<номер>
Дело <номер>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2024 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего судьи Махониной Е.А.,
при секретаре <ФИО>3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», Военному комиссариату г. Уссурийска о признании отказа незаконным, восстановлении срока установления инвалидности,
у с т а н о в и л:
обратившись в суд с настоящим иском, <ФИО>1 указал, что он был досрочно уволен с военной службы в отставку с <дата> по состоянию здоровья. Основанием для признания его негодным к военной службе послужило наличие у него заболевания, а именно: ишемической болезни сердца, стенозирующего атеросклероза коронарных артерий сердца, постинфарктного кардиосклероза. По состоянию здоровья в <дата> года ему была выполнена операция. Данное нарушение здоровья является критерием для установления инвалидности. <дата> ему была установлена третья группа инвалидности. <дата> он направил в Военный комиссариат г. Уссурийска заявление о выплате страховой суммы в связи с увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием, полученным в период прохождения военной службы (военных сборов) застрахованным лицом. <дата> ему был направлен отказ в назначении страховой выплаты, в связи с тем, что инвалидность была установлена по истечении <дата> после увольнения со службы. С данным отказом он не согласен. В <дата> года он обратился в поликлинику в г. Уссурийске по месту жительства, для организации прохождения медико-социальной экспертизы с целью установления инвалидности. Однако, ему не удалось пройти медико-социальную экспертизу, так как во время ее прохождения один из специалистов не увидел оснований для установления инвалидности. <дата> он направил заявление в ФГКУ «<номер>» МО РФ об оформлении направления на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности. При личном обращении в ФГКУ «<номер>» МО РФ ему было отказано в проведении медико-социальной экспертизы и рекомендовано обратиться в поликлинику по месту жительства. <дата> он направил заявление в поликлинику <номер> при КГБУЗ «<данные изъяты>» с просьбой организовать оформление направления на медико-социальную экспертизу с целью установления инвалидности. Инвалидность была установлена только <дата>. Таким образом, установление ему инвалидности по истечении <дата> дней после увольнения со службы напрямую связано с ненадлежащей организацией медико-социальной экспертизы со стороны лечебных учреждений и затягиванием процесса освидетельствования. После перенесенной операции в связи со снижением качества жизни, социальной и профессиональной дезадаптацией, у него снижена скорость реакции, имеется выраженное расстройство памяти и внимания. Просит признать незаконным отказ Военного комиссариата г. Уссурийска, являющегося структурным подразделением ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», в назначении ему страховой суммы в связи с установлением инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, восстановить срок для установления инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.
В судебном заседании представитель <ФИО>1 – <ФИО>4 на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что заболевание истца было получено в период прохождения воинской службы, у него была выявлена ишемическая болезнь сердца, сделано шунтирование. После операции была назначена военно-врачебная комиссия, решением которой истец был признан непригодным к военной службе, он был уволен. Шунтирование было сделано в <дата> года, уволен истец был в <дата>. После операции был период реабилитации, истец находился под наблюдением врача-кардиолога. В <дата> года в отношении истца был вынесен приказ об увольнении. <ФИО>1 обратился в госпиталь за прохождением медицинской экспертизы, но ему было отказано, далее он обратился в поликлинику по месту регистрации с письменным заявлением о прохождении медицинской экспертизы. Заявление было подано <дата>, свидетельство об установлении инвалидности датировано <дата>. <ФИО>1 пропустил срок для установления инвалидности, поскольку в поликлинике не было некоторых специалистов для прохождения военной врачебной комиссии. Поликлиникой самостоятельно было направлены документы в бюро медико-социальной экспертизы. Военный комиссариат должен был направить документы в страховую компанию, но ответчик этого не сделал.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», структурным подразделением которого является Военный комиссариат г. Уссурийска – <ФИО>5 против удовлетворения исковых требований возражала. Пояснила, что <ФИО>1 был уволен с военной службы по состоянию здоровья приказом от <дата> <номер> и <дата> был исключен и списков личного состава части. Инвалидность истцу впервые была установлена <дата>, то есть после истечения одного года с момента увольнения с военной службы. Для реализации права на получение страховой выплаты у застрахованного лица имеется один год после увольнения с военной службы, для того, чтобы установить инвалидность. Считает, что ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» является ненадлежащим ответчиком по делу. Просила отказать в удовлетворении иска.
Протокольным определением от <дата> АО «Согаз» было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Представитель АО «Согаз» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. От представителя АО «Согаз» - <ФИО>6 поступили письменные пояснения по иску, в которых он указал, что <дата> между Министерством обороны РФ и АО «СОГАЗ» был заключен государственный контракт на оказание услуг по обязательному государственному страхованию в <дата> жизни и здоровья военнослужащих. Срок страхования распространяется на страховые случаи, произошедшие с <номер> <дата> по <дата> <дата>. <ФИО>1 был уволен с военной службы <дата>, а третья группа инвалидности истцу была установлена <дата>, т.е. спустя <дата>, в связи с чем, в соответствии со ст. 4 ФЗ <номер>, установление застрахованному лицу инвалидности по истечении одного года не является страховым случаем. Просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что старший сержант <ФИО>1 проходил воинскую службу в звании командира автомобильного отделения (подвоза горючего) автомобильного взвода (подвоза горючего и боеприпасов) роты материального обеспечения в/ч <номер> зенитного ракетного полка (мотострелковой дивизии) <номер> мотострелковой дивизии <номер> общевойсковой армии Восточного военного округа.
В соответствии с заключением военно-врачебной комиссии <номер> от <дата>, <ФИО>1, на основании расписания болезней и требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан («<номер>») было признано, что <ФИО>1 не годен к военной службе. На основании п. 66 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата> <номер>, было указано на необходимость освобождения <ФИО>1 от исполнения обязанностей военной службы, до дня его исключения из списков личного состава воинской части.
Из представленного выписного эпикриза кардиологического отделения ФГКУ «<номер>» Минобороны России, следует, что <ФИО>1 находился на стационарном лечении в кардиологическом отделении с <дата> по <дата> с диагнозом ишемическая болезнь сердца, стенозирующий атеросклероз коронарных артерий сердца, ПМЖВ стеноз в проксимальной трети - средней трети <номер>%, постинфарктный кардиосклероз (от <дата>).
Из выписного эпикриза следует, что истец ранее перенес операцию – транслюминальную балонную ангиопластику со стентированием ПМЖК от <дата>. Также истцу была установлена хроническая сердечная недостаточность первого функционального класса, гипертоническая болезнь третьей стадии с умеренным нарушением функции органов-мишеней, алиментарное ожирение второй степени, стенозирующий атеросклероз брахиоцефальных артерий до <номер>% без клинических проявлений, мочекаменная болезнь, неалкогольная жировая болезнь печени, синдром малого калибра правой позвоночной артерии без клинических проявлений.
Приказом командира <номер> мотострелковой дивизии от <дата> <номер>, <ФИО>1 был досрочно уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией негодным к военной службе.
Согласно выписки из приказа командира в/ч <номер> от <дата> <номер>, с <дата> <ФИО>1 исключен из списков личного состава части.
В связи с решением <номер> от <дата>, <ФИО>1 <дата> обратился в ФГКУ «<номер>» МО РФ с заявлением, в котором просил выдать ему направление на медико-социальную экспертизу по форме <номер>, с целью установления ему инвалидности.
В ответе начальника ФГКУ «<номер>» МО РФ от <дата> <ФИО>1 было разъяснено, что, в случае, если он относится к категории граждан, имеющих право на оказание бесплатной медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях, ему необходимо прибыть в поликлинику ФГКУ «<номер>» МО РФ к врачу-терапевту в часы работы. Лицам, не имеющим право на оказание бесплатной медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях, для направления на медико-социальную экспертизу необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства.
<дата> <ФИО>1 письменно обратился в поликлинику <номер> КГБУЗ «<данные изъяты>» для оформления направления на медико-социальную экспертизу по форме <номер>, с целью установления инвалидности.
Из ответа ФКУ «<данные изъяты>» Бюро медико-социальной экспертизы <номер> <номер> от <дата> следует, что в отношении <ФИО>1 была проведена медико-социальная экспертиза, с установлением ему третьей группы инвалидности, что подтверждается приложенной к письму справкой <номер> <номер>, с указанием что заболевание получено в период прохождения военной службы, инвалидность установлена на срок до <дата>, на основании акта освидетельствования <номер> от <дата>.
<дата> <ФИО>1 обратился в Военный комиссариат г. Уссурийска с заявлением о выплате страховой суммы в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы.
В ответе Военного комиссариата г. Уссурийск ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» №/<номер> от <дата> <ФИО>1 было разъяснено, что <номер> группа инвалидности была установлена ему по истечении <номер> дней после увольнения со службы. Из списков личного состава части <ФИО>1 исключен с <дата>, инвалидность установлена <дата>, в связи с чем данный случай не подпадает под выплату страховой суммы, так как с момента увольнения до установления инвалидности прошло более года.
Как следует из п.2 ч.2 ст. 942 ГК РФ, к числу существенных условий договора страхования отнесено условия о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).
Согласно п. 1 ст. 969 ГК РФ, в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 2 ст. 969 ГК РФ).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в ФЗ от <дата> <номер> «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с данным федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).
В п.3 ст. 2 ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» определено, что выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - в частности, родители (усыновители) застрахованного лица.
Согласно абз.5 ст. 4 ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», страховым случаем является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Таким образом, право на получение страховой суммы связано с датой наступления страхового случая, каковым является дата установления инвалидности вследствие заболевания, полученного в период службы. Установление инвалидности за пределами годичного срока после увольнения со службы страховым случаем не является и не влечет обязанность страховщика по выплате страховой суммы.
Данный годичный срок, в течение которого лицо считается застрахованным, а событие подлежит признанию страховым случаем, императивно определен законом, и положения ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» не предусматривают возможность его восстановления либо продления.
Из ответа и.о. начальника СП «Поликлиника <номер>» КГБУЗ «Уссурийская ЦГБ» <номер> от <дата> следует, что <ФИО>1 проходил оформление на медико-социальную экспертизу в <дата> года в СП «<данные изъяты>» КГБУЗ «<данные изъяты>». Направление на медико-социальную экспертизу было заполнено <дата>.
Согласно письму ФКУ «<данные изъяты> от <дата> <номер>, форма <номер> (направление) в бюро медико-социальной экспертизы <номер> смешанного профиля в отношении <ФИО>1 зарегистрировано <дата>. <ФИО>1 был освидетельствован <дата>.
Разрешая требования истца, суд не находит оснований для удовлетворения иска, поскольку <ФИО>1 пропущен годичный срок после увольнения с военной службы для установления инвалидности. Пропуск данного срока является препятствием к назначению страховой выплаты.
Достаточных доказательств, подтверждающих невозможность установления инвалидности в годичный срок, либо незаконности действий учреждений, должностных лиц в связи с отказом в проведении медицинского освидетельствования, суду не представлено. В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований <ФИО>1 о признании незаконным отказа Военного комиссариата г. Уссурийска, являющегося структурным подразделением ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» в назначении страховой суммы в связи с установлением застрахованному лицу инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, восстановления срока для установления инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Е.А. Махонина