судья Тищенко Г.Н. |
№ 33-3256-2022 51RS0003-01-2022-001615-27 |
Мотивированное определение изготовлено 3 ноября 2022 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
1 ноября 2022 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Брандиной Н.В. |
судей |
Сазановой Н.Н. |
при секретаре |
Засыпкиной В.А. Бойковой А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-987/2022 по иску заместителя военного прокурора Североморского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Объединенному стратегическому командованию Северного флота (по ОСК СФ) о возложении обязанности выполнить определенные действия,
по апелляционным жалобам федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Объединенному стратегическому командованию Северного флота (по ОСК СФ), Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 18 мая 2022 г. с учетом определения об исправлении описки от 21 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Сазановой Н.Н., выслушав объяснения представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ Праведниковой С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалоб военного прокурора Тесля С.С., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Заместитель военного прокурора Североморского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Объединенному стратегическому командованию Северного флота (по ОСК СФ) (далее ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ) о возложении обязанности выполнить определенные действия.
В обоснование иска указал, что военной прокуратурой Североморского гарнизона проведена проверка исполнения законов о пожарной безопасности и сохранности оружия и боеприпасов в войсковой части ***).
В ходе проверки установлено, что в в/ч *** территории Североморского территориального гарнизона при эксплуатации и техническом содержании объектов не соблюдаются правила пожарной безопасности и требования к противопожарному оборудованию зданий и сооружений.
Командованием в/ч *** с целью устранения вышеуказанных недостатков в жилищно-коммунальную службу № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ, органы военного управления Северного флота неоднократно подавались заявки, докладные записки, в том числе документы для проведения текущего, капитального ремонта, оборудования зданий, сооружений и хранилищ системами пожарной сигнализации и пожаротушения. Однако до настоящего времени объекты в/ч *** не приведены в соответствие с противопожарными нормами.
Просил с учетом уточнения исковых требований обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законов о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях войсковой части ***, организовав оборудование зданий и сооружений войсковой части *** противопожарным оборудованием и провести следующие работы:
оборудовать автоматической установкой пожаротушения: помещение секретного делопроизводства штаба инв. № ***, здание насосной службы горючего и смазочных материалов инв. № ***;
оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: здание насосной службы горючего и смазочных материалов инв. № ***, профилакторий инв. № ***, здание казармы инв. № ***, штаб части инв. № ***, клуб инв. № ***, здание столовой инв. № ***, склад КЭС инв. № ***, овощехранилище инв. № ***, склад инв. № ***, склад ГГО инв. № ***, склад (вещевой) инв. № ***, склад (вещевой) инв. № ***, здание овощехранилища (склад НЗ) инв. № ***, маслосклад Службы горючего и смазочных материалов инв. № ***, лаборатория Службы горючего и смазочных материалов инв. № *** здание караула ВОХР инв. № ***, склад тары Службы горючего и смазочных материалов инв. № ***, заправочная горючего и смазочных материалов инв. № ***, КТП РАТО инв. № ***, помещение личного состава (казарма АЭР) инв. № ***, пожарное депо инв. № ***, хранилище специальной техники инв. № ***, хранилище объекта *** инв. № ***, библиотека (караульное ВОХР) инв. № ***, здание канцелярии авиационно-технического имущества инв. № ***, хранилище боепитания инв. № ***, хранилище объекта № *** инв. № ***, здание автомобильной технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) инв. № ***;
оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации: склады (АТИ) инв. № ***, боксы РАТО инв. № *** казармы (РАТО-1, РАТО-2) инв. № ***, гараж РАТО инв. ***, боксы РАТО инв. № *** боксы аэродромно-эксплуатационной роты инв. № ***, склад боепитания инв. № ***,
огородить техническую территорию склада ГСМ (НЗ) склада ГСМ (расходный) двойным ограждением из негорючих материалов высотой не менее 2,1 м., оборудовать минерализованную полосу;
оборудовать молниезащитными устройствами с требуемой эффективностью молниезащиты: склад (вещевой) инв. № ***, склад (вещевой) инв. № ***, здание овощехранилища (склад НЗ) инв. № ***, сооружения и объекты открытого хранения на территории склада ГСМ (расходного): здание насосной службы горючего и смазочных материалов инв. № ***, лаборатория Службы горючего и смазочных материалов инв. № ***.
Просил возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по устранению выявленных нарушений законов о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях войсковой части ***, организовав следующие работы:
произвести обработку огнезащитным составом сгораемые конструкции склада инв. № ***, гаража (ТЭЧ) инв. № ***, здания овощехранилища (склад НЗ) инв. № ***, произвести обработку огнезащитным составом сгораемые конструкции чердачных помещений: склада ГГО инв. № ***, здания штаба инв. № ***, клуба инв. № ***, склада (вещевого) инв. № ***, здание канцелярии авиационно-технического имущества инв. № ***, КТП РАТО инв. № ***, пожарного депо инв. № ***, библиотеки (караульное ВОХР) инв. № ***.
проверить на соответствие нормам сопротивления изоляции и на надежность заземляющих устройств с составлением акта: гаража РАТО инв. № ***, хранилище специальной техники инв. № *** хранилище боепитания инв. № ***, хранилище объекта № *** инв. № *** здание клуба инв. № ***, склада ГГО инв. № *** здания складов (вещевые) инв. № ***, гаража (ТЭЧ) инв. № ***, канцелярию авиационно-технического имущества инв. № ***, лаборатории Службы горючего и смазочных материалов инв. № ***, домика АТО инв. № ***, здания насосной Службы горючего и смазочных материалов инв. № ***, склада тары Службы горючего и смазочных материалов инв. № ***, помещения личного состава АЭР инв. № ***, маслосклада Службы горючего и смазочных материалов инв. №***.
Судом принято решение, которым исковые требования удовлетворены.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законов о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях войсковой части ***, организовав оборудование зданий и сооружений войсковой части *** противопожарным оборудованием и провести следующие работы:
оборудовать автоматической установкой пожаротушения: помещение секретного делопроизводства штаба инв. № 64;
оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: здание насосной службы горючего и смазочных материалов инв. № ***, профилакторий инв. № ***, здание казармы инв. № ***, штаб части инв. № ***, клуб инв. № ***, здание столовой инв. № ***, склад КЭС инв. № ***, овощехранилище инв. № ***, склад инв. № ***, склад ГГО инв. № *** склад (вещевой) инв. № 66, склад (вещевой) инв. № ***, здание овощехранилища (склад НЗ) инв. № 77, маслосклад Службы горючего и смазочных материалов инв. № 83, лаборатория Службы горючего и смазочных материалов инв. № *** здание караула ВОХР инв. № ***, склад тары Службы горючего и смазочных материалов инв. № ***, заправочная горючего и смазочных материалов инв. № *** КТП РАТО инв. № ***, помещение личного состава (казарма АЭР) инв. № ***, пожарное депо инв. № ***, хранилище специальной техники инв. № ***, хранилище объекта *** инв. № ***, библиотека (караульное ВОХР) инв. № ***, здание канцелярии авиационно-технического имущества инв. № ***, хранилище боепитания инв. № ***, хранилище объекта № *** инв. № ***, здание автомобильной технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) инв. № ***;
оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации: склады (АТИ) инв. № ***, боксы РАТО инв. № ***, казармы (РАТО-1, РАТО-2) инв. № ***, гараж РАТО инв. *** боксы РАТО инв. № ***, боксы аэродромно-эксплуатационной роты инв. № ***, склад боепитания инв. № ***,
огородить техническую территорию склада ГСМ (НЗ) склада ГСМ (расходный) двойным ограждением из негорючих материалов высотой не менее 2,1 м., оборудовать минерализованную полосу;
- оборудовать молниезащитными устройствами с требуемой эффективностью молниезащиты: склад (вещевой) инв. № 66, склад (вещевой) инв. № ***, здание овощехранилища (склад НЗ) инв. № ***, сооружения и объекты открытого хранения на территории склада ГСМ (расходного): здание насосной службы горючего и смазочных материалов инв. № ***, лаборатория Службы горючего и смазочных материалов инв. № ***
На ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу решения суда силу устранить выявленные нарушения законов о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях войсковой части ***, организовать и произвести обработку огнезащитным составом сгораемые конструкции склада инв. № ***, гаража (ТЭЧ) инв. № 87, здания овощехранилища (склад НЗ) инв. № ***, произвести обработку огнезащитным составом сгораемые конструкции чердачных помещений: склада ГГО инв. № *** здания штаба инв. № *** клуба инв. № ***, склада (вещевого) инв. № 66, здание канцелярии авиационно-технического имущества инв. № ***, КТП РАТО инв. № ***, пожарного депо инв. № *** библиотеки (караульное ВОХР) инв. № ***, проверить на соответствие нормам сопротивления изоляции и на надежность заземляющих устройств с составлением акта: гаража РАТО инв. № ***, хранилище специальной техники инв. № ***, хранилище боепитания инв. № ***, хранилище объекта № *** инв. № ***, здание клуба инв. № ***, склада ГГО инв. № ***, здания складов (вещевые) инв. № ***, гаража (ТЭЧ) инв. № ***, канцелярию авиационно-технического имущества инв. № *** лаборатории Службы горючего и смазочных материалов инв. № ***, домика АТО инв. № ***, здания насосной Службы горючего и смазочных материалов инв. № ***, склада тары Службы горючего и смазочных материалов инв. № ***, помещения личного состава АЭР инв. № ***, маслосклада Службы горючего и смазочных материалов инв. №***.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ Боброва О.В. ссылается на неправильное определение судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права, просила отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ отказать.
В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ осуществляет свою деятельность на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860 "Об утверждении Руководства по коммунально-экплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации». В соответствии с данным Приказом учреждение предназначено для контроля и организации коммунально-эксплуатационного с обеспечения материально-технической базы вооруженных сил, на него возложены обязанности по текущему ремонту, направленные, в первую очередь, на сбережение материально-технической базы от преждевременного износа и разрушения, в том числе, для предотвращения пожара.
Ссылаясь на пункты 28, 81 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 № 860 (далее - Руководство), полагает, что суд необоснованно возложил на ответчика обязанности, поскольку объекты не были переданы в установленном порядке на эксплуатационное обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ, акт приема-передачи здания в эксплуатацию, который подписывается представителем балансодержателя (ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России), представителем ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и потребителем (командиром воинской части) не составлялся. В связи, с чем Учреждение не может контролировать техническое состояние зданий. Суд не учел, что сведений о выделении финансирования Учреждению на данные цели также не представлено.
Кроме того, ссылается, что степень огнестойкости зданий, с учетом его фактических геометрических параметров, соответствует требованиям Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также нормативных документов по пожарной безопасности. Здания по своим параметрам соответствуют V степени огнестойкости. Огнезащитная обработка несущих конструкций здания, влияющих на его геометрическую устойчивость и неизменяемость при пожаре - не требуется. Данное обстоятельство не было учтено судом при принятии решения.
Учитывая обстоятельства дела, исходя из объема работ необходимых для устранения выявленных нарушений, необходимости финансовых и временных затрат, полагает срок, уставленный судом для исполнения решения неразумным.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Левченко Ю.И. ссылается на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить.
Указывает, что прокурор, предъявляя исковое заявление в суд, фактически подменил собой функции государственного пожарного надзора Министерства обороны Российской Федерации. При этом, предписание об устранении нарушений не выдавалось.
Полагает, что требования об оборудовании объектов автоматической противопожарной защитой (автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации) заявлены к Министерству обороны Российской Федерации необоснованно, в связи с тем, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ осуществляет содержание и эксплуатацию объектов военной инфраструктуры.
Также ссылается на процессуальные нарушения, поскольку Министерство обороны Российской Федерации не было извещено своевременно о дате судебного заседания.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель военного прокурора Мишин Ю.С. просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица в\ч *** Саблин С. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ полагает доводы жалобы представителя Министерства обороны несостоятельными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика Министерства обороны РФ, представители третьих лиц: войсковой части *** ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статье 11 приведенного Федерального закона воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации, а пунктом 1 статьи 26 определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнований средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятия в области обороны.
Правовые основы государственной политики по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ), Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно положениям статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 указанного Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
В силу статьи 126 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений.
Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Согласно Нормам пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323, настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях).
Согласно положениям названных Норм пожарной безопасности подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией и оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях складов, хранения.
До настоящего времени нормы и требования НПБ 110-03 и НПБ 104-03 являются действующими.
Нормы НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожарной сигнализации. Нормы НПБ 104-03 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Согласно положениям названных Норм пожарной безопасности подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией и оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях складов, хранения.
Приказы, утвердившие данные нормы правил безопасности, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 27.06.2003 под регистрационными номерами 4836 и 4837. До настоящего времени нормы и требования НПБ 110-03 и НПБ 104-03 являются действующими.
Аналогичные требования содержатся в Инструкции по определению зданий, сооружений, помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, введенной в действие 14.12.2007 года начальником службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ, которая предписывает оборудовать штабные и воинские административно служебные здания пожарной автоматикой и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Военной прокуратурой Североморского гарнизона в войсковой части 26808 проведена проверка исполнения законов о пожарной безопасности и сохранности оружия и боеприпасов.
В ходе проверки выявлено, что объекты войсковой части *** с местами массового пребывания людей, а также объекты хранения вооружения, боеприпасов, автотранспортных средств и иного имущества Министерства обороны Российской Федерации размещены на территории Североморского территориального гарнизона. В ходе эксплуатации и технического содержания вышеуказанных объектов не соблюдаются правила пожарной безопасности и требования к противопожарному оборудованию зданий и сооружений, что может привести к возгоранию объектов военной инфраструктуры, причинению вреда жизни и здоровью персонала войсковой части ***, персоналу военного городка и гражданскому населению.
На территории н.п. Североморска-3, где размещена войсковая часть 26808 и иные сооружения в нарушение требований пункта 4.2 ВСП 21-07-07 автоматической установкой пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не оборудованы:
территория склада авиационно-технического имущества (АТИ) хранилища инв. № ***, здание инв. № *** склад вооружения и боеприпасов инв. № ***;
здания ТЭЧ инв. № ***, насосной склада ГСМ инв. № *** (расходного), клуба инв. № ***. профилактория инв. № ***, казармы инв. №***, штаба части инв. № ***, инв. № ***, лаборатории ГСМ инв. № *** КТП инв. № ***, пункта заправки инв. № *** инв. № ***, караула ВОХР инв. № ***, пожарного депо инв. № ***, столовой; вещевых складов инв. № ***;
помещение секретного делопроизводства штаба инв. № ***;
хранилища САВ инв. № ***, ГТО инв. № ***, ВВТ инв. № ***, инв. № ***;
склады КЭС инв. № ***, инв. № ***. масел и ЯТЖ инв. № ***. АиГС инв. б/н;
овощехранилище инв. № ***.
Вопреки требованиям пункта 20 Руководства по работе центральных, окружных и флотских складов и баз горючего техническая территория склада ГСМ (НЗ) склада ГСМ (расходный) двойным ограждением из негорючих материалов высотой не менее 2,1 м, не оборудована минерализованной полосой.
В нарушение требований пунктов 1.4.3, 7.2 ВСП 22-02-07 не оборудованы молниезащитными устройствами с требуемой эффективностью молниезащиты:
здания вещевых складов инв. № ***;
сооружения и объекты открытого хранения на территории склада ГСМ (расходного) инв. № ***.
Вопреки требованиям пункта 13 ППР РФ № *** сгораемые конструкции не обработаны огнезащитным составом:
чердачных помещений склада ГТО инв. № ***. штаба инв. № ***, клуба инв. № ***, вещевого склада инв. № ***, КТП инв. № ***, здания караула ВОХР инв. №***, хранилища инв. № ***; склад инв. № *** вещевые склады инв. № ***,здания ТЭЧ инв. № ***, инв. № ***, столовой инв. № ***. пожарного депо инв. № ***.
В нарушение пункта 2.12.17 таблицы 37 ПТЭЭП не проверены на соответствие нормам сопротивления изоляции и на надежность заземляющих устройств с составлением акта:
хранилища ГГО инв. № ***, ВВТ инв. № ***. САВ инв. № ***, инв. № ***, масла инв. № ***, инв. № ***
склады: продовольственный инв. № ***, вещевые инв. № ***, АиЭГС инв. № ***, АТС инв. № ***;
здания лаборатории ГСМ инв. № ***, АТО инв. № ***, инв. № ***, насосной инв. № ***, инв. № ***, караула ВОХР инв. № ***.
Установлено, что командованием войсковой части *** с целью устранения вышеуказанных недостатков в жилищно-коммунальную службу № 1 (г. Мурманск) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ОС К Северного флота, органы военного управления Северного флота неоднократно подавались заявки, докладные записки, в том числе документы для проведения текущего, капитального ремонта, оборудования зданий, сооружений и хранилищ системами пожарной сигнализации и пожаротушения. Однако до настоящего времени объекты войсковой части *** в н.п. Североморск-3 не приведены в соответствие с требованиями противопожарных норм.
При этом, инспекцией (государственного пожарного надзора по Северному флоту) была проведена плановая проверка войсковой части 26808, по результатам которой составлен акт проверки № *** от _ _ о выявлении в в/ч *** нарушений требований пожарной безопасности, в том числе выявлено отсутствие на объектах войсковой части автоматических установок пожарной сигнализации, пожаротушения и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
На основании акта проверки инспекцией (государственного пожарного надзора по Северному флоту) _ _ выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № *** ***) в котором, том числе предписано устранить следующие нарушения:
- оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: здание насосной службы горючего и смазочных материалов инв. № *** (п. 32, здесь и далее предписание № ***), профилакторий инв. № *** (п. ***); здание казармы инв. № *** (п.9); штаб части инв. № *** (п.22); клуб инв. № *** (п.23); здание столовой инв. № *** (п. 26); склад КЭС инв. № *** (п. 102); овощехранилище инв. № *** (п.103); склад инв. № *** (п. 104); склад ГГО инв. № *** (п. 106); склад (вещевой) инв. № *** (п. 108); склад (вещевой) инв. № *** (п. 109); здание овощехранилища (склад НЗ) инв. № *** (п. 110); маслосклад Службы горючего и смазочных материалов инв. № *** (п.114); лаборатория Службы горючего и смазочных материалов инв. № *** (п. 117); здание караула ВОХР инв. № *** (п. 134), склад тары Службы горючего и смазочных материалов инв. № *** (п. 118); заправочная горючего и смазочных материалов инв. № *** (п. 119); КТП РАТО инв. № *** (п.121); помещение личного состава (казарма АЭР) инв. № *** (п. 126); пожарное депо инв. № *** (п. 128); хранилище специальной техники инв. № *** (п. 129); хранилище объекта 90 инв. № 358 (п. 131); библиотека (караульное ВОХР) инв. № 36 (п. 133); здание канцелярии авиационно-технического имущества инв. № 130 (п. 28); хранилище боепитания инв. № 297 (п. 130); хранилище объекта № 90 инв. № 359 (п. 132); здание автомобильной технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) инв. № 227 (п. 31), здание насосной службы горючего и смазочных материалов инв. № 66 (п. 32).
- оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации: склады (АТИ) инв. № *** (п. 27,29); боксы РАТО инв. № *** (п. 122); гараж РАТО инв. № *** (п. 124); боксы РАТО инв. № *** (п. 125); боксы аэродромно-эксплуатационной роты инв. № *** (п.127); склад боепитания инв. № *** (п. 30); казармы (РАТО-1, РАТО-2) инв. № *** (п. 123);
- оборудовать автоматической установкой пожаротушения: помещение секретного делопроизводства штаба инв. № 64 (п. 39).
- огородить техническую территорию склада ГСМ (НЗ) склада ГСМ (расходный) двойным ограждением из негорючих материалов высотой не менее 2,1 м., оборудовать минерализованную полосу (п.75);
оборудовать молниезащитными устройствами с требуемой эффективностью молниезащиты: здания вещевых складов инв. № *** (п. 21, 25), сооружения и объекты открытого хранения на территории склада ГСМ (расходного) инв. № *** (п. 18).
Требования об устранении выявленных нарушений не исполнены.
С учетом установленных обстоятельств, применив приведенные нормы материального права, установив, что ответчиками не были предприняты меры к устранению выявленных нарушений, что нарушает права неопределенного круга лиц и противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации, учитывая, что нарушения противопожарной безопасности, выявленные в ходе проведенной проверки, в том числе влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых основания для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными и правильными, поскольку они соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что требования об оборудовании объектов автоматической противопожарной защитой заявлены необоснованно, судебная коллегия отклоняет.
Согласно пункта 1 Положения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082, а также пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерства обороны России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет пределах своей компетенции полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. При этом Министерство обороны Российской Федерации обладает полномочиями по организации ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотренного подпунктом 52 пункта 7 Положения. Проектные и монтажные работы по обеспечению зданий и иных фондов Министерства обороны Российской Федерации новыми системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения управления эвакуацией, работы по капитальному ремонту организует Министерство обороны Российской Федерации, в том числе через Департамент строительства МО РФ.
В соответствии с Положением о Департаменте строительства Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.05.2014 N 300, он является центральным органом военного управления Министерства обороны России, осуществляющим перспективное и текущее планирование объемов государственных капитальных вложений и организующим деятельность по капитальному строительству и капитальному ремонту для реализации план оперативного оборудования Российской Федерации в целях обороны.
В связи с чем, доводы жалобы представителя ответчика в данной части судебная коллегия признает не состоятельными.
Доводы апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что представитель не был своевременно извещен, судебной коллегией не принимаются, как не нашедшие своего подтверждения.
Согласно материалов дела (почтовое уведомление о вручении, т. 2, л.д. 74) извещение о времени и месте проведения судебного заседания, назначенного на 18.05.2022 ответчиком получено своевременно - 12.05.2022 по адресу регистрации юридического лица: г.Москва, ул.Знаменка, д.19, о чем свидетельствует представленная в материалы дела расписка, в связи с чем доводы ответчика в данной части отклоняются судебной коллегией.
Доводы жалобы представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ о том, что суд необоснованно возложил на данного ответчика обязанности по содержанию зданий, которые не принимались на обслуживание, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России создано Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155.
Пунктом 3 данного приказа определено, что основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В соответствии с пунктом 14 Устава для достижения целей, указанных в пункте 13 настоящего Устава, Учреждение осуществляет в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном в Министерстве обороны, в том числе следующие виды деятельности: по обеспечению работоспособности электрических сетей, ремонту электрического оборудования, электромонтажные, строительные специализированные работы, инженерные изыскания для строительства, деятельность по управлению недвижимым имуществом.
Согласно пункту 15 Руководства жилищно-коммунальная служба (далее – ЖКС) в том, числе несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования.
На ФГБУ «ЦЖКУ» в силу своей уставной деятельности и задач Министерством обороны возложены обязанности по обслуживанию и содержанию инфраструктуры объектов Минобороны, в том числе систем пожарной безопасности.
Каких-либо ссылок на нормативные правовые акты, которыми обязанность по обслуживанию спорных объектов возлагалась бы на иную организацию или структуру Министерства обороны РФ не приведено.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает верным вывод суда о том, что факт непринятия филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ОСК Северного флота) объектов на техническое обслуживание не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора в части возложения на ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по ОСК СФ обязанности в проведении в отношении заявленных объектов регламентных работ, приведения их в надлежащее состояние и восстановления их работоспособности, поскольку ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является специально созданным и единственным учреждением осуществляющим обслуживание указанных объектов в силу уставной деятельности.
Мот░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░\░ ***, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░\░ *** ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 206 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░/░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ V ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №2/43 (░░░ 1, ░.░.131-160) ░ ░░░░░░░ 41, 43, 52, 54, 56, 59, 62, 63, 67, 69,74, 86, 96 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 327, 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░ 2022 ░., ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░░ 2022 ░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░ ░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ |