№2а-65/2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» апреля 2018 г. п.Хомутовка
Хомутовский районный суд Курской области в составе
председательствующего судьи Резниченко А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Копцевой Е.О.
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Хомутовского района Курской области Силакова Н.В., главы Администрации Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области ФИО7, представляющего интересы административного ответчика Администрации Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хомутовского района Курской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области о признании незаконным бездействия, и обязании в трехмесячных срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать, утвердить и согласовать паспорт безопасности территории муниципального образования,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Хомутовского района Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Хомутовский районный суд Курской области с административным исковым заявлением к Администрации Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области о признании незаконным бездействия, и обязании, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, разработать, утвердить и согласовать паспорт безопасности территории муниципального образования. Заявленные требования мотивирует тем, что прокуратурой Хомутовского района Курской области проведена проверка соблюдения Администрацией Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которой установлено, что Администрацией Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области, до настоящего времени не разработан, не утвержден, а также не предоставлен в ГУ МЧС России по Курской области, для согласования, паспорт безопасности территории муниципального образования. Бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятие мер по разработке паспорта безопасности территории муниципального образования, может привести к увеличению размеров негативных последствий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, либо террористических актов, что ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающего на данной территории населения.
В судебном заседании помощник прокурора Хомутовского района Курской области Силаков Н.В. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Указал, что разработка паспорта безопасности территории муниципального образования является предусмотренной законодательством обязанностью в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Поскольку данная обязанность закреплена за сельскими поселениями, просил обязать Администрацию Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области, в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, разработать, утвердить и согласовать паспорт безопасности территории муниципального образования «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области.
Представитель административного ответчика – глава Администрации Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области ФИО7 в судебном заседании административные исковые требования признал, не возражал против их удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица – Администрации Хомутовского района Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Учитывая мнение представителей административного истца, административного ответчика, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. «а» ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (ст. 14).
Согласно п.2 ст. 1 Закона Курской области №57-ЗКО от 23 августа 2016 года «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Курской области закреплены вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городских поселений: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Пунктом 15 ст. 3 Устава муниципального образования «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области установлено, что участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения отнесено к вопросам местного значения муниципального образования.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Приказом МЧС России от 25 октября 2004 года N 484, утвержден типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций, оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций, оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, разработке мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории (п.3 Приказа МЧС России от 25 октября 2004 года №484).
Пунктом 4 Приказа МЧС России от 25 октября 2004 года № 484 установлено, что организация разработки паспорта безопасности территории муниципального образования осуществляется органом местного самоуправления.
Паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования остается в исполнительном органе власти муниципального образования. Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (п.7 Приказа МЧС России от 25 октября 2004 года №484).
На основании вышеизложенного следует, что разработка паспорта безопасности территории муниципального образования является предусмотренной законодательством обязанностью в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Хомутовского района Курской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области, которой установлено, что Администрацией Романовского сельсовета не разработан паспорт безопасности территории муниципального образования.
Данный факт установлен в судебном заседании и подтверждается сообщением Администрации Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, а также показаниями сторон в судебном заседании.
Разработка паспорта безопасности территории муниципального образования направлена на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В связи с чем, бездействие административного ответчика по разработке, утверждению и согласованию паспорта безопасности территории муниципального образования «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области является незаконным, поскольку ставит под угрозу жизнь и здоровье населения муниципального образования, то есть нарушает права неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом характера подлежащей возложению на орган местного самоуправления обязанности, срок исполнения решения суда является разумным.
Поскольку прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, то она подлежит взысканию с ответчика. Однако в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ Администрация Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области, как орган местного самоуправления, также подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 177-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора Хомутовского района Курской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области по разработке, утверждению и согласованию паспорта безопасности территории муниципального образования «Романовский сельсовет».
Обязать Администрацию Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать, утвердить и согласовать паспорт безопасности территории муниципального образования «Романовский сельсовет».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Хомутовский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 05 апреля 2018 года.
Судья А.В. Резниченко