Дело № 2а-184/2018 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2018 года село Тарумовка
Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Заишниковой Л. В.,
при секретаре – Кадиалиевой М. С.,
с участием:
представителя административного истца – помощника прокурора Тарумовского района РД - Усманова Р. Р.,
представителя административного ответчика – администрации МР «Тарумовский район» РД – Сулейманова Ш. А., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Тарумовского района РД Морозова В. Н. в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кочубейская средняя общеобразовательная школа № 1» Тарумовского района РД и администрации МР «Тарумовский район» РД об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность и комплексную безопасность путем установки металлоискателя (металлодетектора),
установил:
Прокурор Тарумовского района Республики Дагестан в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в Тарумовский районный суд Республики Дагестан в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кочубейская средняя общеобразовательная школа № 1» Тарумовского района РД и администрации МР «Тарумовский район» РД об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность и комплексную безопасность путем установки металлоискателя (металлодетектора), указав, что прокуратурой Тарумовского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, в частности объектов образования, расположенных на территории Тарумовского района. В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям ст. 2 Федерального закона от 03.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в МКОУ «Кочубейская средняя общеобразовательная школа № 1» отсутствует система технического контроля - металлоискатель, что способствует беспрепятственному проносу в данное учреждение холодного и огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств и других запрещенных предметов.
В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Усманов Р. Р. административное исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем.
Просит признать бездействие МКОУ «Кочубейская СОШ № 1» Тарумовского района РД и администрации МР «Тарумовский район» РД, выразившееся в неисполнении требований Федеральных законов от 03.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконным; обязать МКОУ «Кочубейская СОШ № 1» Тарумовского района РД и администрацию МР «Тарумовский район» РД устранить нарушения и обеспечить исполнение требований федеральных законов от 03.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», оборудовав металлоискателем (металлодетектором) здание образовательного учреждения в течение трех месяцев с момента выделения администрацией МР «Тарумовский район» денежных средств на мероприятия по оборудованию здания образовательного учреждения металлоискателем (металлодетектором); обязать администрацию МР «Тарумовский район» РД предусмотреть в бюджете на 2018 год и выделить финансовые средства на устранение выявленных нарушений.
Представитель административного ответчика – директор МКОУ «Кочубейская СОШ № 1» Тарумовского района РД Газимагомедов Р. О., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, но направил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Административный иск признает.
Представитель административного ответчика – администрации МР «Тарумовский район» РД – Сулейманов Ш. А. признал административный иск, против удовлетворения требований не возражал.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора Тарумовского района Республики Дагестан подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом исследованы:
- справка об антитеррористической защищенности объекта и организации пропускного режима в МКОУ «Кочубейская СОШ №» от ДД.ММ.ГГГГ;
- объяснение директора МКОУ «Кочубейская СОШ №» Газимагомедова Р. О. от ДД.ММ.ГГГГ;
- копия паспорта директора МКОУ «Кочубейская СОШ №» Газимагомедова Р. О.;
- заявление директора МКОУ «Кочубейская СОШ №» Газимагомедова Р. О. от ДД.ММ.ГГГГ о признании административного иска;
- доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ на представление интересов администрации МР «Тарумовский район» РД Сулеймановым Ш. А.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Согласно Уставу МКОУ «Кочубейская СОШ № 1» осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ начального общего и основного общего образований. Тем самым МКОУ «Кочубейская СОШ № 1» является образовательным учреждением с массовым пребыванием граждан.
Следовательно, в указанном учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов.
Вместе с тем, как установлено, в данном образовательном учреждении вопреки вышеуказанным нормам закона не проведены достаточные мероприятия, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, педагогических и других работников, поскольку учреждение не оснащено металлоискателем (металлодетектором).
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие металлоискателя (металлодетектора) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов, что выявить либо обнаружить с помощью принятых в образовательном учреждении других мер невозможно.
Потому установка металлоискателя (металлодетектора) при входе в образовательное учреждение является обязательным в целях пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья неопределенного круга обучающихся, воспитанников и работников учреждения.
В силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из положений пункта 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», пункта 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, в том числе установку металлоискателя.
В соответствии с Уставом МКОУ «Кочубейская СОШ № 1» его учредителем является администрация МР «Тарумовский район» РД. Финансирование данного МКОУ осуществляется через централизованную бухгалтерию администрации муниципального района «Тарумовский район».
Следовательно, администрация МР «Тарумовский район» и МКОУ «Кочубейская СОШ № 1» обязаны принять меры по обеспечению безопасности образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствие в МКОУ «Кочубейская СОШ № 1» металлоискателя (металлодетектора) существенно ущемляют права неопределенного круга воспитанников образовательного учреждения на безопасные условия обучения, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников, работников образовательного учреждения.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает необходимым административные исковые требования прокурора Тарумовского района РД Морозова В. Н. в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к МКОУ «Кочубейская СОШ № 1» Тарумовского района РД и администрации МР «Тарумовский район» РД об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность и комплексную безопасность путем установки металлоискателя (металлодетектора), обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Тарумовского района РД Морозова В. Н. в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кочубейская средняя общеобразовательная школа № 1» Тарумовского района РД и администрации МР «Тарумовский район» РД об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность и комплексную безопасность путем установки металлоискателя (металлодетектора) - удовлетворить.
Признать бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кочубейская средняя общеобразовательная школа № 1» Тарумовского района РД и администрации МР «Тарумовский район» РД, выразившееся в неисполнении требований Федеральных законов от 03.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии
терроризму», от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконным.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кочубейская средняя общеобразовательная школа № 1» Тарумовского района РД и администрацию МР «Тарумовский район» РД устранить нарушения и обеспечить исполнение требований федеральных законов от 03.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», оборудовав металлоискателем (металлодетектором) здание образовательного учреждения в течение трех месяцев с момента выделения администрацией МР «Тарумовский район» денежных средств на мероприятия по оборудованию здания образовательного учреждения металлоискателем (металлодетектором).
Обязать администрацию МР «Тарумовский район» РД предусмотреть в бюджете на 2018 год и выделить финансовые средства на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения через Тарумовский районный суд Республики Дагестан.
Председательствующий Л. В. Заишникова
Отпечатано в совещательной комнате