Дело № 12-61/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 31 января 2019 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Сергеева Е.А.,
при секретаре Андреевой М.О.,
с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1,
рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «ЯР-ВАСАНЖ» Халатяна Р.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района г. Ярославля Шустровой О.В. от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЯР-ВАСАНЖ» (далее – ООО «ЯР-ВАСАНЖ») (ИНН 7604232159, дата регистрации – 08 октября 2012 года, юридический адрес: г. Ярославль, ул. Некрасова, д. 12),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района г. Ярославля Шустровой О.В. от 22 ноября 2018 года ООО «ЯР-ВАСАНЖ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за то, что оно, являясь юридическим лицом, ответственным за нанесение дорожной разметки на автодорогах местного значения в г. Костроме, 03 сентября 2018 года в 12 часов 10 минут не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно в нарушение требований ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» в районе д. 129 по ул. Галичской после нанесения новой горизонтальной дорожной разметки 1.5 следы старой разметки выступают за границы новой разметки по длине штрихов на 38 см (более 5 см), а по ширине штрихов 4 см (более 1 см); на ул. Северной Правде – ул. Транспортной после нанесения новой горизонтальной дорожной разметки 1.6 следы старой разметки выступают за границы новой разметки по ширине штрихов 5 см (более 1 см), тем самым нарушены требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
В установленный законом срок защитник ООО «ЯР-ВАСАНЖ» Халатян Р.С. обратился в Кировский районный суд г. Ярославля с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление мирового судьи отменить. Ссылается на нарушение порядка привлечения ООО «ЯР-ВАСАНЖ» к административной ответственности, выразившееся в составлении акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги без участия представителя ООО «ЯР-ВАСАНЖ», что воспрепятствовало последнему проверить достоверность содержащихся в акте сведений; в отсутствии в материалах дела надлежащим образом оформленной фотофиксации выявленных нарушений; в указании в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги ссылки на утративший силу с 01 июня 2018 года ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования»; в не уведомлении ООО «ЯР-ВАСАНЖ» о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела. Кроме того, анализируя диспозицию ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и положения муниципального контракта № Ф.2018.236378 от 01 июня 2018 года, заключенного между МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» и ООО «ЯР-ВАСАНЖ», указывает, что поскольку нанесение дорожной разметки не является ни строительством, ни реконструкцией, ни ремонтом или содержанием дорог, ООО «ЯР-ВАСАНЖ» субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являться не может. ООО «ЯР-ВАСАНЖ» надлежащим образом выполнило свои обязательства по контракту. Незначительное отступление от прежней разметки произошло по причине того, что муниципальным контрактом не было предусмотрено выполнение работ по демаркировке (удалению старой разметки), о чем сообщалось заказчику; никаких претензий по этому поводу в адрес ООО «ЯР-ВАСАНЖ» не поступало.
В судебном заседании защитник ООО «ЯР-ВАСАНЖ» ФИО1 жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в нем доводам и основаниям.
Законный представитель ООО «ЯР-ВАСАНЖ» генеральный директор общества ФИО2, защитник ООО «ЯР-ВАСАНЖ» Халатян Р.С., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО3, уведомленные о месте и времени рассмотрения дела своевременно и надлежаще, в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили, об отложении дела слушанием не ходатайствовали.
В связи с чем в судебном заседании был разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, нахожу жалобу на постановление по делу об административном правонарушении не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановление от 22 ноября 2018 года вынесено в полном соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ, уполномоченным на то лицом, и основано на полно и правильно исследованных доказательствах, каждому из которых дана соответствующая правовая оценка, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Положения ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Положениями части второй названной статьи Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров РФ – Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Положения ГОСТа Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» (а до 01 июня 2018 года ГОСТа Р 51256-2011) распространяются на разметку автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений и устанавливают классификацию и технические требования к ней. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 5.1.15 ГОСТа Р 51256-2018 после нанесения новой постоянной горизонтальной разметки следы старой горизонтальной разметки (в плане) не должны превышать допустимых линейных размеров – по ширине – 0,01 м, по длине – 0,10 м.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, 03 сентября 2018 года в 12 часов 10 минут по адресам: в районе д. 129 по ул. Галичской г. Костромы и на ул. Северной Правде – ул. Транспортной г. Костромы был выявлен факт невыполнения ООО «ЯР-ВАСАНЖ», заключившим 01 июня 2018 года муниципальный контракт на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на автодорогах местного значения в г. Костроме, требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, выразившийся в превышении допустимых линейных размеров следов старой горизонтальной разметки при нанесении новой постоянной горизонтальной дорожной разметки, что является нарушением требований п. 5.1.15 ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров РФ – Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090.
Факт административного правонарушения и виновность юридического лица – ООО «ЯР-ВАСАНЖ» в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; актом выявленных недостатков в содержании автомобильной дороги от 03 сентября 2018 года, согласно которому в районе д. 129 по ул. Галичской г. Костромы и на ул. Северной Правде – ул. Транспортной г. Костромы после нанесения новой горизонтальной дорожной разметки следы старой разметки превышают допустимые ГОСТ Р 51256-2018 линейные размеры; материалами фотофиксации; муниципальным контрактом № Ф.2018.236378 от 01 июня 2018 года на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на автодорогах местного значения в г. Костроме и другими материалами дела.
Сведений о том, что указанный муниципальный контракт сторонами досрочно в установленном законом порядке расторгался, не представлено.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять указанным в них сведениям оснований не имеется, в связи с чем они являются допустимыми доказательствами.
Как следует из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 03 сентября 2018 года, последний составлен государственным инспектором ДН ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Костроме ФИО3 при проведении соответствующих мероприятий по дорожному надзору. Составление указанного акта в отсутствие представителя ООО «ЯР-ВАСАНЖ» и возможно иных заинтересованных лиц требованиям действующего законодательства не противоречит. При этом сам акт содержит ссылку на использованное при выполнении замеров следов старой разметки средство измерения с указанием свидетельства о поверке; кроме того в акте указано и на использование средств фотофиксации при фиксации выявленного нарушения, что в полной мере согласуется с имеющимися в деле материалами фотофиксации.
Ссылка в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 03 сентября 2018 года на утративший силу ГОСТ Р 51256-2011 сама по себе о порочности содержащихся в акте сведений не свидетельствует.
При таких обстоятельствах, никаких оснований не доверять зафиксированным в таком акте данным о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог на участках: г. Кострома, ул. Галичская, в районе д. 129 и г. Кострома, ул. Северная Правда – ул. Транспортная не имеется; не содержится таких сведений, которые заслуживали бы внимания, и в доводах жалобы.
Согласно извещению от 25 сентября 2018 года ООО «ЯР-ВАСАНЖ» уведомлялось о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении на 28 сентября 2018 года к 11 часам 00 минутам. Данное извещение в этот же день было получено непосредственно законным представителем ООО «ЯР-ВАСАНЖ» генеральным директором общества ФИО2, что подтверждается собственноручной подписью последнего. Копия протокола об административном правонарушении была направлена в адрес ООО «ЯР-ВАСАНЖ» посредством электронной почты.
Таким образом, вопреки изложенному в желобе, каких-либо нарушений требований ст. 28.2 КоАП РФ при составлении должностным лицом органа ГИБДД в отношении ООО «ЯР-ВАСАНЖ» протокола об административном правонарушении допущено не было.
При рассмотрении дела мировым судьей на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины юридического лица в его совершении.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Доводы жалобы защитника ООО «ЯР-ВАСАНЖ» Халатяна Р.С. о том, что ООО «ЯР-ВАСАНЖ», являясь подрядной организацией, выполняющей на основании гражданско-правового договора работы по нанесению дорожной разметки на автодорогах местного значения в г. Костроме, не является лицом, ответственным в частности за содержание автомобильных дорог, ввиду чего не может быть привлечено к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, основан на ошибочном толковании норм материального права.
Как уже указывалось ранее, содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации»), что соответственно включает в себя и выполнение работ по нанесению дорожной разметки на автодорогах.
В соответствии с ранее приведенными положениями п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, обязанность содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, возложена на лиц, ответственных за состояние дорог. Поскольку ООО «ЯР-ВАСАНЖ» приняло на себя обязательства по выполнению работ по нанесению дорожной разметки на автодорогах местного значения в г. Костроме в соответствии с условиями муниципального контракта № Ф.2018.236378 от 01 июня 2018 года и приложениями к нему, в том числе и в соответствии с требованиями ГОСТа Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» (а до 01 июня 2018 года ГОСТа Р 51256-2011), оно является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанности по соблюдению требований по организации и обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодорог ул. Галичской, ул. Северной Правды – ул. Транспортной в г. Костроме ООО «ЯР-ВАСАНЖ» выполнены не были. Оснований полагать, что у ООО «ЯР-ВАСАНЖ» не имелось возможности для соблюдения требований законодательства, и при этом ООО «ЯР-ВАСАНЖ» были приняты к этому все зависящие от него меры не имеется.
Как следует из предоставленных ООО «ЯР-ВАСАНЖ» в ходе производства по делу об административной правонарушении сведений, именно ООО «ЯР-ВАСАНЖ» выполняло работы по нанесению дорожной разметки на автодорогах ул. Галичской и ул. Северной Правды в г. Костроме в соответствии с муниципальным контрактом № Ф.2018.236378 от 01 июня 2018 года, при этом выполнение работ было произведено обществом согласно требованиям п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, однако на отдельных участках ул. Галичской и ул. Северной Правды выполнение требований п. 5.1.15 ГОСТ Р 51256-2018 возможным не представлялось ввиду отклонения от проекта ранее нанесенной разметки, что обговаривалось с муниципальным заказчиком.
Согласно сведениям, представленным в ходе производства по делу об административном правонарушении МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» (заказчиком), никаких уведомлений, связанных с разрешением ООО «ЯР-ВАСАНЖ» выполнения работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки по ул. Галичской и ул. Северной Правды г. Костромы в рамках муниципального контракта в нарушение требований ГОСТ Р 51256-2018, от последнего не поступало; работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки в рамках вышеуказанного муниципального контракта заказчиком не приняты.
Таким образом, принимая во внимание, что согласно условиям заключенного муниципального контракта ООО «ЯР-ВАСАНЖ» приняло на себя обязательства по выполнению работ исключительно в соответствии с требованиями ГОСТа Р 51256-2018 (ранее ГОСТа Р 51256-2011), отсутствие в муниципальном контракте условий о выполнении работ по демаркировке старой дорожной разметки само по себе не освобождало ООО «ЯР-ВАСАНЖ» от выполнения работ по нанесению новой дорожной разметки в соответствии с требованиями являющегося обязательным ГОСТа и соответственно от соблюдения требований по организации и обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодорог, в частности ул. Галичской, ул. Северной Правды – ул. Транспортной в г. Костроме.
С учетом изложенного, исходя из положений ст.ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ и в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, очевидно, что ООО «ЯР-ВАСАНЖ» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Вопреки изложенному в жалобе, о месте и времени рассмотрения дела ООО «ЯР-ВАСАНЖ» уведомлялось своевременно и надлежаще, однако от получения извещения уклонилось, о чем свидетельствуют сведения о возврате в судебный участок № 2 Кировского судебного района г. Ярославля направленной в адрес ООО «ЯР-ВАСАНЖ» почтовой корреспонденции.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение постановления, по делу не установлено.
При назначении наказания мировым судьей были учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, конкретные обстоятельства дела, и при назначении наказания обоснованно применены положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, с назначением ООО «ЯР-ВАСАНЖ» наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района г. Ярославля Шустровой О.В. от 22 ноября 2018 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЯР-ВАСАНЖ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника Халатяна Р.С. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья Е.А. Сергеева