Решение от 27.01.2022 по делу № 2-24/2022 (2-736/2021;) от 11.11.2021

Дело № 2-24(2)/2022

64RS0034-02-2021-000780-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2022 г. с. Воскресенское

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Судоплатова А.В.,

при секретаре Тюкалиной Е.А..,

с участием: помощника прокурора Воскресенского района Саратовской области Кирилиной Е.В., представителя ответчика Зайцевой Нины Петровны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воскресенского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области», об обязании произвести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются на объекте,

установил:

прокурор Воскресенского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Саратовский районный суд с иском к МОУ СОШ «с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области», в котором просил суд обязать в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, произвести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются на объекте. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения требований природоохранного законодательства было установлено, что МОУ «СОШ с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» осуществляет эксплуатацию 2 котельных установок с 4 газовыми котлами, предназначенных для производства тепловой энергии. Суммарная проектная тепловая мощность данных газовых котлов не превышает 2 Гкал/час, что относится к объектам, осуществляющим негативное воздействие на окружающую среду IV категории. При условии отнесения объектов к IV категории, учреждением должна быть произведена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333) инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. В нарушение указанных норм законодательства МОУ «СОШ с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» не произведена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Указанные нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, в том числе охраны атмосферного воздуха, со стороны должностных лиц учреждения, по мнению прокурора, создают предпосылки для нарушения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с выявленными нарушениями в адрес директора учреждения прокуратурой района внесено представление, однако по результатам его рассмотрения инвентаризация выбросов не произведена.

В судебном заседании помощник прокурора Воскресенского района Саратовской области Кирилина Е.В. поддержала заявленные требования, дав пояснения аналогичные содержащимся в иске.

Представитель ответчика - директор образовательного учреждения Зайцева Н.П. в судебном заседании исковые требования не признала. Полагает, поскольку котлы расположены на открытой местности, то степень воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и на организм человека отсутствует.

Представители третьих лиц: администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области и государственного автономного учреждения «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области» в судебное заседание не явились о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ в соответствии с ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7-ФЗ), относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду за которые взимается плата в бюджеты бюджетной системы РФ.

На основании ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее ФЗ №96) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Согласно ч.3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ №89) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Статья 4.2 ФЗ №7 устанавливает категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Частью 3 данной статьи установлено, что критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам объекты I, II,, III, IV категорий, устанавливаются Правительством РФ.

В силу ст. 28 ФЗ №96 за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.ч 1, 3 ст. 12 ФЗ № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Так же, ч. 1 ст. 30 ФЗ № 96-ФЗ установлено, что на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники возложены обязанности по; обеспечению проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; внедрению наилучших доступных технологии, малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планированию и осуществлению мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлению мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлению учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проведению производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечению своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; соблюдению иных требований охраны атмосферного воздуха, установленных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Кроме того, ч. 1 ст. 14 ФЗ №96 определено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 229 от 14.04.2007, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливается территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении радиоактивных веществ) при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Статья 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Частью 3 данной статьи установлено что критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час, согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 №2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", позволяет отнести объект к IV категории.

Судом установлено, что МОУ «СОШ с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» осуществляет эксплуатацию 2 котельных установок с 4 газовыми котлами, предназначенных для производства тепловой энергии.

Суммарная проектная тепловая мощность данных газовых котлов МОУ «СОШ с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» не превышает 2 Гкал/час относится к объектам, осуществляющим негативное воздействие на окружающую среду IV категории. ГАУ «Агентство по ПЭИ ИК СО» осуществляло внедрение энергосберегающих мероприятий на объекте МОУ «СОШ с. Воскресенское» согласно энергосервисному контракту №0360300015916000003 от 10.10.2016 г., который был расторгнут 12.12.2016 г. В рамках данного контракта работы по инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются на объекте не проводились, в составе контракта данные работы отсутствовали.

При условии отнесения объектов к IV категории, учреждением должна быть произведена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333) инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

В связи с выявленными нарушениями в адрес директора учреждения прокуратурой района внесено представление, однако по результатам его рассмотрения инвентаризация выбросов не произведена.

По сообщению администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 27.01.2022 г. инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, исключая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте МОУ «СОШ с. Воскресенское» не производилось.

Вопреки положениям Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» ответчиком до настоящего времени не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником, проект нормативов предельно допустимых выбросов на указанную котельную окончательно не утверждены, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ не получено, что подтверждается информацией министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области.

Для данного учреждения в установленном законом порядке не определено, какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов, при эксплуатации 2 котельных установок с 4 газовыми котлами по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс, а так же без проекта предельно допустимых выбросов создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека.

Доводы представителя ответчика об отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из котлов расположенных во дворе школы, не могут быть приняты во внимание.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и охраняемых законом интересов общества и государства.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, установив разумный срок для исполнения судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░ «░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                    ░░░░░░░                ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░

2-24/2022 (2-736/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Воскресенского района
Ответчики
МОУ "СОШ с.Воскресенское"
Суд
Саратовский районный суд Саратовской области
Судья
Судоплатов Алексей Викторович
Дело на сайте суда
saratovsky.sar.sudrf.ru
11.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2021Передача материалов судье
18.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2021Судебное заседание
13.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее