Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2020г.
УИД: 51RS0001-01-2020-005094-43
№ 2а-3372/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2020г. г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Макаровой И.С.,
при секретаре Матюхиной А.В.,
с участием:
административного истца Вурт В.М.,
представителей административных ответчиков Непочатова А.Н., Тишининой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вурт В.М. об оспаривании действий (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области,
установил:
Вурт В.М. обратился в суд с административным иском об оспаривании действий (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что в период с 10.09.2018 по 24.04.2020 истец состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В период с января 2019 года по март 2020 года истец предпринимательскую деятельность не вел, осуществлял уход за инвалидом 1 группы. Указанные обстоятельства в соответствии с п.6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, п.6 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ являются основанием для освобождения индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов. Вместе с тем, требованием МИФНС России № 7 по Мурманской области от 16.01.2020 № 942 истец был уведомлен о наличии задолженности по уплате страховых взносов за 2019 год в размере 36 238 рублей, пени в размере 113 рублей 24 копейки. Решением МИФНС России № 9 по Мурманской области от 22.02.2020 № 588 с истца взыскана задолженность по страховым взносам в указанном выше размере. Кроме того, требованием МИФНС России № 9 по Мурманской области от 22.05.2020 № 3061 истец был уведомлен о наличии задолженности по уплате страховых взносов за 2020 год в размере 12 943 рубля 43 копейки. Жалоба, поданная истцом в порядке подчиненности на действия межрайонных инспекций по выставлению и направлению в его адрес требований о наличии задолженности по уплате страховых взносов в УФНС России по Мурманской области, оставлена без удовлетворения. Истец полагает, что действиями административных ответчиков нарушены его законные права и интересы, в связи с чем просит признать незаконными действия МИФНС России № 7 по Мурманской области по направлению в его адрес требования от 22.05.2020 № 3061, действия МИФНС России № 9 по Мурманской области по направлению в его адрес требования от 16.01.2020 № 942 и принятия решения от 22.02.2020 № 588 о взыскании с истца задолженности по страховым взносам, признать недействительными направленные в его адрес указанные выше требования и решение, а также обязать МИФНС России № 9 по Мурманской области устранить нарушение прав истца путем исключения сведений о наличии задолженности по уплате страховых взносов и пени за 2019 год, за период с 01.01.2020 по 08.03.2020.
Административный истец Вурт В.М. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, приведенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что намерений отказаться от статуса индивидуального предпринимателя у него не имелось, поскольку хотел продолжить осуществлять свою деятельность.
Представители административных ответчиков МИФНС России № 7 по Мурманской области Непочатов А.Н., УФНС России по Мурманской области Тишинина Н.М. в судебном заседании иск не признали, представили письменные возражения по иску, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель административного ответчика МИФНС России № 9 по Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно ч. 1 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пп. 2 п.1 ст. 419, п.1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела следует, что в период с 10.09.2018 по 24.04.2020 истец состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
19 декабря 2019г. истец обратился в МИФНС России № 7 по Мурманской области с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов за период с 04.12.2018 по 31.12.2020 в связи с осуществлением ухода за инвалидом I группы.
Письмом от 4 февраля 2020г. налоговый орган уведомил истца о том, что поступившее заявление оставлено без рассмотрения ввиду отсутствия документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты страховых взносов, в частности, не представлено решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход.
Из материалов дела также следует, что МИФНС России № 7 по Мурманской области в адрес истца направлено требование от 16.01.2020 № 942 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 36 238 рублей и пени в размере 113 рублей 24 копейки в срок до 14 февраля 2020 года.
Решением МИФНС России № 9 по Мурманской области от 22.02.2020 № 588 постановлено произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств Вурта В.М. в пределах сумм, указанных в требовании от 16.01.2020 № 942.
Кроме того, МИФНС России № 7 по Мурманской области в адрес истца направило требование № 3061 о наличии задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование по состоянию 22 мая 2020г. в размере 12 943 рубля 43 копейки, а также пени в размере 21 рубль 35 копеек.
8 июля 2020г., не согласившись с действиями межрайонных инспекций по выставлению и направлению требований о наличии задолженности по уплате страховых взносов, Вурт В.М. обратился в УФНС России по Мурманской области с жалобой, которая решением налогового органа от 3 августа 2020г. оставлена без удовлетворения.
Указанные выше обстоятельства дела сторонами не оспорены, подтверждены материалами дела, доказательств обратному суду не представлено.
Судом также установлено, что правомочность оспариваемых административным истцом действий административных ответчиков не оспаривается.
Оценивая действия административных ответчиков, на предмет правомерности совершения оспариваемых истцом действий, суд приходит к следующему.
Положения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов регулируются Главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, в 2019 году составлял 29 354 рубля и 6 884 рублей соответственно, в 2020 году - 32 448 рублей и 8 426 рублей соответственно.
Вместе с тем, согласно п. 7 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
В соответствии с пп. 6 п.1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Документами, являющимися основанием для подтверждения права на освобождение от уплаты страховых взносов в период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.
При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо указанных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода. При невозможности получения такого письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования, проводимого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (Письмо ФНС России от 26.04.2017 № БС-4-11/7990@ «Об освобождении от уплаты страховых взносов»).
Документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности у указанной категории плательщиков, могут являться налоговые декларации, представляемые последними в налоговые органы по месту жительства (письмо Минтруда России от 12.02.2015 № 17-3/ООГ-78).
В силу пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации освобождение предоставляется при условии представления такими плательщиками в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов. Форма заявления установлена письмом ФНС России от 07.06.2018 № БС-4-11/11018@ «О рекомендуемой форме заявления».
Как указывалось выше, основанием для отказа в удовлетворении заявления Вурт В.М. об освобождении от уплаты страховых взносов явилось отсутствие решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход.
Такого решения не представлено и в ходе судебного разбирательства по делу.
Анализируя вышеуказанные нормы законодательства Российской Федерации, представленные доказательства сторонами по делу, суд соглашается с доводами представителей административных ответчиков, об отсутствии оснований для освобождения Вурт В.М. от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учётом пояснений сторон, данных в судебном заседании, суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом действия административных ответчиков по выставлению и направлению в его адрес требований об уплате задолженности по страховых взносам, вынесению решения от 22.02.2020 № 588 о взыскании с истца задолженности по страховым взносам, являются законными, обоснованными, действиями ответчиков права и законные интересы административного истца не нарушены, доказательств обратному суду стороной истца не представлено, а судом не добыто. Обстоятельств, имеющих исключительный характер, вы силу которых Вурт В.М. не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Вурт В.М. об оспаривании действий (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья И.С.Макарова