УИД 75OS0000-01-2020-000177-13
Дело № 66а-1058/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 15октября 2021года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И.
судей Ненашевой Е.Н., Войтко С.Н.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим Генерального плана городского поселения «Дарасунское», утвержденного решением Совета городского поселения «Дарасунское» от 26 января 2012 года № 1, в части включения в границы населенного пункта п.г.т. Дарасун, входящего в состав городского поселения «Дарасунское», участков земель лесного фонда Карымского лесничества Забайкальского края: выделов 3,4 лесного квартала № 8; выдела 3 лесного квартала № 15, выделов 34,38 квартала 69 Дарасунского участкового лесничества
по апелляционной жалобе и.о. главы администрации городского поселения «Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 21 сентября 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ненашевой Е.Н., объяснения представителя Совета городского поселения «Дарасунское» Зюзиной А.Ю., представителя Федерального агентства лесного хозяйства Мироненкова П.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета городского поселения «Дарасунское» от 26 января 2012 года № 1 (далее также - Решение Совета от 26 января 2012 года № 1), обнародованным путем размещения на информационном стенде администрации городского поселения «Дарасунское» с 27 января 2012 года по 5 февраля 2012 года, утвержден генеральный план городского поселения «Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края (далее также - Генеральный план).
Решением Совета городского поселения «Дарасунское» от 8 августа 2014 года № 18, обнародованным на информационном стенде администрации городского поселения «Дарасунское» с 9 августа 2014 года по 19 августа 2014 года, и Решением Совета городского поселения «Дарасунское» от 29 апреля 2019 года № 119, обнародованным на информационном стенде администрации городского поселения «Дарасунское» с 29 апреля 2019 года по 08 мая 2019 года и опубликованным на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.darasun.su, в Генеральный план внесены изменения.
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Генерального плана городского поселения «Дарасунское» (в редакции решения Совета городского поселения «Дарасунское» от 8 августа 2014 года № 18) в части включения в границы населенного пункта пгт. Дарасун, входящего в состав городского поселения «Дарасунское» участков земель лесного фонда Карымского лесничества Забайкальского края общей площадью <данные изъяты> га, в том числе: выделы <данные изъяты> (части) лесного квартала №; выделы <данные изъяты> (части) лесного квартала №; выделы <данные изъяты> (части) лесного квартала №; выделы <данные изъяты> (части) лесного квартала № Дарасунского участкового лесничества; выдел 2 (полностью), выделы 6-8 (части) лесного квартала № 2 Дарасунского участкового лесничества (лесной фонд бывшего колхоза «Дарасунский»).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что участки из состава земель лесного фонда Карымского лесничества Забайкальского края включены в границы населенного пункта пгт. Дарасун, входящего в границы городского поселения «Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края, без согласования проекта Генерального плана в соответствии со статьями 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Федеральным агентством лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз). Кроме того, уполномоченный орган местного самоуправления в нарушение части 7 статьи 9 ГрК РФ не обеспечил доступ к проекту генерального плана муниципального образования и материалам по обоснованию данного проекта не менее чем за три месяца до его утверждения в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, что исключило возможность ознакомления с ним заинтересованными лицами и предварительного согласования указанных документов уполномоченными органами.
Принятие оспариваемого нормативного правового акта препятствует осуществлению Российской Федерацией функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передаче указанных земельных участков в пользование в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству определением судьи Забайкальского краевого суда от 07 июля 2020 года определен круг участвующих в деле лиц, в качестве административных ответчиков привлечены Совет городского поселения «Дарасунское» и глава городского поселения «Дарасунское» (том 1 л.д.20).
Решением Забайкальского краевого суда от 21 сентября 2020 года административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Совету городского поселения «Дарасунское», главе городского поселения «Дарасунское» удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный ответчик – и.о. главы администрации городского поселения «Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края просит постановленный судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что проект Генерального плана направлялся на согласование с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в период с 25 апреля 2011 года по 25 июля 2011 года. В ввиду не поступления до 01 августа 2011 года замечаний проект Генерального плана был сочтен согласованным в соответствии с частью 8 статьи 25 ГрК РФ. Кроме того, на момент направления проекта Генерального плана система ФГИС ТП не была предусмотрена в качестве доступа для размещения территориально-проектной документации. Утверждает о том, что перевода земель из категории «земель лесного фонда» в иную категорию утверждением Генерального плана городского поселения «Дарасунское» и установлением его границ не имело места, поскольку спорные земли задолго до этого были определены как земли населенных пунктов и предоставлены гражданам, что подтверждается выписками из ЕГРН. Ввиду отсутствия предмета, подлежащего согласованию с Рослесхозом, проект Генерального плана городского поселения «Дарасунское» не направлялся на согласование в Рослесхоз. Кроме того, суд не принял во внимание нормы Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом), а также участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых они просят решение Забайкальского краевого суда оставить без изменения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 05 февраля 2021 года решение Забайкальского краевого суда отменено в части признания не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана городского поселения «Дарасунское», утвержденного решением Совета городского поселения «Дарасунское» от 26 января 2012 года № 1 в части включения в границы населенного пункта пгт. Дарасун, входящего в состав городского поселения «Дарасунское», участков земель лесного фонда Карымского лесничества Забайкальского края: выделов <данные изъяты> лесного квартала №; выдела <данные изъяты> лесного квартала №, выделов <данные изъяты> квартала № Дарасунского участкового лесничества и удовлетворения административных исковых требований к администрации городского поселения «Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края. В указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2021 года указанное апелляционное определение отменено в части отказа в признании недействующим Генерального плана городского поселения «Дарасунское», утвержденного решением Совета городского поселения «Дарасунское» от 26 января 2012 года № 1 в части включения в границы населенного пункта пгт. Дарасун, входящего в состав городского поселения «Дарасунское», участков земель лесного фонда Карымского лесничества Забайкальского края: выделов <данные изъяты> лесного квартала №; выдела <данные изъяты> лесного квартала №, выделов <данные изъяты> квартала № Дарасунского участкового лесничества. В указанной части административных исковых требований административное дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
С учетом указанных обстоятельств в настоящее время в апелляционном порядке рассматриваются административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Совету городского поселения «Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края, главе администрации городского поселения «Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края о признании не действующим Генерального плана городского поселения «Дарасунское», утвержденного решением Совета городского поселения «Дарасунское» от 26 января 2012 года № 1, в части включения в границы населенного пункта п.г.т. Дарасун, входящего в состав городского поселения «Дарасунское», участков земель лесного фонда Карымского лесничества Забайкальского края: выделов <данные изъяты> лесного квартала №; выдела <данные изъяты> лесного квартала №, выделов <данные изъяты> квартала № Дарасунского участкового лесничества по апелляционной жалобе и.о. главы администрации городского поселения «Дарасунское» Муниципального района «Карымский район» Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 21 сентября 2020 года.
Подавший апелляционную жалобу административный ответчик - глава администрации городского поселения «Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края представителя для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направил, о мете и времени рассмотрения дела извещен своевременно и в надлежащей форме.
Представитель административного ответчика - Совета городского поселения «Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края Зюзина А.Ю., участвующая в судебном заседании, организованном с использованием систем видео-конференц-связи, полагала апелляционную жалобу и.о. главы администрации городского поселения «Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края подлежащей удовлетворению, поддержав изложенные в жалобе основания.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства Мироненков П.А. в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в письменных возражениях на апелляционную жалобу административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен заблаговременно и в надлежащей форме.
Административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и.о. Главы администрации городского поселения «Дарасунское» и отмены решения Забайкальского краевого суда, считая его правильным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8, пунктом 2 части 1 статьи 18, частью 1 статьи 24 ГрК РФ, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (здесь и далее - в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемого акта), утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план городского округа утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Проанализировав приведенные законоположения и осуществив проверку процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и актов, которыми в последний были внесены изменения, а также порядка их принятия и опубликования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Совета городского поселения «Дарасунское» в оспариваемой части принято уполномоченным лицом, в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением процедуры и порядка принятия нормативного правового акта, требований к его форме и обнародованию. В указанной части решение суда не обжалуется.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее также - Федеральный закон № 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-Ф допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 ГрК РФ, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (далее также - Положение о согласовании), в редакции, действовавшей в период подготовки Генерального плана, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).
Из содержания пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании следует, что Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) было наделено организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов. При поступлении в Минрегион России хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования, министерство проводило согласительное совещание с представителями таких органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования. Получение заключения об отказе в согласовании проекта, содержащего положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, являлось основанием для создания согласительной комиссии, в ходе работы которой принималось решение о согласовании проекта генерального плана в том случае, если высказанные замечания устранены либо сняты в связи с их отзывом уполномоченным отраслевым органом или спорные положения исключены из проекта документа территориального планирования. В противном случае согласительная комиссия отказывала в согласовании проекта документа территориального планирования, что являлось основанием для отклонения и направления на доработку такого проекта (части 9 - 12 статьи 25 ГрК РФ, пункты 16 - 23 Положения о согласовании).
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, действовавшего в период подготовки оспариваемого нормативного правового акта, Рослесхоз являлся федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений.
Проанализировав приведенные законоположения в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 238-О-О).
Между тем, как следует из материалов административного дела, соответствующего уведомления о согласовании проекта Генерального плана, перевода земельных участков из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов Совет городского поселения «Дарасунское» в Рослесхоз не направлял.
В свою очередь указанное обстоятельство, свидетельствующее о не соблюдении административным ответчиком предусмотренной статьей 25 ГрК РФ процедуры согласования проекта документа территориального планирования, повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административного ответчика о том, что проект генерального плана считается согласованным в случае не поступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от органов, указанных в части 7 статьи 25 ГрК РФ, поскольку при отсутствии положительного заключения Рослесхоза по проекту генерального плана поселения утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти, в отсутствие у последнего сведений о включении в границы населенного пункта земель лесного фонда (части 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ), не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана.
Правильным также является вывод суда о том, что при рассмотрении административного дела не нашло своего подтверждения исполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению доступа к проекту документа и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП), в том числе в соответствии с требованиями части 7 статьи 9 ГрК РФ, учитывая предусмотренные названной нормой сроки.
Целевое назначение указанных административным истцом лесных участков - эксплуатационные, защитные леса, относятся к землям лесного фонда, входят в состав лесного участка с кадастровым номером №, расположенного в Дарасунском участковом лесничестве Карымского лесничества Забайкальского края, находящегося в собственности Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации на указанный лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке (регистрационная запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25 декабря 2003 года №- №
Исследовав и проанализировав по правилам статьи 84 КАС РФ представленные сторонами административно-правового спора доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в ходе мероприятий, осуществленных Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу и Читинским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" достоверно установлено частичное наложение границ населенного пункта пгт. Дарасун и границ находящихся в федеральной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда Карымского лесничества Забайкальского края, входящих в состав лесного участка с кадастровым номером №, расположенного в Дарасунском участковом лесничестве Карымского лесничества Забайкальского края, находящегося в собственности Российской Федерации (регистрационная запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25 декабря 2003 года №-№), и целевое назначение которых - эксплуатационные, защитные леса.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он в совокупности с иными материалами дела подтверждается заключением о наложении границы населенного пункта пгт. Дарасун на материалы лесоустройства, составленного Читинским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН о границе данного населенного пункта, путем наложения на материалы лесоустройства в растровой форме, и содержащего реестр пересечений по лесным кварталам и лесотаксационным выделам.
С учетом указанных обстоятельств вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части основан на законе, является правильным.
Анализируя представленное в материалы административного дела в процессе рассмотрения дела заключение Читинского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», судебная коллегия приходит к выводу о невозможности признания данного доказательства допустимым, поскольку оно основано на картах (планах) границ городского поселения «Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Красноярского края и описании местоположения границ населенного пункта, подготовленных обществом с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт территориального планирования и управления» 22 апреля 2020 года и кадастровым инженером 25 мая 2020 года, которые не являются частью материалов Генерального плана городского поселения «Дарасунское», сведений о согласовании карт и описаний с уполномоченным органом обосновывающие материалы не содержат, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границе населенного пункта пгт. Дарасун не содержатся.
Объективно доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Судом первой инстанции правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, истолкованы и применены нормы материального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка; изложенные в обжалуемом судебном акте выводы мотивированы и подтверждаются материалами дела. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Забайкальского краевого суда от 21сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. главы администрации городского поселения «Дарасунское» Муниципального района «Карымский район» Забайкальского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 (шести) месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационных жалобы, представления через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий
Судьи