Дело №2-828/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2018 г. г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего - судьи Дагировой З.Н.,
при секретаре - Сотеевой Б.У.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Махачкалы -Хавчаева К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тагирова ФИО9 к Счетной палате Республики Дагестан о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе,
УСТАНОВИЛ:
Тагиров Т. обратился в суд с иском к Счетной палате Республики Дагестан о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе. В обоснование иска указывает, что приказом Счетной палаты РД от 19.12.2017 353-лс Истец уволен с занимаемой должности ведущего специалиста первого разряда на основании п. 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Считает свое увольнение незаконным. При увольнении истцу не предлагались имеющиеся вакансии. Фактическое сокращение штата не имело места, изменилось лишь наименование должностей.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 31 этого же федерального закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.
Увольнение истца произведено с нарушением всех вышеуказанных и других норм законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, в связи с чем является незаконным.
Просит суд признать незаконным приказ Счетной палаты РД от 19.12.2017 353-лс в части увольнения Тагирова ФИО10, признать увольнение Тагирова ФИО11 незаконным и восстановить его на работе в должности ведущего специалиста 1 разряда Счетной палаты РД.
Председатель Счетной палаты РД Джахбаров Б. представил возражения на иск с просьбой об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям. В исковом заявлении истец указывает, что фактически сокращение штата не имело места, изменилось лишь наименование должностей. Не совсем понятно, что истец имеет в виду, при этом никаких пояснений и доказательств в подтверждении данного довода истец не представил. Истец в заявлении утверждает, что в соответствии с законодательством о гражданской службе служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему иной должности в том же государственном органе либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы.
Между тем, по смыслу данной нормы служебные отношения продолжаются только лишь в случае предложения гражданскому служащему такой должности, а в случае же не предложения такой должности - служебные отношения прекращаются.
Истец указывает, что в соответствии с требованиями законодательства о гражданской службе о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданский служащий предупреждается персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения.
Однако, сотрудников Счетной палаты РД, включая Тагирова Т.У., за два месяца до сокращения, под роспись ознакомили с приказом Счетной палаты РД от 30.10.2017 г. № 263-лс «О предстоящем сокращении».
В заявлении истец отмечает, что в соответствии с требованиями законодательства о гражданской службе представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности, обязан в течение 2 месяцев со дня предупреждения предложить гражданскому служащему все имеющиеся вакантные должности в этом государственном органе с учетом категории и группы замещаемой им должности, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы, а в случае отсутствия — вакантные должности в иных государственных органах. Действительно, Тагирову Т.У. в порядке части 5 статьи 29 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе РД» не предлагалась иная вакантная должность, соответствующая уровню его квалификации, специальности и направлению подготовки, по причине ее отсутствия. Счетной палатой РД осуществлялся поиск вакансий, чтобы предложить Тагирову Т.У., в том числе в иных органах государственной власти РД, однако вакансии отсутствовали.
Согласно требованиям законодательства, в случае отсутствия вакантной должности, гражданскому служащему вакансии не предлагаются, и он освобождается от должности на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Указанное подтверждается многочисленной судебной практикой, а также пунктом 12 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить и пояснил, что о своем увольнении он не знал, на момент увольнения находился на больничном. 30 декабря, по истечении срока больничного, он снова обратился за медицинской помощью, так как страдает радикулитом, в выходной день он не смог открыть листок нетрудоспособности, так как 30 декабря был выходной день, врачей поликлиники по месту обслуживания не было на работе. Ответчик уволил истца и других старых работников и принял на работу новых служащих, не предлагая истцу никаких вакансий.
Представитель ответчика по доверенности Алимирзаев А.А. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что истцом никаких доказательств принятия на работу других работников не представлено, ответчиком были приняты меры по поиску для истца должности в других государственных органов, однако в связи с отсутствием подходящих должностей истец уволен.
Выслушав объяснения сторон, заключение старшего помощника прокурора Ленинского района г. Махачкалы -Хавчаева К.А., полагавшего увольнение истца законным, а исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что постановлением Народного Собрания РД от 26.10.2017 N 356-VI НС "О внесении изменения в постановление Народного Собрания Республики Дагестан "О штатной численности Счетной палаты Республики Дагестан" внесено изменение в постановление Народного Собрания Республики Дагестан от 17 ноября 2011 года N 203-V НС "О штатной численности Счетной палаты Республики Дагестан", заменены цифры "107" цифрами "97", при этом указанным постановлением не был определен перечень сокращаемых должностей.
На основании указанного постановления Счетной палатой РД издан приказ № 263-лс от 30.10.2017, которым все работники Счетной палаты РД предупреждены о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей, при этом дата предстоящего увольнения в данном приказе не указана.
Приказом Счетной палаты РД от 19.12.2017 353-лс истец уволен с должности ведущего специалиста 1 разряда на основании п. 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
В данном приказе в качестве основания увольнения указаны постановление Коллегии Счетной палаты РД от 27.12.2017, а также решение Комиссии по определению преимущественного права на замещение должности гражданской службы в Счетной палате РД от 29.12.2017.
Указанные документы ответчиком суду не представлены.
При этом судом установлено, что истец был предупрежден о предстоящем увольнении без принятия решения о сокращаемых должностях, что усматривается из приложения к приказу № 263-лс от 30.10.2017.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.
В судебном заседании установлено, что приказ об увольнении истца издан в период временной нетрудоспособности истца, что усматривается из представленного истцом листка нетрудоспособности от 21.12.2017.
Доводы ответчика о том, что оспариваемым приказом предусматривалось увольнение истца с 1 января 2018 года, не принимаются ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 указанного закона прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.
Согласно ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
Приказ об увольнении истца, которым предусматривалось увольнение Тагирова Т. с 1 января 2018 года, в нарушение данной нормы издан не в последний день работы, а до его наступления.
При этом в нарушение установленного законом порядка увольнения ни в день издания данного приказа, ни в день увольнения – 01.01.2018 – истец не был ознакомлен с приказом о своем увольнении, не получил расчет и трудовую книжку.
Кроме того, 30 декабря 2017 года по 9 января 2018 года истец находился на амбулаторном лечении у врача невролога. При этом листок нетрудоспособности не был открыт истцу в связи с тем, что эти дни были выходными и праздничными.
С 9 января 2018 года по окончании праздничных дней истцу был открыт листок нетрудоспособности.
Таким образом, судом установлено, что истец был уволен в период временной нетрудоспособности, что запрещено законом.
Доводы стороны ответчика о том, что истцом не представлен листок нетрудоспособности, не принимаются, поскольку листок нетрудоспособности не является единственным доказательством временной нетрудоспособности. В данном случае истцом в подтверждение факта нетрудоспособности представлена справка врача ООО «Целитель» Магомедовой З.И. от 09.01.2018, подтверждающая факт нахождения истца на лечении.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Представителем ответчика доказательства законности увольнения истца не представлены, в связи с чем суд признает увольнение истца незаконным и находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░12 ░░░░░░░░░░░░░,
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 29.12.2017 ░░░░ № 353-░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░13.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░14 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░15 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.02.2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░