УИД 35RS0006-01-2019-000419-57 2а-318/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Великий Устюг 29 марта 2021 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Нагаевой Н.Н.,
при секретаре Каниной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации ГП «Город Великий Устюг» к ОГИБДД ОМВД России по Великоустюгскому району о признании предписания от 03 ноября 2020 года незаконным
УСТАНОВИЛ:
03 ноября 2020 года ОГИБДД ОМВД России по Великоустюгскому району администрации ГП «Город Великий Устюг» вынесено предписание об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативны документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выявленных в ходе проверки 03.11.2021 года в 09 часов 05 минут (п.5.1.1 «ГОСТ Р 50597-2017). Администрации ГП «Город Великий Устюг» предложено в срок до 03.11.2020 года до 14 час. 00 мин. ликвидировать наличие постороннего предмета (дерева) на тротуаре напротив д.36 по ул. Сахарова в г. Великий Устюг.
За невыполнение требований законного предписания должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль в сфере безопасности дорожного движения от 03.11.2020 года, в отношении администрации ГП «Город Великий Устюг» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 26 от 28 декабря 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации ГП «Город Великий Устюг» прекращено в связи с малозначительностью, объявлено устное замечание.
Оспаривая предписание главного государственного инспектора БДД по Великоустюгскому району Ж.К., администрация ГП «Город Великий Устюг» обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании предписания от 03 ноября 2020 года незаконным.
В обосновании иска, указав, что 03 ноября 2020 года в администрацию ГП «Город Великий Устюг» поступило предписание ОГИБДД ОМВД России по Великоустюгскому району, согласно которому администрация ГП «Город Великий Устюг» в срок до 14 часов 00 минут 03 ноября 2020 года должна ликвидировать наличие постороннего предмета (дерева) на тротуаре напротив дом 36 по ул.Сахарова, в городе Великий Устюг. Администрация ГП «Город Великий Устюг» письмом от 06.11.2020 №01-13/4739 сообщала, что зеленое насаждение не относится к понятию постороннего предмета применяемого в п. 5.1.1. ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», по этой причине предписание не подлежит удовлетворению. Зеленое насаждение не отвечает признакам «постороннего предмета», так как произрастает на участке улично-дорожной сети более 20 лет, не препятствует движению пешеходов и автомобилей, и не представляет угрозу для жизни и здоровья пешеходов. Срок на исполнение предписание был установлен 3 часа. В указанный срок администрация ГП «Город Великий Устюг» не могла бы исполнить предписание, по той причине, что вырубка зеленых насаждений произрастающих на территории ГП «Город Великий Устюг» регламентирована разделом 4 Правил благоустройства муниципального образования «Город Великий Устюг», утвержденных решением Совета МО «Город Великий Устюг» от 20.10.2017 № 11 (далее Правила). В соответствии с пунктом 4.1.6. вырубка деревьев и кустарников на территории, находящейся в муниципальной собственности производится при наличии разрешения на проведение работ по сносу зеленого насаждения, выданного администрацией ГП «Город Великий Устюг». С целью оформления разрешения на снос зеленого насаждения подлежит произвести оценку состояния зеленого насаждения в порядке, установленном постановлением администрации МО «Город Великий Устюг» от 21.11.2013 № 524 «Об утверждении порядка расчета восстановительной стоимости, нанесенного зеленым насаждениям на территории муниципального образования «Город Великий Устюг». Срок на выполнение указанных действий не менее 1 рабочего дня. Администрация ГП «Город Великий Устюг» не является юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность, не имеет в штате сотрудников обладающих специальными знаниями по вырубке зеленых насаждений. В случае исполнения предписания администрации ГП «Город Великий Устюг» требовалось бы совершить следующие действия: предусмотреть в бюджете ГП «Город Великий Устюг» лимиты для заключения договора на вырубку зеленого насаждения; после доведения лимитов внести изменения в план-график закупок товаров работ и услуг ГП «Город Великий Устюг»; заключить договор в строгом соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Срок на исполнение - не менее 5 рабочих дней. Так же предписание должно содержать указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены. По мнению администрации ГП «Город Великий Устюг» предписание не содержит фактов, что произрастание зеленого насаждения приводит к нарушение пункта 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017. Администрация ГП «Город Великий Устюг» просит восстановить срок для подачи настоящего заявления. Причина пропуска обусловлена большой загруженностью юридического отдела (увольнение сотрудника по собственному желанию, сокращение штатной единицы в юридическом отделе, так же заведующий юридическим отделом находится в отпуске по беременности и родам).
Представитель административного истца–администрации ГП «Город Великий Устюг» Голикова О.В. в судебном заседании требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в иске.
Административный ответчик ОГИБДД ОМВД России по Великоустюгскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица- администрации Великоустюгского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил мотивированный отзыв.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В судебном заседании установлено, что 23 сентября 2020 года в ОГИБДД ОМВД России по Великоустюгскому району поступило обращение от депутата Совета ГП «Город Великий Устюг» Обухова А.Н. с просьбой осуществить государственный контроль и надзор за соблюдением органами местного самоуправления нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к необходимости устройства тротуара по улице Сахарова около МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Родничок», расположенного по адресу: г. Великий Устюг, ул. Сахарова, д.36, в связи с многочисленными обращениями и жалобами жителей г. Великий Устюг. В обращении указано, что в указанном месте отсутствует безопасный тротуар и пешеходы вынуждены выходить на проезжую часть дороги по ул. Сахарова в г. Великий Устюг.
Согласно Акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) № 383 от 03.11.2020 года, 03 ноября 2020 года в 09 часов 05 минут инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Великоустюгскому району М.Р. обнаружены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дорог (улицы), а именно: в г. В.Устюг на ул. Сахарова напротив д. 36 наличие постороннего предмета на тротуаре, а именно дерева (п. 5.1.1 "ГОСТ Р 50597-2017).
03 ноября 2020 года ОГИБДД ОМВД России по Великоустюгскому району администрации ГП «Город Великий Устюг» вынесено предписание об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативны документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выявленных в ходе проверки 03.11.2021 года в 09 часов 05 минут (п.5.1.1 «ГОСТ Р 50597-2017). Администрации ГП «Город Великий Устюг» предложено в срок до 03.11.2020 года до 14 час. 00 мин. ликвидировать наличие постороннего предмета (дерева) на тротуаре напротив д.36 по ул. Сахарова в г. Великий Устюг.
Предписание получено представителем администрации - в 10 часов 10 минут 03 ноября 2020 года.
В соответствии 4.1. ПДД РФ пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
Согласно п. 5.1.1 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Посторонние предметы должны быть удалены: с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения; с разделительных полос и обочин в течение трех суток с момента обнаружения. Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.
Согласно п. 4.5.1.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) (далее - Стандарт обустройства автомобильных дорог) тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
Согласно п. 4.5.1.3 Стандарта обустройства автомобильных дорог тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В соответствии с п. 4.5.1.7 Стандарта обустройства автомобильных дорог ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м.
Из фотографий, имеющихся в материалах дела, видно, что дерево растет на тротуаре, чтобы обойти его, пешеходы вынуждены выходить на проезжую часть дороги, на полосу попутного движения транспортных средств, что противоречит 4.1 ПДД РФ. Кроме того, следует учесть, что дерево, растущее на тротуаре, препятствует движению пешеходов и транспортных средств, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, а также может являться причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий, в связи с чем его следует отнести к понятию «посторонний предмет». Произрастание зеленого насаждения приводит к нарушению п. 5.1.1 "ГОСТ Р 50597-2017.
Доводы представителя административного истца о том, что в предписании установлен слишком короткий срок для исполнения, не принята во внимание специфика расходования бюджетных средств городских поселений, требования необходимости соблюдения определенной процедуры, суд не принимает во внимание, поскольку из материалов дела следует, что 03.11.2020 г. представитель администрации ГП «Город Великий Устюг» получил предписание от 03.11.2020 г. в 10 час.10 мин., был с ним ознакомлен, в том числе и со сроками его исполнения, с ходатайством о продлении срока выполнения предписания в связи с недостаточностью времени административный истец не обращался. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации ГП «Город Великий Устюг» составлен 17.11.2020 года, то есть спустя 2 недели.
В соответствии со ст. 13 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчетов размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В связи с чем, доводы представителя административного истца, что администрация ГП «Город Великий Устюг» не является юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность, не имеет в штате сотрудников обладающих специальными знаниями по вырубке зеленых насаждений, суд не принимает во внимание.
Администрация ГП «Город Великий Устюг» просит восстановить срок для подачи настоящего заявления. Причина пропуска обусловлена большой загруженностью юридического отдела (увольнение сотрудника по собственному желанию, сокращение штатной единицы в юридическом отделе, так же заведующий юридическим отделом находится в отпуске по беременности и родам).
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст. 219 КАС РФ).
Предписание получено административным истцом 03 ноября 2020 года, то есть административное исковое заявление подано с пропуском установленного законом срока, при этом доводов, свидетельствующих об уважительности причины пропуска срока, административным истцом представлено не было.
В соответствии с положениями статьи 219 КАС РФ для применения последствий пропуска срока не требуется заявления противоположной стороны.
Доводы, указанные представителем административного истца, не являются основанием для признания незаконным оспариваемого представления, поскольку оно вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах своей компетенции и направлено на устранение фактически существующих недостатков в области безопасности дорожного движения и дорожной деятельности.
При указанных обстоятельствах требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░:░░░░░░░ ░.░.