56RS0009-01-2019-002937-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2019 года г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Новодацкой Н.В.,
при секретаре Никитиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панова Д.В. к ИП Свердлову Л.Г. взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Панов Д.В. обратился в суд с иском о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что согласно имеющимся трудовым договорам, а также записям в трудовой книжке официально он был трудоустроен с 01.04.2017 по 30.04.2019 у ИП Свердлов Л.Г. в должности электромонтера. Заработная плата состояла из двух частей: официальный оклад 11 500 рублей и «черная зарплата» в таком же размере. Фактически, несмотря на различные ООО и ИП, все данные организации являются единым целым и представляют собой фирму «Фаренгейт», директором которой является Свердлов Л.Г.. Длительное время руководство фирмы не выплачивало ему заработную плату. За период с января по июнь 2019 ему была выплачена задолженность по заработной плате только после коллективного обращения в прокуратуру, «черная зарплата» до настоящего времени ему не выплачена. Просил суд взыскать с ИП Свердлова Л.Г. 71 374 руб., составляющих задолженность ответчика по «черной» заработной плате, компенсацию за задержку заработной платы за период с 15.10.2018 по день вынесения решения суда, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 21 000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
Истец в судебном заседании исковые требования уточнил, просил суд взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченную «черную зарплату» и компенсацию морального вреда. В связи с добровольной выплатой компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, исковые требования в этой части не поддерживает
Представитель ответчика: Мишин С.Н., действующий на основании доверенности от 30.07.2019 с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что истцу была выплачена задолженность по заработной плате при его увольнении. Компенсация за задержку выплаты заработной платы и компенсация за неиспользованный отпуск были выплачены в ходе рассмотрения дела. Поскольку имело место нарушение трудовых прав истца просит суд снизить размер компенсации морального вреда.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Судом установлено, что 01.04.2017 приказом N <Номер обезличен>кПанов Д.В. был принят на работу к ИП Свердлову Л.Г. на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрообрудования 2 разряда, между истцом и ответчиком был заключен трудовой договор №<Номер обезличен> от 01.04.2017.
Согласно п.2.3.4 договора работодатель обязан своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. В соответствии с п.2.4 работник имеет права на своевременную и в полном размере выплату заработной платы.
Из дополнительного соглашения к трудовому договору б/н от 01.07.2017, заключенного между Пановым Д.В. и ИП Свердловым Л.Г., следует, что работодатель обязуется производить выплату заработной платы непосредственно работнику 2 раза в месяц. Первая половина заработной платы выплачивается 15 числа следующего месяца за отчетным. Согласно дополнительного соглашения <Номер обезличен> к трудовому договору от 01.04.2017 <Номер обезличен>, за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 11 500 рублей в месяц. Из срочного договора <Номер обезличен> от 01.05.2019 усматривается, что работодатель поручает, а работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности сборщика мебели. Срочный трудовой договор с работником вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.07.2019 в связи со сроком действия срочного трудового договора. Работник должен приступить к выполнению своих трудовых обязанностей с 01.05.2019. Размер должностного оклада составляет 11 500 рублей. Из копии трудовой книжки усматривается, что 05.06.2019 приказом <Номер обезличен> от 05.06.2019 трудовой договор с Пановым Д.В. расторгнут по инициативе работника по п.п. «а» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Из акта проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 18.04.2019 следует, что государственной инспекцией труда в Оренбургской области было установлено, что у ИП Свердлова Л.Г. имеется задолженность по выплате заработной платы работникам: задолженность составляет за 2 месяца (февраль и март 2019) в размере 112 219 рублей 47 копеек.
Государственная инспекция труда в Оренбургской области своим предписанием <Номер обезличен> от 18.04.2019 обязала ИП Свердлова Л.Г. в срок до 17.05.2019 произвести выплату заработной платы работникам с начислением процентов за каждый день просрочки выплат.
Из ответа ИП Свердлова Л.Г. от 28.06.2019, адресованного заместителю прокурора Дзержинского района г. Оренбурга. Следует, что у ИП Свердлова Л.Г. была задержка по оплате труда в связи со сложным финансовым состоянием. В отношении ИП Свердлова Л.Г. в апреле 2019 государственной инспекцией труда в Оренбургской области была проведена проверка, все выявленные нарушения были устранены. Был уплачен штраф. Задолженность по оплате труда за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 и за январь, февраль, март, апрель, май 2019, погашена полностью.
Из ходатайства ИП Свердлова Л.Г., поступившего 28.06.2019 в государственную инспекцию в Оренбургской области, следует, что заработная плата работникам в полном объеме выплачена.
Согласно спискам перечисляемой в банк зарплаты и платежным поручениям <Номер обезличен> от 29.12.2018, <Номер обезличен> от 29.03.2019, <Номер обезличен> от 15.04.2019, <Номер обезличен> от 11.06.2019, <Номер обезличен> от 13.06.2019 ИП Свердлов Л.Г. выплатил Панову Д.В. задолженность по заработной плате за период с сентября 2018 по апрель 2019.
В судебном заседании истец пояснил, что 21.08.2019 ответчиком была выплачена ему оставшаяся задолженность по заработной плате, компенсация за ее задержку, компенсация за неиспользованный отпуск, в связи с чем, он требования в части взыскания задолженности по заработной плате, компенсации за ее задержку, компенсации за неиспользованный отпуск не поддерживает, просит суд взыскать с ИП Свердлова Л.Г. только компенсацию морального вреда за несвоевременную выплату заработной платы и задолженность по «черной» заработной плате.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком полностью погашена перед истцом задолженность по заработной плате, оплачена компенсация за задержку выплаты заработной платы и оплачена компенсация за неиспользованный отпуск.
Стороной истца каких-либо относимых и допустимых доказательств в подтверждение своих доводов об ином размере указанной задолженности, не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств суд критически оценивает доводы истца о наличии у ответчика перед ним задолженности по «черной» зарплате, в размере 71 374 рублей, заявленном в исковом заявлении, поскольку объективными данными эти доводы не подтверждены.
В связи с вышеизложенным суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по неофициальной «черной» заработной плате в сумме 71 374 рублей.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме, определяемой соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку судом установлено, что работодатель заработную плату в срок, установленный трудовым договором, не выплачивал, при увольнении не выплатил компенсацию за неиспользованный отпуск, следовательно, нашел свое подтверждение факт нарушения трудовых прав истца. В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что имеются основания для компенсации морального вреда.
В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом вышеприведенных норм, а также степени и характера нравственных страданий истца, вызванных незаконным действиями ответчика по задержке выплаты заработной платы, являющейся для него в период работы у ИП Свердлова Л.Г. основным источником дохода, периода задержки заработной платы, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости, суд взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ИП Свердлова Л.Г. подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.09.2019