44RS0001-01-2019-004349-12
Дело № 2-4068/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2019 года
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе председательствующего судьи Ивковой А.В.
при секретаре Метельковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой ФИО11 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) о включении периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, и назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Смирнова О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное), в обоснование которого указала, что 16.05.2019 года обратилась к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В назначении досрочной пенсии ей было отказано, поскольку согласно решению об отказе в установлении пенсии, отсутствует необходимый стаж. Данное решение считает незаконным, необоснованным и нарушающим ее права на пенсионное обеспечение, гарантированное статьями 7, 39 Конституции РФ. В стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении как 1 год работы как 1 год и 3 месяца: с 10.04.2006 г. по 14.04.2006 г., с 15.05.2006 г. по 19.05.2006 г., с 27.11.2006 по 09.12.2006 г., с 17.01.2011 г. по 21.01.2011 г., с 07.02.2011 г. по 11.02.2011 г., с 04.04.2011 г. по 08.04.2011 г., с 16.09.2013 г. по 21.09.2013 г., с 27.01.2014 г. по 07.02.2014 г., с 24.03.2014 г. по 04.04.2014 г., с 19.05.2014 г. по 30.05.2014 г., с 16.06.2014 г. по 27.06.2014 г., с 15.12.2014 г. по 26.12.2014 г. Полагает, что курсы повышения квалификации, период нахождения на конференции, являются частью профессиональной деятельности медицинского работника и поэтому подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, как работа, в период которой она была на них направлена. В стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не засчитан период работы в должности медицинского лабораторного техника в ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» в льготном исчислении как 1 год работы как 1 год и 3 месяца: с 01.11.1999 г. по 02.05.2018 г. Основанием для невключения данного периода трудовой деятельности в специальный стаж является то, что в указанные периоды времени продолжительность рабочей недели составляла 37,5 часов, а не 39 часов, как это установлено ст. 350 ТК РФ. Вместе с тем, полагает, что данный вывод основан на неправильном толковании и применении норм действующего трудового законодательства. Указывает, что, поскольку являлась медицинским работником государственного учреждения здравоохранения, нормальная продолжительность ее рабочего времени не могла превышать 37,5 часов в неделю. Данная норма рабочего времени в спорные периоды была отработана в полном объеме. Также в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не засчитаны в льготном исчислении, как 1 год и 3 месяца работы за 1 год работы, периоды отпуска по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком с 01.09.1990 г. по 31.05.1993 г. Исходя из того, что оспариваемый период приходится на время работы в должность медицинской сестры в Новинском детском доме-интернате для умственно-отсталых детей в сельской местности, которая должна быть зачтена ответчиком в специальный стаж работы истца в льготном исчислении как 1 год и 3 месяцев за 1 год работы, в связи с чем приходим к выводу о наличии оснований для включения оспариваемого периода в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год работы. Просит суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) включить в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следующие периоды: периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении как 1 год работы как 1 год и 3 месяцев: с 10.04.2006 г. по 14.04.2006 г., с 15.05.2006 г. по 19.05.2006 г., с 27.11.2006 г. по 09.12.2006 г., с 17.01.2011 г. по 21.01.2011 г., с 07.02.2011 г. по 11.02.2011 г., с 04.04.2011 г. по 08.04.2011 г., с 16.09.2013 г. по 21.09.2013 г., с 27.01.2014 г. по 07.02.2014 г., с 24.03.2014 г. по 04.04.2014 г., с 19.05.2014 г. по 30.05.2014 г., с 16.06.2014 г. по 27.06.2014 г., с 15.12.2014 г. по 26.12.2014 г.; периоды работы в должности медицинского лабораторного техника в ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» в льготном исчислении как 1 год работы как 1 год и 3 месяца с 01.11.1999 г. по 02.05.2018 г.; периоды отпуска по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком в льготном исчислении как 1 год работы как 1 год и 3 месяцев с 01.09.1990 г. по 31.05.1993 г. Назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 16 мая 2019 г.
В ходе рассмотрения дела истец Смирнова О.Н. уточнила исковые требования, которые в окончательном виде сводятся к следующему. Просит суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости с 16.11.2019 г.; включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, период работы в должности медицинского лабораторного техника в ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» с 01.11.1999 г. по 15.06.2003 г., с 01.06.2005 г. по 02.05.2018 г. в календарном исчислении; периоды отпуска по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком в льготном исчислении как 1 год работы как 1 год и 3 месяцев с 01.09.1990 г. по 31.05.1993 г.
В судебном заседании истец Смирнова О.Н., представитель истца Кузьмичева С.Е. требования в уточненном виде поддержали.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) Малышева В.В. требования не признала.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 36 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Таким образом, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работы за период до 01.01.1992 г. применяются правила и нормы Закона СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», за периоды с 01.01.1992 г. до 01.01.2002 г. применяются правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», за периоды работы (деятельности) с 01.01.2002 г. до 01.01.2015 г. применяются правила и нормы Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Судом установлено, что 16.05.2019 г. Смирнова О.Н. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области № от 10.06.2019 г. истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости.
Смирновой О.Н. отказано в зачете в специальный стаж в льготном исчислении за работу в сельской местности как 1 год работы за 1 год 3 месяца периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком (09.07.1990 г.р.) с 01.09.1990 г. по 31.05.1993 г.
Отказано в зачете в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периодов работы в ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» с 03.06.1993 г. по 31.10.1995 г. в должности медицинской сестры гинекологического отделения в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев; с 01.11.1999 г. по 01.05.2015 г. в должности лаборанта клинической лаборатории (без учета отпуска по уходу за ребенком 02.04.2003 года рождения с 16.06.2003 г. по 31.05.2005 г.); с 02.05.2015 г. по 02.05.2018 г. в должности медицинского лабораторного техника, без учета отвлечений.
Отказано в зачете в специальный стаж периодов курсов повышения квалификации с 10.04.2006 г. по 14.04.2006 г., с 15.05.2006 г. по 19.05.2006 г., с 27.11.2006 г. по 09.12.2006 г., с 17.01.2011 г. по 21.01.2011 г., с 07.02.2011 г. по 11.02.2011 г., с 04.04.2011 г. по 08.04.2011 г., с 16.09.2013 г. по 21.09.2013 г., с 27.01.2014 г. по 07.02.2014 г., с 24.03.2014 г. по 04.04.2014 г., с 19.05.2014 г. по 30.05.2014 г., с 16.06.2014 г. по 27.06.2014 г., с 15.12.2014 г. по 26.12.2014 г.
Из решения № от 10.06.2019 г. следует, что на момент обращения, по представленным документам, страховой стаж Смирновой О.Н. составляет 30 лет 1 месяц 19 дней.
Стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», (с учетом применения Списков и Правил от 29.10.2002 г. № 781 ко всем периодам работы) составляет 13 лет 25 дней и соответствует следующим периодам работы в:
- Новинковском детском доме-интернате для умственно-отсталых детей (как 1 год работы за 1 год 3 месяца) за работу в сельской местности в должности медсестры с 01.08.1988 г. по 31.08.1990 г. (в том числе, период отпуска по беременности и родам), календарно с 01.09.1990 г. по 31.05.1993 г. (период отпуска по уходу за ребенком),
- ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» в должности медицинской сестры гинекологического отделения с 03.06.1993 г. по 15.06.1994 г. как 1 год работы за 1 год 3 месяца за работу в сельской местности, с 16.06.1994 г. по 31.10.1995 г. календарно; в должности лаборанта, медицинского лабораторного техника с 01.11.1995 г. по 31.10.1999 г. календарно, с 03.05.2018 г. по 15.05.2018 г. календарно (с учетом совместительства 0,2 ставки в должности медицинского лабораторного техника).
Как следует из материалов дела, истец Смирнова О.Н. работала в ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» («Волгореченская больница», Волгореченское лечебно-профилактическое учреждение, Лечебно-профилактическое учреждение г. Волгореченска, муниципальное учреждение «Волгореческая городская больница», муниципальное учреждение здравоохранения «Волгореченская городская больница») с 03.06.1993 г. по 31.10.1995 г. в должности медицинской сестры гинекологического отделения; с 01.11.1995 г. по 01.05.2015 г. в должности лаборанта клинической лаборатории, с 02.05.2015 г. по настоящее время Смирнова О.Н. работает в должности медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории, что подтверждается трудовой книжкой истца AT-V № от 05.08.1988 г., справкой ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» от 25.11.2019 г. №.
Как указано в решении № от 10.06.2019 г., основанием для не включения периодов работы в ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» с 01.11.1999 г. по 01.05.2015 г. в должности лаборанта клинической лаборатории (без учета отпуска по уходу за ребенком 02.04.2003 года рождения с 16.06.2003 г. по 31.05.2005 г.); с 02.05.2015 г. по 02.05.2018 г. в должности медицинского лабораторного техника (без учета отвлечений) послужило то, что полная ставка за период с 01.11.1999 г. по 02.05.2018 г. не выработана.
Согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Для отдельных категорий работников в соответствии со ст. 92 ТК РФ может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени.
Так, согласно ст. 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности.
Постановлением Совнаркома СССР от 11.12.1940 № 2499 «О продолжительности рабочего дня медицинских работников», действовавшим до 17.03.2017 г., для врачей и среднего медицинского персонала больниц была установлена продолжительность рабочего дня в размере шесть с половиной часов (Приложение № 3).
В соответствии со статьей 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с установленными данной нормой источниками трудового права осуществляется также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В отрасли заключены региональные двустороннее соглашения между Департаментом здравоохранения Костромской области и Костромской областной организацией профсоюза работников здравоохранения на 2009-2011 года, на 2012-2014 года (зарегистрировано в Департаменте по труду Костромской области 04.09.2012 г. за № 49), действие которого продлено на три года до 31.12.2017 г. на основании соглашения о продлении срока действия Двустороннего соглашения между Департаментом здравоохранения Костромской области и Костромской областной организацией профсоюза работников здравоохранения от 18.12.2014 г. (зарегистрировано в Департаменте по труду и занятости населения Костромской области 26.12.2014 г. за № 92), обязательные для применения в отношении между теми работниками и работодателями, круг которых определен ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании п. 5.2 указанного выше соглашения, нормальная продолжительность работников государственных учреждений здравоохранения не может превышать 40 часов, для медицинских работников - 37,5 часов в неделю.
После окончания действия соглашения на 2012-2014 годы, действие которого было продлено на 2015-2017 годы, было заключено двухстороннее отраслевое соглашение между Департаментом здравоохранения Костромской области и Костромской областной организацией профсоюза работников здравоохранения на 2018-2020 годы.
Согласно ст. 48 Трудового кодекса РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) и действует всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
Суд приходит к выводу, что в силу положений статей 45, 46, 48 ТК РФ региональное отраслевое соглашение является нормативным актом, регулирующим трудовые отношения, и действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, входящими в объединение работодателей, заключившее это соглашение, или уполномочившими его на заключение соглашения, или присоединившимися к соглашению после его заключения, а установление соглашением нормы рабочего времени не более 37,5 часов в неделю действующему законодательству не противоречит.
Выполнение нормы рабочего времени является обязательным условием для включения периода, в течение которого протекала работа в соответствующих должности и учреждении, в специальный стаж. В спорные периоды соглашения о неполном рабочем времени между истцом и работодателем не заключалось, она работала на полную ставку, выполняла в полной мере свои должностные обязанности и нормы труда, получала полную заработную плату, соответствующую заработной плате установленной штатным расписанием на 1,0 ставку. Поскольку истец являлась медицинским работником государственного учреждения здравоохранения, нормальная продолжительность рабочего времени для нее не могла превышать 37,5 часов в неделю. Данная норма рабочего времени в спорные периоды была отработана истцом в полном объеме.
Суд также учитывает, что ОГБУЗ «Волгореченская городская больница», выдавая истцу справку, уточняющую занятость указало, что с 03.06.1993 г. по настоящее время истец занимает штатную должность на 1,0 ставку не менее 37,5 часов в неделю, совмещает работу в должности медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории с 03.05.2018 г. по настоящее время на 0,20 ставки.
Таким образом, период работы истца в ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» с 01.11.1999 г. по 15.06.2003 г., 01.06.2005 г. по 02.05.2018 г. подлежат включению в специальный страховой стаж в календарном исчислении (за исключением отвлечений).
Рассматривая требования о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд приходит к следующему.
На момент нахождения на курсах повышения квалификации с 10.04.2006 г. по 14.04.2006 г., с 15.05.2006 г. по 19.05.2006 г., с 27.11.2006 г. по 09.12.2006 г., с 17.01.2011 г. по 21.01.2011 г., с 07.02.2011 г. по 11.02.2011 г., с 04.04.2011 г. по 08.04.2011 г., с 16.09.2013 г. по 21.09.2013 г., с 27.01.2014 г. по 07.02.2014 г., с 24.03.2014 г. по 04.04.2014 г., с 19.05.2014 г. по 30.05.2014 г., с 16.06.2014 г. по 27.06.2014 г., с 15.12.2014 г. по 26.12.2014 г. истец работала в ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» на должностях, позволяющих включить период её работы в специальный страховой стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Роструд в Письме от 12.05.2011 № 1277-6-1 отметил, что работодатель может определять любые формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе в форме разовых лекций, семинаров и других видов обучения продолжительностью менее 72 часов. Понятие «повышение квалификации» включает и иные формы обучения, продолжительность которых составляет менее 72 часов. Гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 187 ТК РФ, должны применяться и при других формах подготовки, определяемых работодателем, в том числе при продолжительности обучения менее 72 часов.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Поскольку вышеуказанные периоды приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Таким образом, исковые требования о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов прохождения курсов повышения квалификации с 10.04.2006 г. по 14.04.2006 г., с 15.05.2006 г. по 19.05.2006 г., с 27.11.2006 г. по 09.12.2006 г., с 17.01.2011 г. по 21.01.2011 г., с 07.02.2011 г. по 11.02.2011 г., с 04.04.2011 г. по 08.04.2011 г., с 16.09.2013 г. по 21.09.2013 г., с 27.01.2014 г. по 07.02.2014 г., с 24.03.2014 г. по 04.04.2014 г., с 19.05.2014 г. по 30.05.2014 г., с 16.06.2014 г. по 27.06.2014 г., с 15.12.2014 г. по 26.12.2014 г. в календарном исчислении, подлежат удовлетворению.
В период работы в Новинковском детском доме-интернате для умственно-отсталых детей в должности медсестры Смирнова О.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком 09.07.1990 г.р. до 1,5 лет с 01.09.1990 г. по 08.01.1992 г. и до 3 лет с 09.01.1992 г. по 31.05.1993 г.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Пленум Верховного Суда РФ в абз. 2 п. 27 Постановления от 11.12.2012 г. № 30 разъяснил, что в случае, если отпуск по уходу за ребенком до достижения 3 лет начался до 06.10.1992 года, он подлежит зачету в специальный стаж в полном объеме.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) Смирновой О.Н. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды нахождения истца в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком с 01.09.1990 г. по 31.05.1993 г. подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год работы.
В силу статьи 22 № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, при возникновении права на пенсию в 2019 г. срок назначения пенсии определен не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
С учетом включения спорных периодов, а также учитывая положения ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 16.11.2019 г. Соответственно, с указанной даты на ответчика подлежит возложению обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Смирновой ФИО8 удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) включить Смирновой ФИО9 в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения
- периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 10.04.2006 по 14.04.2006, с 15.05.2006 по 19.05.2006, с 27.11.2006 по 09.12.2006, с 17.01.2011 по 21.01.2011, с 07.02.2011 по 11.02.2011, с 04.04.2011 по 08.04.2011, с 16.09.2013 по 21.09.2013, с 27.01.2014 по 07.02.2014, с 24.03.2014 по 04.04.2014, с 19.05.2014 по 30.05.2014, с 16.06.2014 по 27.06.2014, с 15.12.2014 по 26.12.2014 в календарном исчислении;
- период работы в ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» с 01.11.1999 по 15.06.2003, 01.06.2005 по 02.05.2018 в календарном исчислении (за исключением отвлечений).
- период нахождения в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком с 01.09.1990 по 31.05.1993 в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год работы.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) назначить Смирновой ФИО10 досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 16.11.2019 г.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.В. Ивкова