Судья Медведев М. В. УИД 16RS0042-03-2021-009738-55
дело № 33 - 9613/2022
дело № 2 – 2197/2022
учёт № 129г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июля 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р. Р.,
судей Никулиной О. В. и Плюшкина К. А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сингатуллиной Р. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиНикулиной О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истицы Талаловой (Каменской) Ольги Николаевны – Каримова Бахрама Мирджафар оглы на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, которым Талаловой О. Н. было отказано в удовлетворении её иска к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Правительству Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на заключение договора социального найма жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав представителя истицы Каримова Б. М., представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан Зиннатуллина Р. Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Талалова О. Н. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Правительству Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на заключение договора социального найма жилого помещения.
В обоснование своего требования истица указала, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем ей было предоставлено жилое помещение из специализированного жилищного фонда и заключён договор найма № .... от 29 ноября 2013 года на 5 лет в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. По истечении пятилетнего срока ответчик неправомерно, по мнению истицы, отказал ей в заключении договора социального найма предоставленной квартиры, что и послужило причиной её обращения в суд.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель истицы Каримов Б. М. поддержал требование своей доверительницы и пояснил, что на момент продления договора найма у истицы имелась незначительная задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг, в настоящее время в квартире периодически проживает родственник истицы.
Представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан Салихова Л. Р. просила отказать в удовлетворении иска, полагая, что истицей пропущен срок исковой давности для оспаривания принятого ответчиком решения и заключённого договора.
Иные участвующие в деле лица в суд своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом. От представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан поступил письменный отзыв на иск, в котором он возражал против его удовлетворения, в том числе и по причине того, что указанное министерство является ненадлежащим ответчиком.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе представитель истицы просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении требования его доверительницы, повторяя доводы искового заявления и цитируя положения действующего законодательства.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истицы жалобу поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы.
Иные участвующие в деле лица в суд своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом. От представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан поступили письменные возражения на жалобу, в которых он просил оставить её без удовлетворения,
Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключён на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» за три месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган проводит проверку условий жизни нанимателя по указанному договору в целях определения наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного Закона по результатам проверки уполномоченный орган выносит заключение о наличии либо об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона на основании заключения об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган не позднее 30 дней до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения принимает решение о заключении договора социального найма этого жилого помещения, о чём ребёнок-сирота уведомляется в течение 10 дней со дня принятия решения.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 Закона не позднее 30 дней со дня принятия решения, указанного в части 5 настоящей статьи, или наступления обстоятельства, указанного в части 5.2 статьи 3 настоящего Закона, орган исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, принимает решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключает с ребёнком-сиротой или с лицами, указанными в части 5.1 статьи 3 настоящего Закона, договор социального найма этого жилого помещения.
Согласно пунктам 3.1, 3.3.56 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утверждённого Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года № 407, к полномочиям министерства отнесено управление имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности Республики Татарстан; принятие решения по вопросам включения в состав и исключения жилых помещений из состава жилищного фонда социального, коммерческого использования, специализированного жилищного фонда; организация систему учета предоставленных гражданам по договорам социального, коммерческого найма жилых помещений, находящихся в собственности Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, являющимся нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2019 года № 371 (далее - Порядка) за три месяца до окончания срока действия договоров найма специализированных жилых помещений наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений направляют в Министерство документы, подтверждающие наличие либо отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации детям-сиротам, установленных в пункте 1.2 настоящего Порядка (далее - Документы).
Согласно пункту 3.2 Порядка при подготовке заключения также учитываются:
жилищно-бытовые условия проживания детей-сирот в занимаемых по договорам найма специализированных жилых помещениях;
исполнение детьми-сиротами обязательств в соответствии с договорами найма специализированных жилых помещений;
состояние здоровья нанимателей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, их эмоциональное и физическое состояние, навыки самообслуживания (при наличии медицинского освидетельствования о наличии/отсутствии ограниченных возможностей здоровья, препятствующих надлежащему исполнению детьми-сиротами обязательств по договорам найма специализированных жилых помещений).
Пунктом 3.4 Порядка предусмотрено, что в случае если выявлено отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации детям-сиротам, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан заключаются договоры социального найма занимаемых детьми-сиротами жилых помещений.
При наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации детям-сиротам, договоры найма специализированных жилых помещений заключаются Министерством и детьми-сиротами на новый пятилетний срок, по истечении которого проводится повторное выявление обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации детям-сиротам в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с пунктом 5 Порядка на основании заключения об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган не позднее 30 дней до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения принимает решение о заключении договора социального найма этого жилого помещения, о чем ребенок-сирота уведомляется в течение 10 дней со дня принятия решения.
Пунктом 1.2. Порядка к обстоятельствам, свидетельствующим о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, отнесены:
отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с незанятостью трудовой деятельностью и, как следствие, наличие задолженностей по оплате жилых помещений и коммунальных услуг более одного года;
наличие у детей-сирот подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами непогашенных задолженностей по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг с управляющей специализированным жилищным фондом компанией;
наличие судебных решений об ограничении или лишении родительских прав в отношении несовершеннолетних детей;
отсутствие постоянной регистрации по адресу предоставленного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
проживание неустановленных лиц в жилом помещении специализированного жилищного фонда, лиц, не имеющих законных оснований на проживание в жилом помещении специализированного жилищного фонда, в нарушение договоров найма специализированных жилых помещений;
наличие жалоб на антиобщественный характер действий детей-сирот и их социального окружения, подтвержденное актами правоохранительных органов;
совершение правонарушений, последствиями которых является заключение под стражу, ограничение или лишение свободы на срок, превышающий один год;
длительная болезнь, инвалидность, возникшие у нанимателей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений после даты заключения договоров найма специализированных жилых помещений, препятствующие добросовестному исполнению обязанностей детьми-сиротами, являющимися нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе в связи с нахождением в лечебной или реабилитационной организации, подтвержденные документами медицинских организаций.
По делу установлено, что истица обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
29 ноября 2013 года между истицей и Министерством образования и науки Республики Татарстан был заключён договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда № .... на 5 лет в соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По указанному договору истице было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В связи с наличием задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг по состоянию на 21 июня 2018 года в сумме 2 845 рублей 19 копеек, проживанием в квартире иных лиц ответчиком было составлено заключение о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Факты наличия задолженности и проживания в спорной квартире постороннего лица истцовой стороной не оспаривались. В суде апелляционной инстанции представитель истицы утверждал, что в настоящее время долг погашен, а в квартире никто не живёт, однако объективных и допустимых доказательств в подтверждение этих доводов не представил.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что подготовленное ответчиком заключение соответствует приведённым выше требованиям Порядка, поэтому срок действия договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда правомерно был продлён ответчиком на 5 лет, и в удовлетворении иска отказал в связи с тем, что у истицы не возникло права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Суд верно отметил, что погашение задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по истечении сроков, указанных в статье 5 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ, не свидетельствует о возникновении права на заключение договора социального найма жилого помещения до истечения пятилетнего срока.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам закона не противоречат и сделаны по результатам надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств. Каких-либо новых обстоятельств, которые нуждаются в проверке и оценке со стороны судебной коллегии, апелляционная жалоба представителя истицы не содержит, повторяя доводы иска. Судебная коллегия отмечает, что решение жилищной комиссии ответчика от 18 октября 2018 года о продлении срока действия договора на 5 лет в течение установленного действующим законодательством срока и в установленном им порядке истицей оспорено не было. Факт своевременного уведомления о необходимости предоставления соответствующих документов для заключения договора на новый срок или для заключения договора социального найма истицей не отрицался, как и факт получения ею решения ответчика, принятого по итогам составленного им заключения. Срок действия договора истекает в октябре 2023 года, и при надлежащим исполнении всех установленных им обязанностей истица получит право заключить в отношении спорного жилого помещения договор социального найма.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истицы Талаловой (Каменской) О. Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: