УИД: 60RS0001-01-2022-007377-82
1-ая инстанция № 2-123/2023
Судья Семёнова Т.А.
№ 33-832/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 июня 2023 года |
город Псков |
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Ельчаниновой Г.А.,
судей Колесникова С.Г. и Ефимовой С.Ю.,
при секретаре Корьякиной А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хомичука С.В. к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения и признании права на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма по избранному месту жительства с даты обращения и внесением сведений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях,
по апелляционной жалобе территориального отдела «Псковский» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации на решение Псковского городского суда Псковской области от 1 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., выслушав объяснения представителя Хомичука С.В. – Станкина Д.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Хомичук С.В. обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу «Псковский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения (****) от (дд.мм.гг.) начальника территориального отдела «Псковский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, признании за ним и членами его семьи - Хомичук С.А., Хомичук Т.С. и Хомичук А.С. права на обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма по избранному месту жительства в <****> с даты обращения - с (дд.мм.гг.), с внесением сведений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование иска указано, что истец в период с (дд.мм.гг.) проходил военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации.
10 ноября 2016 года Хомичук С.В. обратился в территориальный отдел «Псковский» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в <****>, в чем ему было отказано в связи с приобретением 20 ноября 2014 года его супругой в собственность жилого дома, право собственности на который прекращено в декабре 2016 года.
13 ноября 2022 года истец вновь обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному месту жительства в <****>, однако решением (****) от (дд.мм.гг.) начальника территориального отдела «Псковский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации Хомичуку С.В. отказано в постановке на соответствующий учет на основании того, что на дату подачи заявления Хомичук С.В. не являлся военнослужащим, в связи с чем у него отсутствует право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Истец полагает отказ в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным и нарушающим его право на жилище, гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку он был уволен с военной службы в результате организационно-штатных мероприятий при общей продолжительности военной службы более 20 лет и на момент увольнения ни он, ни члены его семьи жилья в собственности не имели, до настоящего времени проживают в служебном жилом помещении.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены члены семьи истца: Хомичук С.А (супруга), Хомичук Т.С. (дочь) и Хомичук А.С. (дочь), на стороне ответчика – Министерство обороны Российской Федерации.
В судебное заседание истец Хомичук С.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, воспользовался своим правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца Котова Е.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнив, что дом, на который в обоснование отказа о предоставлении жилого помещения, указывает ответчик, фактически не существует.
Третьи лица – Хомичук С.А., Хомичук Т.С. и Хомичук А.С., будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Представители ответчиков – ФГАУ «Центральное управление жилищносоциальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, территориального отдел «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель третьего лица – Министерства обороны Российской Федерации Григорьева О.А. возражала против удовлетворения иска, указав, что истец обратился с заявлением о предоставлении ему жилого помещения после увольнения из Вооруженных сил Российской Федерации. Ранее истец обращался с аналогичным заявлением и ему было отказано.
Решением суда первой инстанции от 1 февраля 2023 года исковые требования Хомичука С.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе территориального отдела «Псковский» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указано, что постановленное судом решение незаконно и необоснованно, поскольку на дату представления заявления Хомичук С.В. не являлся военнослужащим, в связи с чем право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации, у него отсутствует.
Кроме того, апеллянтом обращается внимание на то, что ранее в период прохождения военной службы (в 2017 году) Хомичуку С.В. уже было отказано в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма (ввиду наличия в собственности супруги жилого помещения). Правомерность данного отказа проверена в судебном порядке.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Хомичука С.В. – Станкин Д.В. выразил согласие с выводами суда первой инстанции; иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, что в силу статей 167 и 327 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что приказом командующего Воздушно-десантными войсками по личному составу от (дд.мм.гг.) (****) майор Хомичук С.В. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В приказе указано, что жилым помещением Хомичук С.В. по нормам жилищного законодательства (субсидией для приобретения или строительства жилого помещения) не обеспечен; увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С (дд.мм.гг.) Хомичук С.В. исключен из списков личного состава части при выслуге лет 20 лет 4 месяца в календарном исчислении.
Как усматривается из материалов дела, перед увольнением с военной службы со стороны истца имело место обращение в Псковское отделение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением (****) от (дд.мм.гг.) начальника Псковского отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Хомичуку С.В. отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ввиду наличия в собственности его супруги жилого помещения.
Указанное решение было обжаловано Хомичуком С.В. в судебном порядке.
Решением Псковского гарнизонного военного суда от (дд.мм.гг.) названное решение начальника Псковского отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от (дд.мм.гг.) (****) было признано незаконным, однако апелляционным определением Ленинградского окружного военного суда от 12 декабря 2017 года решение Псковского гарнизонного военного суда было отменено и по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Хомичука С.В. отказано.
Постановлением Президиума Ленинградского окружного военного суда № 44Га-3/2018 от 16 мая 2018 года апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 12 декабря 2017 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Хомичука С.В. без удовлетворения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации № 202- КФ18-100 от 04 октября 2018 года в передаче кассационной жалобы Хомичука С.В. на апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда № 33а-685/2017 от 12 декабря 2017 года и постановление Президиума этого же окружного военного суда от 16 мая 2018 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
(дд.мм.гг.) в территориальный отдел «Псковский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации поступило заявление Хомичука С.В., датированное той же датой, о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в городе <****> с учётом членов своей семьи – супруги Хомичук С.А. и дочерей Хомичук Т.С., Хомичук А.С., и указанием на отсутствие в его собственности и в собственности членов семьи жилых помещений на территории Российской Федерации, представив соответствующие документы.
Решением начальника территориального отдела «Псковский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (****) от 10 (дд.мм.гг.) Хомичуку С.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании того, что на дату подачи заявления он уже не являлся военнослужащим, в связи с чем у него отсутствует право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что увольнение истца, проживавшего в служебном жилом помещении и являвшегося нуждающимся в жилом помещении, с военной службы в результате организационно-штатных мероприятий при общей продолжительности военной службы более 10 лет, не может являться основанием для отказа ему в реализации им гарантированного государством права на обеспечение жилым помещением и в случае обращения его с заявлением о постановке на учет после утраты статуса военнослужащего.
Не соглашаясь с указанным выводом, судебная коллегия исходит из следующего.
Основания обеспечения военнослужащих жилыми помещениями определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 (в редакции, действующей на дату увольнения) Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Закона № 76-ФЗ).
В силу пункта 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, действовавших на дату увольнения истца, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона № 76-ФЗ у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
В последующем в целях реализации вышеуказанных положений Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации; согласно п. 1 указанные Правила разработаны в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в целях организации работы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 6 указанных Правил для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган (учреждение) заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, к которому прилагаются документы в соответствии с представленным перечнем; согласно пункту 11 Правил в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Анализ приведенных норм права в их совокупности, вопреки позиции суда первой инстанции, позволяет сделать вывод о том, что как в период увольнения Хомичука С.В. с военной службы, так и в настоящее время, реализация военнослужащими своих жилищных прав через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, имеет заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы.
Приходя к противоположному выводу, суд первой инстанции сослался на Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, однако не учёл, что указанные Правила регулируют вопросы постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащих в избранном постоянном месте жительства органами местного самоуправлении (пункты 1, 4, 9, 16 Правил).
В рассматриваемом случае законность отказа органа военного управления в принятии Хомичука С.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как военнослужащего, являлась предметом судебной проверки, по результатам которой Хомичуку С.В. было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения начальника Псковского отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 24 мая 2017 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
При этом военными судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что в период прохождения Хомичуком С.В. службы его супруга Хомичук С.А. 7 ноября 2014 года приобрела в собственность земельный участок в <****>, расположенный на землях населенных пунктов, а также расположенный на этом земельном участке жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м (т. 1, л. д. 38 – 39, т. 2, л. д. 105).
25 ноября 2016 года указанный объект недвижимости был снят с кадастрового учета на основании акта обследования, составленного кадастровым инженером М.В.А. на основании заявления Хомичук С.А.
Проверяя законность решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (****) от (дд.мм.гг.) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по социальному найму, вышестоящие военные суды пришли к выводу, что проведенное 17 ноября 2016 года кадастровым инженером обследование принадлежащего супруге истца жилого дома, а также последующее снятие этого дома с кадастрового учета 25 ноября 2016 года в отсутствие решения межведомственной комиссии о непригодности жилого дома для дальнейшего проживания не может являться надлежащим доказательством отсутствия у Хомичука С.В. жилого дома на момент его обращения 10 ноября 2016 года в орган военного управления с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях; при этом на каждого из членов семьи Хомичука С.В. приходилось более 16 кв. м жилой площади, что превышает установленную в <****> учетную норму 12 кв.м, следовательно, у ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отсутствовали основания для признания Хомичука С.В. нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о правомерности отказа в принятии Хомичука С.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Данные обстоятельства суд первой инстанции оставил без должного внимания.
Таким образом, поскольку законность отказа в принятии Хомичука С.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как военнослужащего, подлежащего увольнению, являлась предметом судебной проверки, а возможность повторного рассмотрения вопроса о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, после прекращения статуса военнослужащего действующее законодательство не предусматривает, оснований для удовлетворения настоящего иска Хомичука С.В. не имеется.
С учетом вышеприведенных обстоятельств не может быть принята во внимание как не имеющая правового значения ссылка представителя Хомичука С.В. в суде апелляционной инстанции на то, что возведенное истцом на принадлежащем его супруге земельном участке из категории земель населенных пунктов вместо прежнего жилого дома строение площадью 147, 1 кв.м подлежит регистрации как садовый дом в связи с изменением в 2023 году вида разрешенного использования земельного участка с «ведение личного подсобного хозяйства» на «ведение садоводства». Тем более, что изменение вида разрешенного использования, влекущее регистрацию дома как садового, было осуществлено на основании заявления Хомичук С.А. в период рассмотрения настоящего спора, а согласно объяснениям истца в суде апелляционной инстанции возведенное на месте прежнего жилого дома строение существовало на момент рассмотрения военным судом административного дела, что препятствовало предоставлению суду акта межведомственной комиссии (т. 2, л. д. 33 – 34).
При этом в пользовании Хомичука С.В. находится служебная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная по адресу: <****>, которая была предоставлена ему в период военной службы; (дд.мм.гг.) договор найма служебного жилого помещения на указанную квартиру перезаключен с Хомичук С.А. с учетом членов семьи – супруга Хомичука С.В. и дочерей Хомичук А.С., Хомичук Т.С. (т. 2, л. д. 29 – 30).
С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание, что согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими; граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований, судебная коллегия полагает, что правовых оснований для удовлетворения иска Хомичука С.В. о признании незаконным решения от 10 февраля 2022 года начальника территориального отдела «Псковский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации и признании за ним и членами его семьи права на обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма по избранному месту жительства в <****>, у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене с постановлением нового решения от отказе Хомичуку С.В. в иске в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Псковского городского суда Псковской области от 1 февраля 2023 года отменить.
Постановить новое решение, которым отказать Хомичуку С.В, в удовлетворении исковых требований к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения (****) от (дд.мм.гг.) начальника территориального отдела «Псковский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации и признании права на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма по избранному месту жительства в <****> с даты обращения и внесении сведений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях,
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 23 июня 2023 года.
Председательствующий Г.А. Ельчанинова
Судьи С.Г. Колесников
С.Ю. Ефимова