Дело № 2-127/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июня 2022 года | с. Борогонцы |
Усть-Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Жирковой Р.Д.,
при секретаре Копыриной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бурнашева С.А. к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия), Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция строительства Республики Саха (Якутия)» о признании права на предоставление другого жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Бурнашев С.А. обратился в Усть-Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) (далее – Администрация МО «<данные изъяты>», Ответчик), Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция строительства Республики Саха (Якутия)» (далее – ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия), Ответчик) о признании права на предоставление другого жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что истец на основании Договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры №, расположенной в доме № по ул. <адрес> Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года № 50 «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» указанный многоквартирный дом числится в списке домов, подлежащих расселению.
Вместе с тем, Администрация МО «Легойский наслег», сославшись на положения ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, уведомила об отказе в предоставлении взамен изымаемого признанного аварийным жилого помещения.
Указывая, что поскольку право собственности на квартиру у него возникло до 27 декабря 2019 года, то есть до внесения изменений в ст. 32 Жилищного кодекса РФ, просит признать за ним право на предоставление жилого помещения в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
В судебное заседание истец Бурнашев С.А., своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, направил ходатайство, которым поддержав исковые требования, просит удовлетворить их по указанным в нем основаниям.
Представитель Администрации МО «<данные изъяты>», своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, направила ходатайство, которым просит рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя Администрации.
Представитель ответчика ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела по существу в его отсутствие. Направил письменный отзыв, в котором, указав, что поскольку право собственности истца возникло после признания многоквартирного жилого дома аварийным, в силу ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ ему полагается лишь выплата возмещения за изымаемое жилое помещение, определяемая в порядке ч. 7 указанной статьи, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, исследовав материалы дела, письменный отзыв ответчика ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища и на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством прав.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Бурнашев С.А., <данные изъяты>, на основании Договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником квартиры №, расположенной в доме № по ул. <адрес> Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) с кадастровым номером №.
Право собственности Бурнашева С.А. в Государственном реестре недвижимости зарегистрировано в соответствующем порядке ДД.ММ.ГГГГ за номером №, что подтверждается Выпиской №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Офисом филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Саха (Якутия).
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № на основании Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с физическим износом 74 %, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлениями главы МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом № по ул. <адрес> Усть-Алданского района, на основании поименованного выше Заключения признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года № 50 указанный многоквартирный дом включен в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», со сроком расселения до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, Администрация МО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ истца письменно уведомила отказе в предоставлении жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилого помещения со ссылкой на ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, мотивировав отказ тем, что квартира истцом приобретена после признания многоквартирного дома аварийным.
Так действительно ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 этой же статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. 8 и 8.1 этой же статьи в отношении таких граждан не применяются.
При этом, указанная норма была введена Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», вступившим в законную силу со дня его официального опубликования 28 декабря 2019 года.
Между тем, в силу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, приведенным в п. 5 Постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, поскольку Федеральный закон № 473-ФЗ не содержит указания о применении нововведенной ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ к жилищным правоотношениям, возникшим до вступления его в законную силу, рассматриваемая норма действует в соответствии с общеправовым принципом действия законодательства во времени, то есть не применяется к жилищным отношениям, возникшим после вступления в его законную силу.
По правилам ч. 8 ст. 32 ЖК РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ в редакции от 31 декабря 2014 года, действовавшей до введения в действие ч. 8.2, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Вместе с тем, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В материалы дела сведений о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «<данные изъяты>» принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен признанный аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом, не представлено.
При этом, предусмотренный абз. 3 ст. 12 ГК РФ способ защиты права путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, носит превентивный характер, направлен на исключение угрозы материальному праву истца, предупреждение вредных последствий таких действий.
Принимая во внимание, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, принадлежащее на праве собственности истцу, включен в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 2019-2025 годы», истец имеет право требовать предоставления другого жилого помещения в собственность.
Истцом выбран способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставлении ей в собственность жилого помещения, взамен ранее занимаемому жилому помещению.
С учетом изложенного, поскольку ответчиками оспаривается право истца, что создает угрозу реализации ее прав на предоставление другого жилого помещения, требования Бурнашева С.А. о признании права на предоставление ему другого жилого помещения взамен изымаемого подлежат удовлетворению.
Основываясь на правилах, установленных ст. 98 ГПК РФ, поскольку судом удовлетворены требования истца, уплатившего государственную пошлину в размере 300 рублей, с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по 150 рублей с каждого ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бурнашева С.А. к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> Республики Саха (Якутия), Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция строительства Республики Саха (Якутия)» о признании права на предоставление другого жилого помещения – удовлетворить.
Признать за Бурнашевым С.А., <данные изъяты>, право на предоставление в собственность другого пригодного для проживания и отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на условиях и в порядке, предусмотренных республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года № 50, в случае изъятия для муниципальных нужд земельного участка, в котором расположено принадлежащее ему жилое помещение.
Взыскать с Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) в пользу Бурнашева С.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» в пользу Бурнашева С.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Усть-Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья п/п Р.Д. Жиркова
Копия верна.
Судья Р.Д. Жиркова