дело № 2а-925/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 15 апреля 2021 года
Судья Ворошиловского районного суда г. Волгограда Юдкина Е.И., рассмотрев без проведения устного разбирательства в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Волгоградской области к Калининой Ольге Владимировне о взыскании недоимки по транспортному налогу,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция ФНС России № по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Калининой О.В. недоимку по транспортному налогу в общей сумме 3 000 рублей, пени – 12 рублей 83 копеек, мотивируя тем, что Калинина О.В. не исполнила установленную законом обязанность по уплате транспортного налога, в соответствии с налоговым уведомлением, а выставленное требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени и штрафа, проигнорировала. В установленный в требовании срок, соответствующие денежные суммы в бюджет не поступили, что послужило основанием для обращения налогового органа за вынесением судебного приказа, который определением мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ был отменен, в связи с поступлением возражений от должника, что послужило основанием для предъявления настоящего административного иска.
В соответствии со ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:
1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;
4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 292 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.
Частью 3 статьи 292 КАС РФ установлено, что для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.
В силу ч. 4 ст. 292 КАС РФ в случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам. Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
С учетом того, что возражений Калининой О.В. относительно применения упрощенного (письменного) производства в суд не поступило, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 291, ст. 292 КАС РФ судья полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав доказательства в письменной форме, письменное возражение административного ответчика, судья приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах, которое на федеральном уровне состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (статьи 1 и 2).
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платеже и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ч.1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, с учетом вышеназванных законоположений уплата пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей исполнение основной обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
В соответствии с ч. 2,3 ст. 48 НК РФ в редакции закона, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
По смыслу приведенных законоположений во взаимосвязи действующими нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обращению с административным иском в обязательном порядке предшествует обращение налогового органа за взысканием соответствующей налоговой недоимки в приказном порядке и отмена вынесенного по такому обращению судебного приказа.
При этом срок для подачи административного искового заявления не может превышать шесть месяцев со дня истечения указанного в требовании срока или со дня отмены судебного приказа о взыскании налоговой недоимки по данному требованию.
В административном исковом заявлении административный истец указал, что за налогоплательщиком Калининой О.В. числится задолженность на общую сумму в размере 3 012 рублей 83 копейки.
В процессе рассмотрения дела судом установлено, что срок исполнения требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в размере 3 000 рублей, пени в размере 12 рублей 83 копеек истек ДД.ММ.ГГГГ, при этом указана общая задолженности в сумме 3 015 рублей 95 копеек.
Таким образом, общая сумма налога и пени, подлежащая взысканию с административного ответчика превысила 3 000 рублей после требования №, срок исполнения которого - до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, в случае неисполнения указанного требования плательщиком, административный истец имел право обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа в течение шести месяцев, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа за пределами шестимесячного срока, так как определением мирового судьи судебного участка № <адрес> – и.о.мирового судьи судебного участка № Ворошиловского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Калининой О.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> недоимки по налогам.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявление налоговой инспекцией подано с пропуском установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обратиться к мировому судье с требованиями в указанный срок не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Волгоградской области в удовлетворении административного иска к Калининой Ольге Владимировне о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 3 000 рублей и пени в размере 12 рублей 83 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.И. Юдкина
Решение вынесено в окончательной форме 15 апреля 2021 года.
Судья Е.И. Юдкина