Дело № 2-24(2)/2022
64RS0034-02-2021-000780-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2022 г. с. Воскресенское
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Судоплатова А.В.,
при секретаре Тюкалиной Е.А..,
с участием: помощника прокурора Воскресенского района Саратовской области Кирилиной Е.В., представителя ответчика Зайцевой Нины Петровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воскресенского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области», об обязании произвести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются на объекте,
установил:
прокурор Воскресенского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Саратовский районный суд с иском к МОУ СОШ «с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области», в котором просил суд обязать в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, произвести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются на объекте. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения требований природоохранного законодательства было установлено, что МОУ «СОШ с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» осуществляет эксплуатацию 2 котельных установок с 4 газовыми котлами, предназначенных для производства тепловой энергии. Суммарная проектная тепловая мощность данных газовых котлов не превышает 2 Гкал/час, что относится к объектам, осуществляющим негативное воздействие на окружающую среду IV категории. При условии отнесения объектов к IV категории, учреждением должна быть произведена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333) инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. В нарушение указанных норм законодательства МОУ «СОШ с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» не произведена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Указанные нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, в том числе охраны атмосферного воздуха, со стороны должностных лиц учреждения, по мнению прокурора, создают предпосылки для нарушения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с выявленными нарушениями в адрес директора учреждения прокуратурой района внесено представление, однако по результатам его рассмотрения инвентаризация выбросов не произведена.
В судебном заседании помощник прокурора Воскресенского района Саратовской области Кирилина Е.В. поддержала заявленные требования, дав пояснения аналогичные содержащимся в иске.
Представитель ответчика - директор образовательного учреждения Зайцева Н.П. в судебном заседании исковые требования не признала. Полагает, поскольку котлы расположены на открытой местности, то степень воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и на организм человека отсутствует.
Представители третьих лиц: администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области и государственного автономного учреждения «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области» в судебное заседание не явились о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ в соответствии с ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7-ФЗ), относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду за которые взимается плата в бюджеты бюджетной системы РФ.
На основании ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее ФЗ №96) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Согласно ч.3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ №89) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Статья 4.2 ФЗ №7 устанавливает категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Частью 3 данной статьи установлено, что критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам объекты I, II,, III, IV категорий, устанавливаются Правительством РФ.
В силу ст. 28 ФЗ №96 за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч 1, 3 ст. 12 ФЗ № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Так же, ч. 1 ст. 30 ФЗ № 96-ФЗ установлено, что на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники возложены обязанности по; обеспечению проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; внедрению наилучших доступных технологии, малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планированию и осуществлению мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлению мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлению учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проведению производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечению своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; соблюдению иных требований охраны атмосферного воздуха, установленных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Кроме того, ч. 1 ст. 14 ФЗ №96 определено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 229 от 14.04.2007, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливается территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении радиоактивных веществ) при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Статья 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Частью 3 данной статьи установлено что критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час, согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 №2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", позволяет отнести объект к IV категории.
Судом установлено, что МОУ «СОШ с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» осуществляет эксплуатацию 2 котельных установок с 4 газовыми котлами, предназначенных для производства тепловой энергии.
Суммарная проектная тепловая мощность данных газовых котлов МОУ «СОШ с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» не превышает 2 Гкал/час относится к объектам, осуществляющим негативное воздействие на окружающую среду IV категории. ГАУ «Агентство по ПЭИ ИК СО» осуществляло внедрение энергосберегающих мероприятий на объекте МОУ «СОШ с. Воскресенское» согласно энергосервисному контракту №0360300015916000003 от 10.10.2016 г., который был расторгнут 12.12.2016 г. В рамках данного контракта работы по инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются на объекте не проводились, в составе контракта данные работы отсутствовали.
При условии отнесения объектов к IV категории, учреждением должна быть произведена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333) инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.
В связи с выявленными нарушениями в адрес директора учреждения прокуратурой района внесено представление, однако по результатам его рассмотрения инвентаризация выбросов не произведена.
По сообщению администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 27.01.2022 г. инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, исключая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте МОУ «СОШ с. Воскресенское» не производилось.
Вопреки положениям Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» ответчиком до настоящего времени не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником, проект нормативов предельно допустимых выбросов на указанную котельную окончательно не утверждены, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ не получено, что подтверждается информацией министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области.
Для данного учреждения в установленном законом порядке не определено, какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов, при эксплуатации 2 котельных установок с 4 газовыми котлами по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс, а так же без проекта предельно допустимых выбросов создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека.
Доводы представителя ответчика об отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из котлов расположенных во дворе школы, не могут быть приняты во внимание.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и охраняемых законом интересов общества и государства.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, установив разумный срок для исполнения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░ «░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░