Дело № 2а-580/2021
27RS0020-01-2021-001639-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2021 года г. Николаевск-на-Амуре
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Головиной Е.Н.,
при секретаре Исаченковой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Войнах Е.А., УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным требованием к административным ответчикам, мотивируя свои требования тем, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Войнах Е.А. при рассмотрении материалов исполнительного производства от 14 июля 2017 г. № 14657/17/27020-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа, исполнительный лист № 2-709/2016 от 20 июля 2016 года, выданного Николаевским-на-Амуре городским судом Хабаровского края, было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края в размере 50 000 рублей (постановление от 23 апреля 2018 года № 27020/18/108200). С вынесенным постановлением о наложении административного сбора не согласны по следующим основаниям. Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края по делу № 2-709/2016, на администрацию городского поселения «город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность обеспечить организацию освещения по улице 2 Батарейная в границах от ул.Северной до дома № 15 по ул. 2 Батарейная, находящейся в городе Николаевске-на-Амуре Николаевского муниципального района в срок до 01.07.2017 г. Решение суда по делу № 2-709/2016 вступило в законную силу 07 июля 2016 года. 23 января 2019 года внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц о реорганизации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» путем присоединения к Администрации района. Правопреемником по всем правам и обязательствам администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» в порядке универсального правопреемства стала администрация района. Таким образом полномочия администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» исполняются администрацией Николаевского муниципального района лишь с 23 января 2019 года. Администрация района узнала о том, что в отношении нее возбуждено исполнительное производство лишь с даты предъявления отделом ОСП по Николаевскому району требования об исполнении решения суда. Согласно передаточным актам, обязательства должника администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, возложенные на него решением № 2-709/2016 не передавались, на основании изложенного администрация района полагает, что до момента предъявления требования об исполнении решения суда, администрация района не имела реальной возможности обжаловать решение суда по делу № 2-709/2016. Вместе с тем, администрация района узнав, что в отношении нее ведется исполнительное производство, стала принимать меры по исполнению решения суда, так, в целях исполнение решения № 2-709/2016, а также в целях обеспечения строительства наружного освещения в г. Николаевске-на-Амуре администрацией района разработана долгосрочная муниципальная программа «Повышение безопасности дорожного движения в городском поселении «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района, утверждена постановлением администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 04 февраля 2019 года № 54-па. Согласно ч.3 ст.37 Устава администрация района является юридическим лицом в форме казенного учреждения, является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год, бюджет Николаевского муниципального района Хабаровского края высокодотационный, поэтому финансирование на заключение контракта на строительство линий наружного (уличного) освещения помимо целевых средств невозможно, администрация района обеспечивает исполнение бюджетной сметы в пределах доведенных лимитов, за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная, а также уголовная ответственность. Администрация района обращалась с просьбами о выделении финансирования к руководителю финансового управления, на что получила отказ, поскольку в бюджете отсутствуют бюджетные ассигнования на проведение данных работ, утверждение бюджета городского поселения находится в исключительной компетенции Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», администрация района не имеет реальной возможности воздействовать на Совет депутатов в части утверждения бюджета на соответствующий финансовый год. Согласно выписке из решения Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края «О бюджете городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» на основании решения Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края предусмотрены денежные средства в размере 800 000 рублей на строительство линий наружного освещения. Администрация района указывает, что исполнить решение суда № 2-709/2016 ранее было невозможно, поскольку проведение работ, поименованных в решении суда в зимне-весенний период, представлялось невозможным (промерзание земляного покрова, наличие снежных осадков и как следствие большое количестве талых вод). Для выполнения все вышеуказанных действий, результатом которых в конечном итоге станет исполнение судебного решения в полном объеме, потребуется дополнительный срок до 31 декабря 2021 года. На основании изложенного просит суд освободить администрацию Николаевского муниципального района от уплаты исполнительского сбора согласно постановлению о взыскании исполнительского сбора от 23 апреля 2018 года № 27020/18/108200.
В судебное заседание административный истец, административные ответчики не явились, все извещены в надлежащем порядке, о чем в материалах дела имеются соответствующие судебные извещения (расписки) о получении извещения суда, причин уважительности неявки в суд не представили, заявлений, ходатайств суду не представили.
При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть данное административное исковое заявление в отсутствие административного истца и административных ответчиков по имеющимся в деле материалам, поскольку явка указанных лиц судом обязательной не признавалась и не является таковой по закону, по правилам ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ.
Суд, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства № 14657/17/27020-ИП от 14.07.2017 г., материалы гражданского дела № 2-809/2016, письменный отзыв ОСП по Николаевскому району в лице заместителя начальника отдела Ищенко Ж.С., приходит к следующим выводам.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ч. 1 ст. 1).
В соответствии с ч.11 ст.30 указанного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.112 и ст.116 настоящего Федерального закона.
Исполнительский сбор, в силу ч.1 ст.112 названного Федерального закона, является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч.2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч.6 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу указанной нормы исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
При этом, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П и от 02.04.2015 г. № 654-О).
Этот вывод согласуется с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и п. 1 ст. 401 ГК РФ, согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Как установлено в судебном заседании, 31.05.2016 г. Николаевским-на-Амуре городским судом Хабаровского края рассмотрено гражданское дело № 2-709/2016 по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности обеспечить освещение по улице 2 Батарейная в границах от ул.Северной до дома № 15 по ул. 2 Батарейная, находящейся в городе Николаевске-на-Амуре, которым иск удовлетворен, администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края обязана решением суда организовать данное освещение в срок до 01.07.2017 г. (л.д.27-28 дела № 2-709/2016).
Решение суда вступило в законную силу 07.07.2016 г. (л.д.34 дела № 2-709/2016).
14.07.2017 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 14657/17/27020-ИП в отношении администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края.
23.04.2018 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в отношении администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Сведений о направлении данного постановления в адрес администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, материалы исполнительного производства не содержат, что не оспаривается и административным ответчиком, который в письменном отзыве указал, что в связи с тем, что в материалах исполнительного производства отсутствовала информация о направлении постановления о взыскании исполнительского сбора должнику, оно было направлено 31.05.2021 г. в адрес администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (как правопреемника).
05.02.2019 г. заместителем начальника ОСП по Николаевскому району Ищенко Ж.С. вынесено постановление о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником – с администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края.
06.02.2019 г. на имя администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края выставлено требование об исполнении решения суда, в том числе по делу № 2-709/2016 в срок до 07.03.2019 г.
Аналогичное требование выставлено в адрес администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края 10.05.2020 г. со сроком его исполнения до 25.05.2020 г.
Аналогичное требование выставлено в адрес администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края 30.05.2021 г. со сроком его исполнения до 11.06.2021 г.
Как следует из проанализированных материалов дела и установлено судом при рассмотрении дела, администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края является должником по возбужденному с 14.07.2017 г. исполнительному производству № 14656/17/27020-ИП, лишь с 06.02.2019 г., когда была произведена замена должника в исполнительном производстве на основании постановления судебного пристава-исполнителя, между тем само постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено ранее произведенной замены по постановлению лот 06.02.2019 г., а именно 23.04.2018 г. в отношении администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, таким образом не момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, администрация Николаевского муниципального района не являлась фактическим должником и не могла исполнить решение суда в установленный срок, в том числе для добровольного исполнения требования неимущественного характера, поскольку ответчиком по делу не являлась, равно как и должником в ИП на момент вынесения указанного оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора.
При таких установленных судом обстоятельствах суд находит возможным освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по оспариваемому постановлению, поскольку судом не установлена вина должника, а именно административного истца, как правопреемника, в неисполнении решения суда в добровольном порядке на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, т.е. при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, поскольку должник в лице Администрации Николаевского муниципального района не мог принять все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
В связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Войнах Е.А., УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора, удовлетворить.
Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Войнах Е.А. от 23.04.2018 г. № 27020/18/108200 о взыскании исполнительского сбора, вынесенное по исполнительному производству № 14657/17/27020-ИП от 14.07.2017 г., – освободить.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок с момента вынесения решения суда в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края.
Судья Е.Н. Головина