Судья Кравченко И.Г.
ГСК Перфилова А.В. – докл.
Семенова О.В.
Панова Л.А.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-1529/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-2986/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 16 марта 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никольской О.Л.,
судей Жогина О.В. и Макаровой Е.В.
с участием прокурора Понамаревой П.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азовского межрайонного прокурора к администрации города Азова, МБУЗ «ЦГБ» г. Азова о возложении обязанности совершить действия по кассационной жалобе представителя администрации города Азова Шаталова С.Н., поступившей с делом в суд кассационной инстанции 30 октября 2020 года, на решение Азовского городского суда Ростовской области от 13 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 2 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Никольской О.Л., выслушав заключение прокурора, полагавшего оставить без изменения обжалуемые судебные постановления, судебная коллегия
установила:
Азовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации города Азова, МБУЗ «ЦГБ» г. Азова о возложении обязанности совершить действия.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения действующего законодательства в части обеспечения гражданам условий для предоставления лечебным учреждением доступной, качественной и гарантированной федеральным законодательством медицинской помощи, что нарушает права граждан на охрану здоровья.
Представитель администрации города Азова иск не признал.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 13 декабря 2019 года удовлетворен иск Азовского межрайонного прокурора.
На администрацию города Азова Ростовской области возложена обязанность выделить из муниципального бюджета денежные средства на обеспечение доступности в зданиях МБУЗ «ЦГБ» г. Азова Ростовской области по пер. Социалистическому, д. 62, ул. Мира, д. 37 и ул. Московской, д. 292 в г. Азове Ростовской области в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На МБУЗ «ЦГБ» г. Азова Ростовской области возложена обязанность обеспечить установку информационных тактильных или тактильно-звуковых мнемосхем, отображающих информацию о помещениях в зданиях МБУЗ «ЦГБ» г. Азова Ростовской области по пер. Социалистическому, д. 62, ул. Мира, д. 37 и ул. Московской, д. 292 в г. Азове Ростовской области в течение двух месяцев с момента обеспечения денежными средствами.
На МБУЗ «ЦГБ» г. Азова Ростовской области возложена обязанность обеспечить минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (оборудовать пандус) и соответствующий требованиям «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для МГН. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 798/пр, предъявляемым к оборудованию входа помещений, в зданиях МБУЗ «ЦГБ» г. Азова Ростовской области по пер. Социалистическому, д. 62, ул. Мира, д. 37 и ул. Московской, д. 292 в г. Азове Ростовской области в течение двух месяцев с момента обеспечения денежными средствами.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 2 июня 2020 года решение Азовского городского суда Ростовской области от 13 декабря 2019 года в обжалованной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации города Азова Шаталов С.Н. просит отменить решение суда в части удовлетворения требований о выделении из муниципального бюджета денежных средств на обеспечение доступности в зданиях МБУЗ «ЦГБ» г. Азова по пер. Социалистическому, д. 62, ул. Мира, д. 37 и ул. Московской, д. 292, а также апелляционное определение полностью, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований прокурора к администрации города Азова, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, указывая, что судами не дана оценка всем обстоятельствам по делу, не учтено, что распорядителем средств финансирования МБУЗ «ЦГБ» г. Азова является департамент социального развития г. Азова в рамках принятого Азовской городской Думой решения о бюджете.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной <данные изъяты>
Согласно пункту 9 статьи 10 данного Закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
На основании пункта 1 статьи 15 указанного Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 вышеназванного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В пункте 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Как усматривается из материалов дела, МБУЗ «ЦГБ г. Азова» является объектом социальной инфраструктуры.
К данному учреждению относится женская консультация по пер. Социалистическому, 62 в г. Азове, детская поликлиника по ул. Московской, 292 в г. Азове и стоматологическая поликлиника по ул. Мира, 37 в г. Азове.
В соответствии с Уставом МБУЗ «ЦГБ г. Азова» является бюджетным учреждением. Учредитель – муниципальное образование «город Азов» в лице департамента социального развития администрации города Азова.
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В целях реализации Закона № 181-ФЗ Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр утверждены «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», в которых отражены основные требования к зданиям и сооружениям, к оборудованию входа помещений, с учетом потребностей маломобильных групп населения.
В ходе рассмотрения настоящего дела нашли подтверждение выявленные в результате прокурорской проверки нарушения положений действующего законодательства – отсутствие в вышеназванных медицинских учреждениях пандусов, соответствующих требованиям Свода правил, а также тактильных мнемосхем для инвалидов по зрению на входе в здания медицинских учреждений.
В ответе на представление Азовского межрайонного прокурора главный врач МБУЗ «ЦГБ г. Азова» сообщил об отсутствии финансирования на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.
Согласно Уставу МБУЗ «ЦГБ г. Азова» является некоммерческой организацией, муниципальным учреждением бюджетного типа. Следовательно, без соответствующего финансирования администрацией г. Азова не представляется возможным выполнение работ по обеспечению доступности в помещения учреждения граждан, имеющих ограничения по здоровью.
С учетом всех обстоятельств по делу, в том числе установления факта нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в медицинском учреждении и необходимости их устранения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, указав, что отсутствие финансирования МБУЗ «ЦГБ г. Азова» для создания беспрепятственного доступа инвалидов к учреждению здравоохранения свидетельствует о бездействии со стороны администрации г. Азова в части обеспечения гражданам условий для предоставления лечебным учреждением доступной, качественной и гарантированной федеральным законодательством медицинской помощи.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и их толковании.
Доводы кассационной жалобы представителя администрации города Азова Шаталова С.Н. по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные частью 3 статьи 390 ГПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах решение Азовского городского суда Ростовской области от 13 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 2 июня 2020 года подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 13 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 2 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Азова Шаталова С.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий О.Л. Никольская
Судьи О.В. Жогин
Е.В. Макарова
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Морская ул., д. 3,
г. Краснодар, 350906
тел.: 8(861) 219-21-09; факс: 8(861) 992-78-68
e-mail: 4kas@sudrf.ru; https://4kas.sudrf.ru
ОКПО 32717350, ОГРН 1182375074562
ИНН/КПП 2308258969/230801001
16.03.2021г. № 88-1529/2021
На №__________от_____________
Администрация города Азова
Петровская пл., 4,
г. Азов,
Ростовская область,
346780
Азовский межрайонный прокурор
Ленинградская ул., 44,
г. Азов,
Ростовская область,
346780
МБУЗ «ЦГБ» г. Азова
Измайлова ул., 58,
г. Азов,
Ростовская область,
346780
Министерство здравоохранения
Ростовской области
1-ой Конной Армии ул., 33,
г. Ростов-на-Дону,
Ростовская область,
344000
Департамент социального
развития г. Азова
Петровская пл., 4,
г. Азов,
Ростовская область,
346780
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции направляет для сведения копию определения от 16 марта 2021 года, вынесенного по результатам рассмотрения кассационной жалобы.
Приложение: копия определения на 6 л.
Судья О.Л. Никольская