КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Серищева Л.М. 39RS0002-01-2021-000149-09
Дело № 2-2601/2021;
33-5102/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 ноября 2021 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шевченко С.В.,
судей Ганцевича С.В., Тращенковой О.В.,
при секретаре Каленик А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и дополнения к ней Козенко А.А. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 2 июня 2021 года по гражданскому делу по иску Козенко ФИО1 к ОМВД России по Центральному району г. Калининграда, УМВД России по Калининградской области, МВД России, Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ганцевича С.В., объяснения Козенко А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Козенко А.А. обратился в суд с иском к ОП ОМВД по Центральному району г. Калининграда, Министерству финансов РФ, указав, что 15.08.2014, в июле 2019 года, в декабре 2019 года (либо в январе или феврале 2020 года) и 23.09.2020 он содержался в ИВС, который находится в ОП по адресу: г. Калининград, ул. Яналова, 56. Данный ИВС включает в себя: 3 камеры для содержания задержанных лиц, комнату для хранения личных вещей и обыска задержанных, санитарный узел (без унитаза) и кран с проточной водой. Условия содержания в данном ИВС не соответствуют Федеральному закону № 103, задержанным не предоставляется трехразовое горячее питание. Из четырёх раз содержания в ИВС, истца покормили только один раз. В камере нет радиоточки, библиотеки, санитарного узла, бачка с питьевой водой, постельное белье не выдавалось, не предоставлялась ежедневная прогулка. По поводу содержания истец обращался с жалобой к Уполномоченному по правам человека в Калининградской области, в прокуратуру Центрального района г. Калининграда. Указывает, что невыносимые условия содержания причинили ему моральный вред, компенсацию которого просил взыскать с ОП ОМВД России по Центральному району г. Калининграда в размере 350 000 руб.
Впоследствии Козенко А.А. уточнил исковые требования, указав, что содержался не в ИВС, а в специально отведенном помещении для содержания лиц (СПСЗЛ ОМВД России по Центральному району г. Калининграда), просил считать его ответчиком. Также указал, что в данном помещении он содержался не в декабре 2019 года, а в период с 26.10.2019 по 28.10.2019, сотрудники ОМВД допустили нарушения требований Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 301.
Определением суда от 12.02.2021 к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены УМВД России по Калининградской области, МВД России.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 02.06.2021 исковые требования Козенко А.А. удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице МВД России за счёт казны РФ в пользу Козенко А.А. взыскана компенсации морального вреда в сумме 500 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Козенко А.А. просит решение суда изменить, увеличив взысканную в его пользу сумму компенсации морального вреда, так как определённая судом сумма является несправедливой, указывает, что он содержался в специальном помещении не три раза, как установлено судом первой инстанции, а четыре раза, в том числе 26.10.2019 с 02.00 час по 11.00 час. Кроме того, судом первой инстанции проигнорирован факт, установленный в результате проведения прокурорской проверки, о том, что три раза его не кормили в период содержания в специальном помещении.
Неявившиеся в судебное заседание лица извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В ст. 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.3. КоАП РФ административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3. КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3. КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (п. 1 ч. 1 ст. 27.3. КоАП РФ, п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции).
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 27.6. КоАП РФ задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3. КоАП РФ, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 № 627 утверждено «Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» (далее – Положение).
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3. КоАП РФ об административных правонарушениях, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - специальные помещения). Специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (п.п. 2,3).
В п. 4 Положения указано, что задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205.
В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205.
Из материалов дела усматривается, что в дежурной части ОМВД России по Центральному району г. Калининграда (далее – ОМВД) имеется специальное помещение для содержания задержанных лиц.
Козенко А.А. доставлялся в ОМВД в связи с совершением им административных правонарушений четыре раза:
- с 21.10 час 14.08.2014 до 08.00 час 15.08.2014, т.е. 10 час 50 мин, в связи с составлением в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1. КоАП РФ;
- с 19.05 час 28.07.2019 до 09.30 час 29.07.2019, т.е. 14 час 25 мин, в связи с составлением в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1. КоАП РФ;
- с 03.30 час 26.10.2019 до 11.10 час 26.10.2019, т.е. 7 час 40 мин, в связи с составлением в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ;
- с 02.00 час 23.09.2020 до 19.05 час 23.09.2020, т.е. 17 час 05 мин, в связи с составлением в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1. КоАП РФ.
Судебная коллегия отмечает, что суд первой инстанции действительно не указал в решении, что Козенко А.А. содержался в специальном помещении с 03.30 час 26.10.2019 до 11.10 час 26.10.2019.
Из представления об устранении нарушений требований закона при содержании административного задержанных лиц № 813ж-2023/21 от 29.01.2021 заместителя прокурора Центрального района г. Калининград (далее – прокурор) Латушкиной Е.Б. следует, что за периоды содержания Козенко А.А. в специальном помещении с 21.10 час 14.08.2014 до 08.00 час 15.08.2014, с 19.05 час 28.07.2019 до 09.30 час 29.07.2019, с 02.00 час 23.09.2020 до 19.05 час 23.09.2020 он был единожды 23.09.2020 обеспечен завтраком, что подтверждается ведомостью учёта питания задержанных лиц. При этом в документе не указаны наименование и количество продуктов, в связи, с чем не представляется возможным установить достаточность полученного им рациона и сверить с установленными нормами. Возможность обеспечить себя едой и водой самостоятельно у Козенко А.А. отсутствовала.
Согласно ответу прокурора Латушкиной Е.Б. от 16.03.2021 № 813ж-2013/21 факт нарушения положений Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 301 установлен, поскольку сотрудниками полиции не представлено документов, подтверждающих обеспечения Козенко А.А. питанием в период его содержания в специальном помещении.
Учитывая приведенные правовые нормы, установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения исковых требований Козенко А.А.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что решение суда в части определения размера компенсации морального вреда для истца подлежит изменению.
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из смысла ст.ст. 1064,1069 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При этом в пунктах 1,2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Учитывая приведенные выше правовые нормы, разъяснения Пленума ВС РФ, в том числе принципы разумности и справедливости, то обстоятельство, что в указанные периоды времени административного задержания Козенко А.А. был обеспечен питанием только один раз - 23.09.2020 в виде завтрака, то есть соответствующее право истца было нарушено должностными лицами органа внутренних дел, судебная коллегия считает, что размер компенсации морального вреда, причиненного истцу, определенный судом первой инстанции, следует увеличить до 3000 руб.
Таким образом, решение суда в части определения размера компенсации морального вреда для истца подлежит изменению.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Судебная коллегия отмечает, что исходя из указанных выше правовых норм, а также части 1 статьи 227.1 КАС РФ, статьи 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», заявление Козенко А.А. подлежало рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, так как Козенко А.А. в указанные периоды времени не находился под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 2 июня 2021 года изменить, увеличив взысканную с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Козенко ФИО2 сумму компенсации морального вреда до 3000 руб., в остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 ноября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: