Дело № 2-3505/2024
УИД 91RS0024-01-2024-004341-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 16 сентября 2024 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дашкевич Ирины Леонидовны, <данные изъяты> к Администрации города Ялта Республики Крым о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление жилищной политики администрации города Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым,
установил:
Дашкевич И.Л., <данные изъяты> обратились в суд с иском к Администрации города Ялта Республики Крым о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение площадью 14,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указано на то, что в декабре 2011 г. истцы вселились в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> выданного согласно решению исполнительного комитета Ялтинского городского совета №<номер> от <дата> Они постоянно проживают и зарегистрированы в указанном жилом помещении с <дата> Намереваясь использовать свое право на бесплатную приватизацию занимаемого жилья, в мае 2023 года Дашкевич И.Л. направила в Администрацию города Ялта Республики Крым соответствующее заявление, однако ей было отказано со ссылкой на то, что указанное жилье не включено в реестр муниципальной собственности, в связи с чем его приватизация не представляется возможной. Таким образом, поскольку право муниципальной собственности на жилое помещение не зарегистрировано истцы лишены возможности приватизировать занимаемую квартиру.
Истец Дашкевич И.Л., которая также по доверенности представляет интересы <данные изъяты> подала суду заявление о рассмотрении дела без ее участия, заявленные исковые требования поддерживает.
Представителем ответчика Администрации города Ялта Республики Крым при надлежащем извещении поданы письменные возражения, согласно которым в удовлетворении иска просит суд оказать, поскольку спорное жилое помещение не является муниципальной собственностью, ввиду чего отказ в приватизации является законным.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление жилищной политики администрации города Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и не сообщили о причинах неявки.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что жилое помещение - квартира жилой площадью 14,1 кв. м по адресу: <адрес>, была предоставлена Дашкевич И.Л. и члену ее семьи (сыну) <данные изъяты> на основании решения исполнительного комитета Ялтинского городского совета от <дата> №<номер>, о чем выдан ордер на жилое помещение №<номер> от <дата>
В указанной квартире Дашкевич И.Л. и <данные изъяты>. зарегистрированы по месту жительства с <дата> и постоянно проживают.
Согласно техническому паспорту квартиры, составленному бюро технической инвентаризации г. Ялты по состоянию на <дата>, комната №<номер>, расположенная по адресу: <адрес>, является изолированным жилым помещением площадью 14,1 кв. м, оборудована лоджией площадью 4,5 кв. м.
Указанная квартира поставлена на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №<номер>, сведения о правообладателе отсутствуют.
Согласно сообщению Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» от <дата> по материалам инвентаризационного дела №<номер> <адрес> по адресу: <адрес>, на праве собственности по состоянию на <дата> ни за кем не зарегистрирована. Начиная с <дата> бюро технической инвентаризации г. Ялты регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества не осуществляет.
На обращение Дашкевич И.Л. от <дата> по вопросу оформления прав на занимаемое жилое помещение письмом Администрации города Ялта Республики Крым от <дата> было сообщено, что по итогам полученной информации из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и МТУ Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе об отсутствии в реестре государственной собственности данного имущества, Администрацией города Ялта принято решение о проведении процедуры признания квартиры бесхозяйным имуществом, с последующей регистрацией прав на нее за муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым.
В соответствии с сообщением Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым от <дата> <адрес> по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в реестре муниципального имущества не числится. Департаментом проводились мероприятия по признанию данного объекта бесхозяйным и регистрации права собственности за муниципальным образованием путем подачи заявления о постановке объекта на государственный кадастровый учет от <дата> № №<номер>, которое было возвращено без рассмотрения уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от <дата>
Нормами жилищного законодательства, действующими на момент предоставления истцам жилья, было установлено, что ордер является единственным законным основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно статье 7 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и не были переданы в ведение органов местного самоуправления в результате изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, если эти жилые помещения предоставлены гражданам на законных основаниях до даты изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, применяются нормы главы 35 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре найма, за исключением статьи 672, пункта 2 статьи 674, статей 683 и 684, пункта 1 статьи 687 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правила о расторжении краткосрочного договора найма абзаца второго пункта 2 статьи 687 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отношениям по пользованию жилыми помещениями, указанными в настоящей части, также применяются нормы части 2 статьи 60, частей 2 и 3 статьи 83, части 1 статьи 154, частей 1 - 5, 9.1 - 13 статьи 156, статей 157 и 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от <дата> №<номер> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от <дата> №<номер> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
По смыслу указанных положений закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что не может быть признано соответствующим закону. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Разрешая спор с учетом вышеуказанных положений закона, исходя из того, что при наличии установленной законом и неисполненной органами власти и должностными лицами обязанности передать жилое помещение в ведение органов местного самоуправления, включение жилого помещения в реестр муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и возникновение прав граждан в рамках отношений социального найма не может быть поставлено в зависимость от времени непосредственной передачи жилого помещения органам местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что истцы в силу статьи 7 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» приобрели право пользования предоставленной на законных основаниях спорной квартирой на условиях договора социального найма и имеют право на ее приватизацию.
В данном случае истцы по независящей от них причине не могут реализовать свое право на приватизацию спорной квартиры, а потому в силу статьи 8 Закона РФ от <дата> №<номер> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» вправе требовать признания за ними права собственности на данное жилое помещение в судебном порядке.
Доказательства реализации ранее истцами права на приватизацию жилого фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации в материалах дела отсутствуют.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившее в законную силу судебное решение является основанием для проведения государственного кадастрового учета и/или регистрации прав.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Дашкевич Ирины Леонидовны, Дашкевича Олега Александровича к Администрации города Ялта Республики Крым о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за Дашкевич Ириной Леонидовной (<дата> года рождения, паспорт серия №<номер> и Дашкевичем Олегом Александровичем (<дата> года рождения, паспорт серия №<номер> право общей долевой собственности по 1/2 доли за каждым на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в порядке Закона Российской Федерации <дата> №<номер> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья О.И. Кулешова
Решение суда изготовлено
в окончательной форме <дата>