенности от 03 октября 2019 года, требования не признал, просил в иске отказать.

Заинтересованное лицо СНТ «Ключи» в лице представителя Денисенко Т.П. требования не признало, указав, что после внесенной записи уже состоялось два общих собрания, на которых было переизбрано правление садоводства.

Заинтересованные лица Шеберстов О.В. и нотариус Выборгского нотариального округа Сафронова И.Ю., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом № 129-ФЗ.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственный реестры на основании документов, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. Кроме того, в соответствии с п. 1.1 ст. 9 данного закона, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Из изложенного следует, что для внесения изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган представляется «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц» по форме № Р14001 (далее - Заявление по форме № Р14001); представление в данном случае в регистрирующий орган соответствующего решения о назначении руководителя организации одновременно с Заявлением по форме № Р14001 Законом № 129-ФЗ не предусмотрено.

Пунктом 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ определены основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц. При отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации по результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов регистрирующий орган обязан принять решение о государственной регистрации юридического лица и внести в ЕГРЮЛ соответствующую запись в установленный п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ срок.

Согласно п. 4.1 ст. 9 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

В компетенцию регистрирующих органов не входит оценка законности решений органов управления юридических лиц, сделок и иных обусловивших государственную регистрацию оснований возникновения прав и обязанностей.

В Инспекцию ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области (далее - регистрирующий орган) 22 июня 2016 года в отношении СНТ «Ключи», непосредственно представлены документы для внесения в единый реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, а именно заявление по форме Р14001 с приложенным комплектом документов.

Решение внеочередного общего собрания членов СНТ «Ключи» от 21 мая 2016 года в комплекте документов отсутствовало.

На основании представленных документов, и в связи с отсутствием оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации в соответствии со ст. 23 Закона № 129-ФЗ, регистрирующим органом 29 июня 2016 года вынесено решение о государственной регистрации №7109А, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 24704439755.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области по делу №2-346/2017 от 23 мая 2017 года в удовлетворении требования об аннулировании записи внесенной в ЕГРЮЛ СНТ «Ключи» ГРН 2164704439755 от 29 июня 2016 года отказано.

Таким образом, у регистрирующего органа отсутствуют основания по признанию записи (ГРН) 2164704439755 от 29 июня 2016 года недействительной.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Из материалов административного дела следует, что 29 июня 2016 года вынесено решение о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице.

Соответственно, с указанного срока надлежит исчислять трехмесячный срок, дающий право на обращение в суд.

23 мая 2017 года Большакову К.Р. было уже известно о принятом решении, указанное обстоятельство отражено в решении Выборгского городского суда Ленинградской области по делу №2-346/2017 от 23 мая 2017 года.

Срок на обжалование представления истек 29 сентября 2016 года (ч. 2 ст. 93 КАС РФ).

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что административный истец с настоящим иском обратился в суд 16 сентября 2019 года, то есть по истечении срока на обращение в суд, установленного законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года№ 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Доказательства уважительности пропуска срока суду не предоставлены.

Судом установлен факт пропуска административным истцом пропуска срока на обращение в суд, что является основанием к отказу в удовлетворении иска.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Большакова Кирилла Ридовича к заместителю начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Анисимову Леониду Александровичу и Инспекции федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконным отказа о внесении сведений в единый государственный реестр юридических лиц об исключении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий         подпись

Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2019 года.

    Председательствующий         подпись

Копия верна

Судья Выборгского городского суда                     С.Н. Киселева

Секретарь                                А.И. Коженковой

Подлинный документ находится в административном деле № 2а-3885 за 2019 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.

На _________________________2019 года решение не вступило в законную силу.

Судья Выборгского городского суда                     С.Н. Киселева

Секретарь                                А.И. Коженковой

2а-3885/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Большаков Кирилл Ридович
Ответчики
Инспекция федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области
заместитель начальника Инспекции федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области Анисимов Леонид Александрович
Другие
нотариус Выборгского нотариального округа Ленинградской области Сафронова Ирина Юрьевна
СНТ "Ключи"
ТОЛКАЧЕВ ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Шеберстов Олег Владимирович
Суд
Выборгский городской суд Ленинградской области
Судья
Киселева Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
vyborgsky.lo.sudrf.ru
16.09.2019Регистрация административного искового заявления
16.09.2019Передача материалов судье
16.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2019Подготовка дела (собеседование)
16.10.2019Рассмотрение дела начато с начала
11.11.2019Судебное заседание
11.12.2019Судебное заседание
18.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее