Решение по делу № 2-3507/2022 от 04.08.2022

Дело №2-3507/2022

4RS0001-01-2022-004250-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2022 года     г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Ветровой С.В., при секретаре Разовой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Кострома об обязании обеспечить снос расселенного аварийного многоквартирного дома

установил:

Прокурор города Костромы обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Кострома об обязании обеспечить снос расселенного аварийного многоквартирного дома. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города Костромы на основании поручения прокуратуры Костромской области проведена проверка реализации Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на <дата> годы», утвержденной постановлением Администрации Костромской области от 01.04.2019 № 115 - а, Муниципальной программы города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома», утвержденной постановлением Администрации города Костромы от 04.07.2019 № 1131 (далее - Региональная программа, Муниципальная программа соответственно). Указанной программой наряду с переселением граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрены снос или реконструкция многоквартирных домов, признанных аварийными. Установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда города Костромы (далее - МВК) № 15 от 05.04.2013 признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации города Костромы от 01.08.2013 № 1702 признан необходимым снос указанного многоквартирного дома. ногоквартирный дом по адресу<адрес> включен, как в Региональную, так и в Муниципальную программу, со сроком расселения - до <дата>. Проверкой установлено, что по состоянию на <дата> указанный многоквартирный дом расселен полностью, на все жилые помещения оформлено право муниципальной собственности. В нарушение изложенных требований законодательства указанный многоквартирный дом, признанный аварийным в установленном порядке, не снесен. Длительное бездействие должностных лиц администрации по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, что является недопустимым.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, в нем изложенным, полагал, что содержание данного имущества в имеющемся состоянии угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, имеется доступ в здание, подлежащее сносу, обязанность по сносу не исполнена.

Представитель Администрации городского округа город Кострома в судебном заседании исковые требования не признал, полагал не подлежащими удовлетворению, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, исходя из которого, в нарушение ст.56 ГПК РФ прокурор города Костромы не доказал нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в настоящем споре, поскольку должностные лица администрации города Костромы не бездействуют, работа по сносу аварийного многоквартирного жилого дома ведется.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их предстателей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение). Согласно содержанию п. 1 данного Положения установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

В силу п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

При этом жилым помещением признается в том числе жилой дом, то есть индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем (п. 5 Положения).

Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (п. 8 Положения).

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Также согласно части 12 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если на земельном участке, изъятом для государственных или муниципальных нужд, расположены изъятые вместе с таким земельным участком и подлежащие сносу объекты недвижимости, их снос осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, либо лицом, которому предоставлен земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. Принятие решения о таком сносе не требуется.

Как следует из материалов дела, Заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда города Костромы № 15 от 05.04.2013 года многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, заключен, как в региональную, так и в муниципальные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на, со сроком расселения - до <дата>.

В настоящее время указанный многоквартирный дом полностью расселен в рамках первого этапа муниципальной программы города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома», утвержденной Постановлением администрации города Костромы от 04 июля 2019 года № 1131.

Несмотря на то, что на все квартиры многоквартирного жилого дома оформлено право муниципальной собственности, многоквартирный жилой дом не снесен.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В силу ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

Поскольку указанный многоквартирный дома в установленном законом порядке признан аварийными и подлежащими сносу, жители данных домов расселены, суд полагает требования прокурора законными и обоснованными, обязанность по организации процесса по сносу дома должна быть возложена на Администрацию городского округа город Кострома..

В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено

Выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, полагает, что срок в шесть месяцев для исполнения судебного решения с даты вступления решения суда в законную силу, является разумным и обоснованным материалами дела, а также соблюдает баланс интересов сторон участвующих в деле.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Исковые требования города Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Кострома об обязании обеспечить снос расселенного аварийного многоквартирного дома удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа город Кострома обеспечить снос расселенного аварийного многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд в течении месяца после изготовления решения в окончательной форме.

Судья:    С.В. Ветрова

Решение изготовлено <дата>

2-3507/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Костромы
Ответчики
Администрация г.Костромы
Другие
Управление жкх
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Ветрова Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
04.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2022Передача материалов судье
05.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.09.2022Предварительное судебное заседание
13.10.2022Судебное заседание
19.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее