Дело № 2-742/2022 6 апреля 2022 года
78RS0018-01-2022-000051-48
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.Е.,
при секретаре Зайцевой В.Н.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании исковое заявление Пигарева А.А. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об обязании произвести ремонтно-восстановительные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения
У с т а н о в и л:
Истец Пигарев А.А. обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, которым просит обязать ответчика провести ремонтно-восстановительные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дача К.Н. Калмыкова (главный дом с флигелем, садом и территорией) Церковь Петра и Февронии», находящийся по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указывает, что в собственности Санкт-Петербурга в лице Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – КИО) находится объект культурного наследия – «Ансамбль Усадьба арх. Е. Гана (главный дом с территорией)», расположенный по адресу: <адрес> При визуальном осмотре объекта установлено, что здание повреждено, штукатурка осыпается, фундамент разрушен. Работы по ремонту и реконструкции объекта в настоящее врем яне производятся. Бездействие ответчика привело к угрозе утраты объекта культурного наследия
Истец Пигарев А.А. извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств, сведений об уважительности причин не явки в судебное заседание суду не предоставил. Ранее представителем истца суд убыло направлено ходатайство о проведении предварительного заседания в отсутствии истца (л.д. 24).
Ответчик КИО, третьи лица КГИОП, губернатор Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили суду правовую позицию, в которой указали на отсутствие у истца права предъявлять соответствующие требования, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представителем третьих лиц - Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Губернатора Беглова А.Д., Правительства Санкт-Петербурга -Касьяновой Д.В., действующей на основании доверенности, в предварительном судебном заседании 14.02.2022 года было подано ходатайство о прекращении производства по настоящему делу на основании п.п 1 ч.1 ст.134 и ст.220 ГПК РФ, поскольку у истца отсутствует право обращения с исковыми требованиями подобного содержания, необходимые меры по обеспечению сохранности Объекта в соответствии с Законом 73-ФЗ подлежат реализации КГИОП в установленном порядке, что исключает основания для рассмотрения требований истца (л.д. 31-37).
Суд, исследовав материалы дела, правовую позицию сторон, приходит к выводу о том, что производство по гражданскому делу по иску Пигарева А.А. подлежит прекращению по следующим основаниям.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской федерации бремя содержания имущества несет его собственник.
Согласно положениям ст. 54 Закона 73-ФЗ бесхозяйственно содержимый объект культурного наследия может быть изъят у его собственника по иску соответствующего органа охраны объектов культурного значения.
В Санкт-Петербурге региональным органом охраны объектов культурного наследия является Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Для реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (пункт 3 статьи 44 Конституции РФ) принят Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон 73-ФЗ), который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6, 33 Закона 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом 73-ФЗ в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 9.1, 9.2, 11 Закона 73-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют государственную охрану объектов культурного наследия, а также государственный надзор (контроль) в сфере охраны объектов культурного наследия.
Для надлежащей реализации указанных полномочий органам государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия:
в силу пункта 6 статьи 11 Закона 73-ФЗ предоставлено право, в том числе: привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений в сфере сохранения объектов культурного наследия, предусмотренных законодательством; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; обращаться в судебные органы с исками об изъятии объекта культурного наследия у его собственника в случае неисполнения им требований по сохранению и использованию объекта культурного наследия, с исками о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в рамках государственного надзора (контроля);
в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 33, 47.6 Закона 73-ФЗ утверждать охранные обязательства собственников и иных законных владельцев объектов культурного наследия, содержащие требования по сохранению, содержанию, использованию объектов культурного наследия и доступа к ним, в том числе перечень работ по сохранению объекта культурного наследия.
На основании статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 12.07.2007 № 333-64 «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге» Правительство Санкт- Петербурга непосредственно или через исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране выявленных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия регионального, федерального значения, расположенных в границах Санкт-Петербурга.
Согласно разделу 2 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП), утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 № 651, КГИОП является исполнительным органом государственной власти Санкт- Петербурга, уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия, в задачи которого входит в том числе реализация государственной охраны объектов культурного наследия регионального и федерального значения, а также государственного регионального и федерального надзора (контроль) в области охраны культурного наследия.
Для выполнения указанных задач КГИОП предоставлены предусмотренные положениями Закона 73-ФЗ соответствующие полномочия, закрепленные, в том числе, пунктами 3.14,3.15,3.33,3.35 -3,38 Положения 651.
В соответствии со статьей 7 Закона 73-ФЗ установлен конкретизированный перечень прав граждан Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с которым гражданам Российской Федерации:
гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в соответствии с Законом 73-ФЗ;
право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 Закона 73-ФЗ;
- право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия, в порядке, установленном Законом 73-ФЗ, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Иные права указанной нормой не предусмотрены.
Таким образом, контроль (надзор) за надлежащим содержанием и сохранением объектов культурного наследия, включающий право требовать от его собственников и законных владельцев выполнение работ, необходимых для обеспечения сохранности объекта, является полномочием КГИОП.
При этом физические лица (граждане РФ), при отсутствии иных правоотношений, в силу статьи 7 Закона 73-ФЗ не наделены правом, позволяющим им предъявлять требования к собственникам объекта культурного наследия о проведении работ по его сохранению.
Объект недвижимости «Дача К.Н. Калмыкова (главный дом с флигелем, садом и территорией) Церковь Петра и Февронии», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, пер. Ломоносова д. 8 литера А на основании решения исполкома Ленгорсовета от 16.07.1990 № 608 «О взятии под охрану памятников градостроительства и архитектуры Кировского, Красносельского, Ломоносовского, Петродворцового районов и г. Ломоносова» является объектом культурного наследия регионального значения.
Распоряжением КГИОП от 02.03.2021 № 07-19-61/2021 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта, в соответствии с условиями которого необходимо в течение 36 месяцев с даты утверждения охранного обязательства (то ест до 02.03.2024) выполнить реставрацию объекта. Данные требования сформированы на основании акта технического состояния, составленного КГИОП 08.12.2020 (л.д. 38-56).
В соответствии с пунктом 2 статьи 47.2 Закона 73-ФЗ виды работ по сохранению объекта культурного наследия, включаемые в состав охранного обязательства определяются с учетом мнения собственника объекта культурного наследия, на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2, пунктом 6, 11 статьи 47.6 Закона 73- ФЗ собственник объекта культурного наследия обязан исполнять требования охранного обязательства по сохранению объекта культурного наследия, в том числе работы по сохранению объекта культурного наследия и сроки, установленные для их выполнения.
Положениями ст.47.6 Закона 73-ФЗ и приказом Министерства культуры РФ от № 1887 «О реализации отдельных положений ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ» установлен порядок оформления, утверждения и исполнения охранных обязательств, который предусматривает возможность изменения по инициативе собственников объекта культурного наследия условий охранных обязательств, в том числе в части сроков и видов, предусмотренных им работ.
Приложениями №3 Приказа 1887 предусмотрена обязанность собственника объекта культурного наследия предоставлять в КГИОП уведомления о выполнении требований, содержащихся в охранном обязательстве.
Распоряжение с утвержденным им охранным обязательством направлены КГИОП для исполнения собственникам и законным владельцам объекта, установленным на основании сведений ЕГРН: Религиозной организации Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), православной местной религиозной организации «Приход храма святых благоверных князя Петра и княгини Февронии г. Петергофа», в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, а также в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу для регистрации обременений.
В настоящее время в отношении объекта КГИОП выдано разрешение от 29.09.2021 № 01-53-2444/21-0-1 на проведение работ: ремонт фасадов с целью поддерживания в эксплуатационном состоянии.
Принимая во внимание, что срок по исполнению условий охранного обязательства по выполнению реставрации объекта не истек, необходимый комплекс работ по сохранению объекта выполняется и находится в процессе реализации, что исключает правовые основания для обращения в судебные органы с обязанием выполнить работы по сохранению объекта.
В случае выявления по результатам проверки факта нарушения требований сохранения и использования объекта (статьи 45,47.2-47.3 Закона 73-ФЗ), в том числе в виде неисполнения условий обязательства, собственник объекта подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, а также в силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона 73-ФЗ КГИОП вправе направить исковое заявление о понуждении выполнить предусмотренные охранным обязательством работы в натуре.
Таким образом, действующим законодательством установлен перечень мер, направленных на обеспечение сохранности объекта, реализация которых осуществляется в рамках полномочий КГИОП.
Гражданским законодательством не установлено безусловное право неограниченного круга лиц требовать от собственника объекта недвижимого имущества исполнения его обязательств по содержанию такого объекта. Заинтересованное лицо может обратиться в суд с соответствующим требованием обосновав наличие такого права требования нормой гражданского законодательства или условием гражданско-правовой сделки, заключенной с собственником объекта недвижимого имущества.
Истцом в исковом заявлении не указано, на основании какой нормы гражданского законодательства или сделки истцу принадлежит право требовать выполнения работ по содержанию объекта.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 134, 220 ГПК РФ суд отказывает в приеме искового заявления либо прекращает производство по делу в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов гражданином, которому законодательством не предоставлено такое право.
Учитывая изложенные обстоятельства и положения законодательства, у истца отсутствует право обращаться с исковыми требованиями подобного содержания, необходимые меры по обеспечению сохранности объекта в соответствии с Законом 73-ФЗ подлежат реализации КГИОП в установленном порядке, что исключает основания для рассмотрения требований истца, права истца в данном случае не затрагиваются и не подлежат судебной защите в рамках предъявленных истцом оснований и предмета иска.
На основании изложенного, в соответствии со ст.220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по гражданскому делу по иску Пигарева А.А. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об обязании произвести ремонтно-восстановительные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения- прекратить.
Определение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 15 дней путем подачи частной жалобы через Петродворцовый районный суд.
Судья Кузнецова Ю.Е.