Решение по делу № 2а-20/2022 (2а-1128/2021;) от 17.09.2021

                                                                                        Дело №2а-20/2022

                                                            РЕШЕНИЕ

                                      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           21 января 2022 года                                                                      г. Черняховск

    Черняховский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Лобанова В.А.,

при секретаре Сергеевой Е.А.,

с участием представителя административного истца - администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» Королевой Е.А., представителя заинтересованного лица прокуратуры г. Черняховска – помощника прокурора Деминой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» к судебному приставу-исполнителю отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Далакян М.А., УФССП России по Калининградской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Черняховский городской округ» обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Далакян М.А., УФССП России по Калининградской области, в котором просила суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Далакян М.А. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, вынесенное 23 августа 2021 года в рамках исполнительного производства №21595/20/39023-ИП, возбужденного 24 апреля 2020 года на основании решения Черняховского городского суда от 17 февраля 2020 года, которым на администрацию муниципального образования «Черняховский городской округ» была возложена обязанность в срок до 01 марта 2021 года построить дорогу местного значения с твердым покрытием в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами, протяженностью 280 метров, шириной 3 метра, обеспечивающую проезд от автодороги по ул. Ленинградской г.Черняховска к земельным участкам с кадастровыми номерами , до земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: г.Черняховск, 1-й пер. Ленинградский, 13, указав в обоснование заявленных требований, что постановлением того же судебного пристава-исполнителя от 01 июня 2020 года с администрации был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, размер которого решением Черняховского городского суда от 03 сентября 2021 года был уменьшен до 37 500 рублей. Учитывая, что оспариваемым постановлением администрация дважды привлечена к ответственности в виде уплаты исполнительского сбора за совершение одного и того же правонарушения, выразившегося в неисполнении возложенной на неё одним судебным решением обязанности, следовательно одно из двух постановлений принято в нарушение правового принципа однократности привлечения к ответственности за совершение конкретного правонарушения.

Представитель административного истца - администрации муниципального образования (после переименования с 01 января 2022 года) «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» Королева Е.А. в ходе судебного разбирательства поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

    Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области - Далакян М.А., извещенная надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла.

Административный ответчик - УФССП России по Калининградской области, извещенный надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Заинтересованные лица - Щепакин Ю.А., Конева Е.А., Тембер Г.Д., Тембер Т.В., Тембер А.Г., Тембер Н.Г., Тембер Н.Г., Тембер А.Г., извещенные надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, представили письменное возражение на административное исковое заявление, в котором просят отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица - прокуратуры г.Черняховска Деминой Ю.Н., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, рассмотрев дело в соответствии со ст.150 КАС РФ в отсутствие других участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статья 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что решением Черняховского городского суда от 17 февраля 2020 года, вступившим в законную силу 19 марта 2020 года, на администрацию МО «Черняховский городской округ» возложена обязанность подготовить проектно-сметную документацию, в соответствии с которой в срок до 01 марта 2021 года построить дорогу местного значения с твердым покрытием в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами, протяженностью 280 метров, шириной 3 метра, обеспечивающую проезд от автодороги по ул. Ленинградской г. Черняховска (Черняховск-Приозерное-Фурманово) к земельным участкам с кадастровыми номерами , до земельного участка с кадастровым номером расположенным по адресу: г. Черняховск, 1-й пер.Ленинградский, дом № 13.

Судебным приставом-исполнителем отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Далакян М.А. на основании исполнительного листа ФС №024475883 от 19 марта 2020 года в отношении должника - администрации МО «Черняховский городской округ» 24 апреля 2020 года было возбуждено исполнительное производство № 21595/20/39023-ИП.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа вышеуказанным должностным лицом ФССП России 01 июня 2020 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 21595/20/39023-ИП в размере 50 000 рублей.

Решением Черняховского городского суда от 03 сентября 2021 года, вступившим в законную силу 14 декабря 2021 года, размер исполнительского сбора по исполнительному производству № 21595/20/39023-ИП, взысканного на основании постановления от 01 июня 2020 года, уменьшен с 50 000 рублей до 37 500 рублей.

23 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Далакян М.А. было вынесено еще одно постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 21595/20/39023-ИП.

Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В силу статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Вместе с тем закон строго регламентирует основания и порядок совершения указанных исполнительных действий.

В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ).

Исходя из ч.6 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Взимание исполнительского сбора преследует публично значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.

Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.112 Федерального закона № 229-ФЗ, в виде взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности, к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

В силу ч.3 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

При этом, исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности, неоднократное применение которой к должнику за неисполнение одного судебного решения неимущественного характера противоречит принципам юридической ответственности.

Перечень случаев, когда исполнительский сбор не подлежит взысканию в силу особенностей исполнительных документов или же порядка их предъявления, установленный ч.5 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ, не содержит случая, когда в отношении должника имеется постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное в рамках исполнительного производства и ранее признанное незаконным.

Между тем, невозможность взыскания исполнительского сбора в случае наличия действующего постановления о взыскании исполнительского сбора вытекает из его правовой природы.

Как следует из приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности и носит характер штрафной санкции.

Основополагающим принципом как международного, так и российского права является недопустимость повторного привлечения к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в рамках рассматриваемого исполнительного производства судебный пристав-исполнитель повторно постановлением от 23 августа 2021 года применил к должнику - администрации муниципального образования - штрафную санкцию в виде взыскания исполнительского сбора, что недопустимо в силу действующего законодательства.

     Таким образом, суд считает, что так как на момент принятия оспариваемого в рамках настоящего дела постановления имелось действующее постановление того же должностного лица ФССП России, вынесенное в рамках того же исполнительного производства, о взыскании исполнительского сбора от 01 июня 2020 года, доказательств отмены его в материалы дела не представлено, то постановление от 23 августа 2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, вынесенное в рамках исполнительного производства №21595/20/39023-ИП, является незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

                                                  РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Далакян М.А. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 23 августа 2021 года, вынесенное в рамках исполнительного производства №21595/20/39023-ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Черняховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Решение суда в окончательной форме принято 28 января 2022 года.

Судья Черняховского городского суда                   Лобанов В.А.

2а-20/2022 (2а-1128/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрации МО «Черняховский городской округ»
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Далакян М.А.
Прокурор города Черняховска
Управление ФССП России по Калининградской области
Другие
Щепакин Юрий Алексеевич
Тембер Георгий Дмитриевич
Коневая Елена Александровна
Суд
Черняховский городской суд Калининградской области
Судья
Лобанов В.А.
Дело на сайте суда
cherniahovsky.kln.sudrf.ru
17.09.2021Регистрация административного искового заявления
17.09.2021Передача материалов судье
20.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2021Судебное заседание
10.01.2022Производство по делу возобновлено
21.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее