Дело №2а-160/2018г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2018 года <адрес>
Конышевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судья Конышевского районного суда Курской области Березникова Е.М.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Конышевского района Курской области Кириченко Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скороходовой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Конышевского района Курской области, действующего в порядке ст. 39, 218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области об оспаривании бездействия, выразившееся в непринятии мер к размещению информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд в порядке ст. 39,218 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области об оспаривании бездействия, выразившееся в непринятии мер к размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в полном объеме информации в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», мотивируя свои требования тем, что в ходе мониторинга официального сайта муниципального образования «Захарковский сельский совет» Конышевского района Курской области – «захарковский46.рф», установлено, что на данном сайте отсутствует информация, обязательная к размещению в силу требований федерального законодательства. В ходе проверки прокуратурой района установлено, что Администрацией муниципального образования «Захарковский сельсовет» Конышевского района Курской области в нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ не принято мер к размещению информации о деятельности органа местного самоуправления. Выявленное нарушает право неопределенного круга лиц на обеспечение доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления. В связи с тем, что общедоступная информация о деятельности органа местного самоуправления предоставляется неограниченному кругу лиц - посредством ее размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных на официальном сайте органа местного самоуправления, прокурор в соответствии 39 КАС РФ, вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие Администрации Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в полном объеме информации в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Обязать Администрацию Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области в трехмесячный срок с момента вступления в силу решения суда принять меры к размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», имеющем адрес: www.захарковский46.рф, информацию, предусмотренную статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно: сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанного органа, а так же перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях, а так же почтовые адреса, номера телефонов и справочных служб подведомственных организаций; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органами местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами; о порядке обжалования муниципальных правовых актов; о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а так же иной информации, подлежащей доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ; тексты официальных выступлений и заявлений руководителя и заместителя органа местного самоуправления; статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения о порядке поступления граждан на муниципальную службу; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; порядок и время приема граждан (физических лиц) в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; сведения о фамилии, имени и отчестве руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» п.9 ст.13 данного Федерального закона, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; образцы обращений лиц, указанных в подпункте «а» п.9 ст.13 данного Федерального закона, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах на 06.09.2018г.
В судебном заседании помощник прокурора Конышевского района Курской области, Кириченко Ю.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении, возложив на административного ответчика обязанности по исполнению требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в трех месячный срок с момента вступления решения в законную силу. Официальный сайт муниципального образования «Захарковский сельский совет» Конышевского района Курской области – www.захарковский46.рф
Представитель административного ответчика – администрации Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В суд направил заявление, согласно которому заявленные административные исковые требования признает в полном объеме, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Доказательств правомерности оспариваемого бездействия суду не предоставлено.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в силу ст.150, п.6 ст.226 КАС РФ, счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствии представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав пояснения административного истца, оценив материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Конституция РФ, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ), принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается, в том числе путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальный сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», должна содержать:
1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:
а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;
г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);
е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);
2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
в) информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;
3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;
б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;
е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
В ходе проверки, проведенной районной прокуратурой было установлено, что по состоянию на <дата> Администрацией муниципального образования «Захарковский сельсовет» Конышевского района Курской области в нарушение указанных требований статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ не принято мер к размещению поименованной в административном иске информации о деятельности органа местного самоуправления (л.д.№).
Бездействие администрации Захарковского сельского совета Конышевского района Курской области влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение информации, предусмотренной законодательством, не позволяет обеспечить соблюдение принципов открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления.
Как видно из материалов дела, на официальном сайте муниципального образования «Захарковский сельсовет» отсутствует в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ указанная выше информация.
Указанные обстоятельства, наряду с объяснениями помощника прокурора, подтверждаются материалами проверки и не оспариваются административным ответчиком.
О нарушении прав неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о правовых актах при опубликовании, в том числе посредством доступа к сети «интернет» суд, принимая во внимание положения Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", приходит к выводу о том, что обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления федеральным законодателем указаны не только открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, но и достоверность информации и своевременность ее предоставления. В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации федеральный законодатель возлагает обязанность на соответствующие органы государства и местного самоуправления размещать на официальном сайте соответствующую информацию.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что непринятие администрацией МО «Захарковский сельсовет» мер к размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в полном объеме информации в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на беспрепятственное получение информации о деятельности органа местного самоуправления.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором административных исковых требований.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия ( бездействия ) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Суд полагает необходимым установить трех месячный срок со дня вступления решения в законную силу для исполнения решения суда, поскольку такой срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ главу администрации Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области следует обязать в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу сообщить об исполнении решения в суд и в прокуратуру Конышевского района Курской области.
Из смысла и содержания положений п.9, п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав неопределенного круга лиц а так же органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) в связи с чем госпошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Конышевского района Курской области, действующего в порядке ст. 39, 218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области об оспаривании бездействия, выразившееся в непринятии мер к размещению информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», удовлетворить.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в полном объеме информации в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Обязать Администрацию Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области в трех месячный срок с момента вступления в силу решения суда принять меры к размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», имеющем адрес: www.захарковский46.рф, информацию, предусмотренную статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Об исполнении решения по настоящему административному делу сообщить в суд и в прокуратуру Конышевского района Курской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С мотивированным решением по административному делу № 2а-160/2018г. лица, участвующие в деле и их представители могут ознакомиться 26.09.2018г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда, через Конышёвский районный суд Курской области, в течение месяца, со дня принятия решения судом, в окончательной форме.
Судья Е.М.Березникова