ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Леонова Е.А. Дело № 2- 1911/2022
Докладчик Нагайцева Л.А. № 33-994/2023
УИД 48 RS0001-01-2022-001373-61
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.
судей Долговой Л.П., Варнавской Э.А.
при ведении протокола помощником судьи Подлужной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Сыркина Александра Владимировича, Мещеряковой Татьяны Владимировны, Бредихиной Натальи Валентиновны, Кудиенко Елены Сергеевны, Закора Анастасии Борисовны, Кукишевой Веры Вячеславовны, Ненаховой Надежды Николаевны, Петраковой Татьяны Ивановны, Плохих Евгения Викторовича, Арутюняна Гайка Рубеновича, Ивановой Светланы Михайловны, Пахомовой Юлии Викторовны, Мерцаловой Валентины Сергеевны, Носикова Валерия Анатольевича, Райкова Игоря Николаевича, Татаринова Василия Алексеевича, Головкова Сергея Викторовича, Елфимова Романа Владимировича, Юнусовой Сабохат Султановны, Юнусовой Роилы Сафиевны, Тарабцева Валерия Юрьевича, Козловкиной Ольги Александровны на решение Советского районного суда г. Липецка от 10 августа 2022 г и дополнительное решение от 26 декабря 2022 г., которыми постановлено с учетом определения об исправлении описки в решенииот 25 января 2023 г.:
«В удовлетворении иска Сыркина Александра Владимировича, Мещеряковой Татьяны Владимировны к Правительству Липецкой области о возложении обязанности исполнить Постановление Правительства Российской Федерации №1762 от 30 октября 2020 года в части осуществления специальных социальных выплат за период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года,
о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении обязанности по выплате специальных выплат в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года, отказать.
В удовлетворении иска Бредихиной Натальи Валентиновны, Кудиенко Елены Сергеевны, Закора Анастасии Борисовны, Кукишевой Веры Вячеславовны, Ненаховой Надежды Николаевны, Петраковой Татьяны Ивановны, Плохих Евгения Викторовича, Арутюняна Гайка Рубеновича, Ивановой Светланы Михайловны, Пахомовой Юлии Викторовны, Мерцаловой Валентины Сергеевны, Носикова Валерия Анатольевича, Райкова Игоря Николаевича, Татаринова Василия Алексеевича, Головкова Сергея Викторовича, Елфимова Романа Владимировича, Юнусовой Сабохат Султановны, Юнусовой Роилы Сафиевны, Тарабцева Валерия Юрьевича, Козловкиной Ольги Александровны к ГУЗ «Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области» о признании незаконными действий, выразившихся в невнесении в соответствующий реестр сведений о сменах, дающих право получения специальных социальных выплат, признании права на получение специальных социальных выплат, возложение обязанности привести в соответствие сведения в реестрах о неучтенных сменах,
к Правительству Липецкой области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по выплате специальных выплат в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года, возложении обязанности исполнить Постановление Правительства Российской Федерации №1762 от 30 октября 2020 года в части осуществления специальных социальных выплат за период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года, отказать»;
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
установила:
Сыркин А.В., Мещерякова Т.В., Бредихина Н.В., Кудиенко Е.С., Закора А.Б., Кукишева В.В., Ненахова Н.Н., Петракова Т.И., Плохих Е.В., Арутюнян Г.Р., Мерцалова В.С., Носиков В.А., Райков И.Н., Татаринов В.А., Головкин С.В., Елфимов Р.В., Сыркин А.В., Юнусова С.С., Юнусова О.С., Тарабцев В.Ю., Мешерякова Т.В. Козловкина О.А. обратились в суд с иском к администрации Липецкой области ( с 1июня 2022 года -Правительство Липецкой области) о возложении обязанности исполнить постановление Правительства Российской Федерации №1762 от 30 октября 2020 года в части осуществления специальных социальных за период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года.
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что являются работниками ГУЗ «Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №1762 от 30 октября 2020 г. имеют право на получение специальных социальных выплат с 1 ноября 2020 г. Однако выплаты производятся не в полном объеме, а только за оказание медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом COVID-19, выплаты за оказание медицинской помощи пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций и внебольничной пневмонией, за отбор биологического материала для лабораторных исследования на наличие COVID-19, не производятся, несмотря на то, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации №1762 от 30 октября 2020 г. истцы, являясь работниками выездных бригад скорой медицинской помощи, имеют безусловное право на получение стимулирующих выплат в полном объеме.
Поскольку работодатель, не внес в полном объеме сведения о сменах, в которых работники контактировали с пациентами с внебольничной пневмонией, ОРВИ, в реестр, дающий право на получение медицинскими работниками соответствующих выплат, истцы не получили специальные социальные выплаты в полном объеме. Кроме того, ссылаясь на Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №894-н от 15 декабря 2020 года, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года №198-н, указывали на то, что им полагаются специальные выплаты не только за оказание медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом COVID-19, но и гражданам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией: пациентам с ОРВИ, внебольничной пневмонией, за отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В ходе рассмотрения дела Бредихина Н.В., Кудиенко Е.С., Закора А.Б., Кукишева В.В., Ненахова Н.Н., Петракова Т.И., Плохих Е.В., Арутюнян Г.Р., Мерцалова В.С., Носиков В.А., Райков И.Н., Татаринов В.А., Головкин С.В., Елфимов Р.В., Сыркин А.В., Юнусова С.С., Юнусова О.С., Тарабцев В.Ю., Мешерякова Т.В. Козловкина О.А. увеличили предмет иска, дополнительно предъявив требования к ГУЗ «Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области» о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении в соответствующий реестр сведений о сменах, дающих право получения специальных социальных выплат, признании права на получение специальных социальных выплат, возложении обязанности привести в соответствие сведения о неучтенных сменах в реестре, произвести выплаты.
В судебном заседании Бредихина Н.В., Кудиенко Е.С., Закора А.Б., Кукишева В.В., Ненахова Н.Н., Петракова Т.И., Арутюнян Г.Р., Пахомова Ю.В., Райков И.Н., Татаринов В.А., Елфимов Р.В., Юнусова С.С., Тарабцев В.Ю. и представитель Плохих Е.В. по доверенности Глотов О.А. иск поддержали, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Получение выплат за оказание медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом COVID-19 не оспаривали, однако, полагали, что имеют право на получение специальных социальных выплат не только за оказание медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом COVID-19, но и гражданам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, однако работодатель указанные сведения умышленно скрывает, не вносит сведения о таких сменах в реестр, вследствие чего истцы не получают специальные социальные выплаты в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Правительства Липецкой области и 3-го лица Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Маргиев Р.В. иск не признал, объяснив, что Правительство Липецкой области является ненадлежащим ответчиком, поскольку истцы не состоят с государственным органом исполнительной власти в трудовых отношениях, данный ответчик прав истцов не нарушал, обязанность по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации №1762 от 30 октября 2020 года у них отсутствует. Иск к ГУЗ «Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области» удовлетворению не подлежит, поскольку истцы имеют право на получение специальных социальных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации №1762 от 30 октября 2020 года за оказание медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом COVID-19.
Представитель ответчика ГУЗ «Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области» по доверенности Дедяева С.С. иск не признала, объяснив, что истцы относятся к категории медицинских работников, имеющих право на получение государственной социальной поддержки на основании постановления Правительства Российской Федерации №1762, вступившего в законную силу с 1 ноября 2020 года, однако социальная поддержка выплачивается медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19. Данный диагноз устанавливается медицинской организацией, осуществляющей лечение пациента, сведения о диагнозе загружаются медицинскими организациями в федеральный регистр, ежемесячно Управление здравоохранения по Липецкой области направляет в адрес работодателя сведения из федерального регистра и работодатель сопоставляет сведения с информацией, указанной в Региональной информационно-аналитической системе Липецкой области ( о работниках, контактировавших с конкретным пациентом), после чего создается реестр работников и направляется в ГУ- Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для начисления выплат.
Представитель 3-его лица ГУ- Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Акименко О.А. объяснила, что истцы являлись получателями специальных социальных выплат, которые рассчитывались на основании сведений, предоставленных работодателем истцов ГУЗ «Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области».
Истцы Иванова С.М., Мерцалова В.С. Носиков В.А., Головков С.В., Сыркин А.В., Юнусова Р.С., Мещерякова Т.В. и Козловкина О.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд постановил решение и дополнительное решение об отказе в удовлетворении исковых требований, резолютивные части которых изложены выше.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда не отвечает требованиям законности и справедливости, судом неверно применены нормы материального права, что не позволило суду правильно и всесторонне рассмотреть данный спор. Судом не были в полной мере исследованы доводы истцов, подтверждающих обстоятельства их работы, которая не вошла в соответствующие реестры для получения специальных социальных выплат, что, в свою очередь, привело к нарушению положения ст. 195 ГПК РФ.
От ГУЗ «Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области» поступили возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В связи с реорганизацией Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Липецкой области в форме присоединения к нему Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, судом апелляционной инстанции произведена замена 3-его лица ГУ- Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (ОСФР по Липецкой области).
Выслушав истцов Татаринова В.А., Райкова И.Н., Елфимова Р.В., Кудиенко Е.С., Юнусову С.С., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика Правительства Липецкой области Маргиева Р.Б., возражавшего против удовлетворения жалобы, представителя ответчика отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области Горбунову В.В., поддержавшую позицию, изложенную в письменном отзыве об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов, изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2020, 2021 году были установлены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских учреждений в виде выплат стимулирующего характера.
В соответствии с п.2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020г. N415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Из Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 мая 2020г. N16-3/И/1-6965 следует, что стимулирующие выплаты за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020г. N415 осуществлялись медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020г. N198н, направляемых в том числе на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 независимо от количества пациентов с подтвержденным COVID-19.
С 1 ноября 2020г. указанные Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020г. N415, признаны утратившими силу в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 30 октября 2020г. N1762 «О государственной социальной поддержке в 2020-2022годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации».
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1762 предусмотрено, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19 марта 2020 г. N198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним отнесены, в том числе, врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи; фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее Правила) и Изменения, которые вносятся во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее Временные правила)
В соответствии с пунктом 3 Правил специальная социальная выплата производится и рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. в котором работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании. обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену.
В соответствии с пунктом 4 Правил для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8 Правил).
Учет информации о лицах с подтвержденным диагнозом COVID-19 ведется в информационном ресурсе на основании Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года №373.
В соответствии с п.3 Временных правил информационный ресурс (COVID-19) включает в себя федеральный и региональные сегменты, а также ведомственный сегмент Управления делами Президента Российской Федерации.
Одной из функций информационного ресурса является сбор информации о пациентах, контактировавших лицах, наблюдаемых лицах, лицах, иммунизированных с использованием вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), лицах с положительными результатами лабораторных исследований, лицах, имеющих медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских и иных работниках, которым установлены стимулирующие выплаты, медицинских и иных организациях, работники которых имеют право на получение специальной социальной выплаты (подпункт «а» пункта 2 Временных правил).
Перечень организаций, которые осуществляют предоставление информации в региональный сегмент информационного ресурса (COVID-19) предусмотрен пунктом 6 Временных правил и включает, в том числе медицинские организации, т.е. обязанность по внесению информации о пациенте с подтвержденным диагнозом COVID-19 возложена на медицинскую организацию, в которой пациент получает лечение.
Поставщиками указанной информации также являются территориальные органы Федерального медико-биологического агентства; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья; операторы специализированных сайтов и мобильных приложений по вопросам иммунизации или использования вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19); оператор системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения; органы исполнительной власти и организации, обеспечивающие формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящих Временных правил.
Согласно пункту 8 Временных правил после размещения информации в региональном сегменте информационного ресурса (COVID-19) она включается в автоматическом режиме в федеральный сегмент информационного ресурса (COVID-19).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцы состоят в трудовых отношениях с ГУЗ «Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области»:
истцы Бредихина Н.В., Петракова Т.И., Ненахова Н.Н., Пахомова Ю.В., Арутюнян Г.Р., Мещерякова Т.В., Мерцалова В.С., Иванова С.М., Плохих Е.В. занимают должности фельдшеров выездных бригад скорой медицинской помощи, а истец Козловкина О.А. -<данные изъяты>;
Кудиенко Е.С. занимает должность врача-психиатра, Закора А.Б. и Кукишева В.В. - должности врача-педиатра, Юнусова С.С., Юнусова Р.С. - <данные изъяты>;
истцы Елфимов Р.В., Головков С.В., Райков И.В., Носиков В.А., Тарабцев В.Ю., Сыркин А.В., Татаринов В.А. -<данные изъяты>.
Исходя из положений п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1762 и должностей, занимаемых истцами, суд пришел к выводу о наличии у истцов права на получение специальных социальных выплат за оказание медицинской помощи по диагностике и лечению либо контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года №1762
Так, учет информации о лицах с подтвержденным диагнозом COVID-19, в том числе о лицах, являющихся носителями возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19), лицах с признаками пневмонии, госпитализированных лицах, больных гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (далее - пациенты), а также данных о количестве случаев заболевания гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, лечение которых проводилось в амбулаторных условиях ведется в информационном ресурсе (COVID-19).
Проверяя доводы истцов о том, что работодатель не исполняет обязанности по внесению в соответствующий реестр сведений о сменах, дающих право на получение специальных социальных выплат, судом установлено, что в обязанности ГУЗ «Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области», как работодателя истцов, не входит деятельность по предоставлению соответствующей информации в информационный ресурс, такая обязанность возникает у ответчика только в случае оказания пациенту медицинской помощи и установления окончательного диагноза.
Соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает тот факт, что пунктом 6 Временных правил обязанность по внесению в региональный сегмент информационного ресурса (COVID-19) информации о пациенте с подтвержденным диагнозом COVID-19 возложена на медицинскую организацию, в которой пациент получает лечение.
Согласно пункту 8 Временных правил после размещения информации в региональном сегменте информационного ресурса (COVID-19) она включается в автоматическом режиме в федеральный сегмент информационного ресурса (COVID-19).
На Управление здравоохранения Липецкой области в целях обеспечения получения медицинскими работниками специальных социальных выплат возложена обязанность ежемесячно направлять информацию из федерального сегмента информационного ресурса (COVID-19) работодателю.
При этом, ведение работодателем реестра работников для осуществления ФСС специальных социальных выплат осуществляется на основе тех сведений, которые внесены в федеральный регистр органами и организациями, указанными в пункте 6 Временных правил, по результатам сопоставления с информацией, содержащейся Региональной информационно-аналитической системе Липецкой области о работниках, осуществлявших выезды к пациентам с диагнозами U07.1, U07.2.
В целях исполнения данной обязанности, приказом №608 от 16 декабря 2020 г. в ГУЗ «Липецкая областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф» создана рабочая группа, к обязанностям которой относится получение данных из федерального сегмента информационного ресурса (COVID-19), сопоставление данных регистра с записями Региональной информационно-аналитической системе Липецкой области по выездам к пациентам с диагнозами U07.1 (COVID-19, вирус идентифицирован ), U07.2(COVID-19, вирус не идентифицирован), отбор карт вызова скорой медицинской помощи, уточнение списков сотрудников и часов работы по основной ставке и совместительству (члены выездных бригад, водители, диспетчерская служба), участвовавших в оказании помощи пациентам с установленными диагнозами U07.1, U07.2, согласно данным рабочих графиков, табелей рабочего времени путевых листов автомобилей скорой медицинской помощи, формирование реестров на выплаты в ФСС и выгрузка реестра ( (Т.6, л.д.124-125).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что работодатель истцов не обязан вносить в реестр, направляемый в региональное отделение ФСС для начисления специальных социальных выплат информацию об оказании работниками медицинской помощи либо контактах с лицами с признаками пневмонии, госпитализированными лицами, больными гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии бездействия со стороны ГУЗ «Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области», выразившегося в невнесении в реестр сведений о сменах, дающих право на получение специальных выплат за период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года, производные требования истцов о возложении на ответчика обязанности привести в соответствие сведения в реестрах о неучтенных сменах, в которых истцы оказывали медицинскую помощь либо находились в контактах с лицами, являющимися носителями возбудителя новой коронавирусной инфекции, с лицами с признаками пневмонии, госпитализированными лицами, больными гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, также являются необоснованными.
Судом первой инстанции тщательным образом исследовался вопрос обоснованности требований истцов о признании права на получение специальных социальных выплат в связи с тем, что в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года они оказывали медицинскую помощь не только пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19, но и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией ( пациентам с внебольничной пневмонией, гриппом, острыми респираторными вирусными инфекциями).
Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции учитывал, что постановление Правительства Российской федерации от 2 апреля 2020 года №415, которое предусматривало право медицинских и иных работников на получение стимулирующих выплат за работу, в том числе с лицами из групп риска заражения новой корнавирусной инфекцией признано утратившим силу с 1 ноября 2020 года.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1762 предусматривает право медицинских работников и иных лиц на получение специальных социальных выплат за оказание медицинской помощи (участие в оказании, обеспечение оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Вопреки доводам апелляционной жалобы истцов, судом первой инстанции правильно истолкованы положения приказа Минтруда России от 15 декабря 2020г. №894н и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года №198н.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года №198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» не регулирует вопросы выплат специальных социальных выплат.
Положения Приказа Минтруда России от 15 декабря 2020 года №894 содержат общие нормы, предусматривающие право на специальные социальные выплаты по подпункту «а» пункту 2 Постановления №1762 медицинских работников выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов, в том числе, к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией и не опровергает того довода, что право на получение специальных социальных выплат у работников указанных бригад скорой медицинской помощи возникает только после того, как пациентам с ОРВИ, внебольничной пневмонией, пациентам, у которых отбирался биоматериала для лабораторных исследований на наличие COVID-19, будет установлен диагноз COVID-19 и сведения о диагнозе в установленном законом порядке внесены в информационный ресурс.
С учетом изложенного, доводы истцов о том, что право на получение специальных социальных выплат за оказание медицинской помощи и контакт с пациентами с внебольничной пневмонией, гриппом, острыми респираторными вирусными инфекциями предусмотрено приказом Минтруда России от 15 декабря 2020г. №894н и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года №198н основаны на неверном толковании указанных нормативно-правовых актов.
Поскольку получение специальных социальных выплат за оказание медицинской помощи и контакт пациентам с ОРВИ, внебольничной пневмонией действующим законодательством не предусмотрено, требования истцов о возложении обязанности произвести выплаты за период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года удовлетворению не подлежат.
Требования истцов к Правительству Липецкой области о возложении обязанности исполнить Постановление Правительства Российской Федерации №1762 от 30 октября 2020г. в части осуществления специальных социальных выплат за период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года правильно признаны судом необоснованными, поскольку обязанность по осуществлению специальной выплаты возложена на территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.
В свою очередь обязанность по предоставлению сведений о лицах, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, возложено на работодателя истцов - ГУЗ «Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области».
Таким образом, в полномочия Правительства Липецкой области не входит обязанность ни по предоставлению сведений о лицах, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, ни по выплате денежных средств на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1762.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что иск к Правительству Липецкой области о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении обязанности по выплате специальных выплат в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года, возложении обязанности исполнить Постановление Правительства Российской Федерации №1762 от 30 октября 2020 года в части осуществления специальных социальных выплат за период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года удовлетворению не подлежит.
Доводы жалобы истцов о том, что суд не принял во внимание Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 N 484, которое устанавливало фиксированный размер премий в зависимости от должности работника медицинского сектора не могут повлечь отмены оспариваемого решения суда.
Данным постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 и не отменяют установленного порядка для получения специальных социальных выплат на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года №1762., где необходимым условием для получения выплат является установление диагноза новой коронавирусной инфекцииCOVID-19 у граждан, которым оказывалась медицинская помощь.
Кроме того, согласно п. 11 указанного постановления и правил, выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 и оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 и оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Доводы жалобы истцов о том, что они подтвердили обстоятельства их работы, которая не вошла в соответствующие реестры для получения специальных социальных выплат не влекут отмены решения и дополнительного решения суда первой инстанции, поскольку в ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств бездействия со стороны ответчиков.
Сведений о том, работодатель не внес кого-либо из истцов в реестр на получение специальных социальных выплат, при контакте с пациентом, с подтвержденным диагнозом новая коронавирусная инфекция COVID-19, в материалах дела не имеется.
Доводы истцов свидетельствуют о несогласии с выводов суда о том, что право на получение специальной социальной выплаты возникает в связи с оказанием медицинской помощи пациенту, сведения о диагнозе которого (COVID-19) внесены в информационный ресурс COVID-19, однако по существу их не опровергают, иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены правильного по существу решения суда.
Правовых оснований к отмене или изменению решения и дополнительного решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы истцов не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 10 августа 2022 г и дополнительное решение от 26 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Сыркина Александра Владимировича, Мещеряковой Татьяны Владимировны, Бредихиной Натальи Валентиновны, Кудиенко Елены Сергеевны, Закора Анастасии Борисовны, Кукишевой Веры Вячеславовны, Ненаховой Надежды Николаевны, Петраковой Татьяны Ивановны, Плохих Евгения Викторовича, Арутюняна Гайка Рубеновича, Ивановой Светланы Михайловны, Пахомовой Юлии Викторовны, Мерцаловой Валентины Сергеевны, Носикова Валерия Анатольевича, Райкова Игоря Николаевича, Татаринова Василия Алексеевича, Головкова Сергея Викторовича, Елфимова Романа Владимировича, Юнусовой Сабохат Султановны, Юнусовой Роилы Сафиевны, Тарабцева Валерия Юрьевича, Козловкиной Ольги Александровны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Дата изготовления мотивированного апелляционного определения 27 марта 2023 г.
Копия верна: судья
секретарь