Дело № 2а-3519/2021
64RS0045-01-2021-007180-68
Решение
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Волковой А.А.,
при секретаре - помощнике судьи Зайцевой С.В.,
с участием представителя административного истца Ульяновой С.А.,
представителей административных ответчиков Михайлина К.В., Воронова А.О.,
заинтересованного лица Руденко Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению З.В.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным и отмене постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
установил:
З.В.В. обратился в суд с вышеуказанными административными исковыми требованиями к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова, мотивируя свои требования тем, что истцом было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 183 кв.м по адресу: <адрес>,
<адрес>, занимаемого частью жилого дома с кадастровым номером №, для дальнейшего предоставления без проведения торгов на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об отказе З.В.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка. С указанным постановлением административный истец не согласен, указывает, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером № площадью 43,8 кв.м на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Отчуждаемое жилое помещение представляет собой часть жилого дома площадью 43,8 кв.м, состоит из основного строения Литер Б1 площадью 28,6 кв.м, в том числе жилых комнат № и №, основной пристройки Литер Б4 площадью 12,2 кв.м, в том числе кухни и кладовой, холодной пристройки литер б8 площадью 3 кв.м. Ранее данное жилое помещение принадлежало К.А.А. и Б.С.А. на основании решения Кировского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционного определения Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. На основании указанных судебных актов данным лицам было выделено жилое помещение (часть жилого дома). Таким образом, жилое помещение не является квартирой или комнатой в многоквартирном жилом доме. Более того, под второй частью жилого дома
Р.Н.Г. и С.В.В., которая также стоит на кадастром учете как жилое помещение с кадастровым номером №, сформирован земельный участок с кадастровым номером № площадью 182 кв.м и предоставлен им в собственность по 1/2 доли, что подтверждается соответствующими сведениями из ФГИС ЕГРН. Жилой дом с кадастровым номером № не является многоквартирным домом, а состоит из двух частей, которые были выделены по решению суда. Вместе с тем администрацией муниципального образования
«Город Саратов» под одной частью жилого дома передала земельный участок в собственность Р.Н.Г. и С.В.В., а под второй, принадлежащей истцу, отказала в предварительном согласовании в предоставлении земельного участка. Ссылаясь на указанные обстоятельства, З.В.В. обратился с названным иском в суд, в котором просит признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании земельного участка в Кировском районе, возложить обязанность утвердить схему расположения земельного участка площадью 183 кв.м по адресу: <адрес>, и предварительно согласовать предоставление земельного участка З.В.В.
Административный истец З.В.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца У.С.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, просила признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании земельного участка в Кировском районе, возложить обязанность утвердить схему расположения земельного участка площадью 183 кв.м по адресу: <адрес>, и предварительно согласовать предоставление земельного участка З.В.В.
Представители административных ответчиков М.К.А., В.А.О.
в судебном заседании административные исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Иные заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражений относительно заявленных требований не представили.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, а также с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции РФ, федеральным законом (определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №).
Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, З.В.В. является собственником жилого помещения, площадью 43,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что также подтверждается сведениям ЕГРН
(л.д. 26-28).
ДД.ММ.ГГГГ З.В.В. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» и комитет по управлению имуществом города Саратова с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 183 кв.м по адресу: <адрес>, занимаемого частью жилого дома с кадастровым номером № для дальнейшего предоставления без проведения торгов на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
По результатам рассмотрения обращения З.В.В. на основании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об отказе З.В.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в Кировском районе по следующим основаниям:
- образование земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, З.В.В. является собственником жилого помещения. В случае, если помещения в здании, сооружении расположенных на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Приложенная к заявлению схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке. При подготовке схемы расположения земельного участка не учтены материалы и сведения о местоположении зданий. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом с кадастровым номером №, в котором расположено жилое помещение с кадастровым номером №, о чем сведения схеме расположения земельного участка отсутствуют. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в собственность без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса РФ.
Положениями ст. 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; 8) цель использования земельного участка; 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом; 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно подп. 2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: (2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
В силу п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании подп. 1, 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе"(утв. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Судом установлено, что З.В.В. на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним (покупателем) и продавцами К.А.А. и Б.С.А., является собственником жилого помещения, площадью 43,8 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что также подтверждается соответствующими записями в ЕГРН (л.д. 26-28).
В соответствии с решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право общей долевой собственности Б.С.А., К.А.А., Р.Н.Г., С.В.В. на жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 86,2 кв.м. К.А.А. и Б.С.А. выделено в общую долевую собственность в размере 3/4 доли и 1/4 доли соответственно в натуре жилое помещение (часть жилого дома) площадью 43,8 кв.м, состоящее из основного строения литер Б1 площадью
28,6 кв.м., в том числе: жилых комнат № и №, основной пристройки литер Б4 площадью 12, кв.м, в том числе кухни и кладовой, холодной пристройки литер б8 площадью 3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, общей площадью 86,2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес>, указан как многоквартирный дом, что также подтверждается соответствующими записями в ЕГРН.
Согласно техническому паспорту на часть жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ собственниками части жилого <адрес>, общей площадью 43 кв.м, в том числе жилой 32,9 кв.м., являются Р.Н.Г. (1/2 доли) и С.В.В. (1/2 доли).
Согласно данным технического паспорта на жилой <адрес> по
<адрес> в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанный объект недвижимости определен как объект индивидуального жилищного строительства- жилой дом, площадь земельного участка составляет 380 кв.м.
Учитывая изложенное, судом не приняты во внимание доводы административных ответчиков о наличии в собственности у административного истца жилого помещения, которое расположено в многоквартирном доме по адресу:
<адрес>, что является основанием для предоставления испрашиваемого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Обращаясь с заявлением в администрацию муниципального образования «Город Саратов» и комитет по управлению имуществом города Саратова по вопросу согласования предоставления земельного участка в <адрес>, З.В.В. просил согласовать предоставление права собственности на земельный участок площадью 183 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый №:ЗУ1, для целей занимаемый частью жилого дома с кадастровым номером №, на основании предоставления без торгов подп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, приложив перечень соответствующих документов.
С аналогичными заявлениями по вопросу согласования предоставления земельного участка, общей площадью 182 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, в свою очередь, обращались заинтересованные лица Р.Н.Г. и С.В.В. В поданных ими заявлениях указано назначение принадлежащего им на праве собственности жилого помещения по адресу: <адрес>, как часть жилого дома.
На основании распоряжения комитета по управлению имуществом г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ №-рз земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 182 кв.м. был предоставлен Р.Н.Г. и С.В.В. в общую долевую собственность (по 1/2 доли), их право собственности на данный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующими записи в ФГИС ЕГРН.
Между тем при обращении в уполномоченные органы по вопросу согласования предоставления земельного участка в Кировском районе г. Саратова по адресу:
<адрес>, как З.В.В., так и Р.Н.Г. и С.В.В. были указаны идентичные сведения о принадлежащих им на праве собственности объектах недвижимости, а именно указано, что жилые помещения являются выделенными частями жилого <адрес> в <адрес>.
По информации ЕГРН объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности З.В.В., Р.Н.Г. и С.В.В., по адресу:
<адрес>, имеют идентичное наименование и назначение,
а именно являются жилыми помещениями, площадью 43,8 кв.м и 43 кв.м, расположенными по адресу: <адрес>.
Вместе с тем при наличии сведений в ЕГРН о наименовании объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 86,2 кв.м, как многоквартирный дом, по заявлениям Р.Н.Г. и С.В.В. по вопросу согласования предоставления земельного участка, общей площадью 182 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ №-рз указанным лицам был предоставлен в общую долевую собственность (по 1/2 доли) данный земельный участок.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Согласно ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Разрешая возникший спор, суд исходит из того, что жилые помещения, общей площадью 43,8 кв.м и 43 кв.м, принадлежащие на праве собственности
З.В.В., Р.Н.Г. и С.В.В. соответственно, расположенные по адресу: <адрес>, являются выделенными частями жилого дома, а не жилыми помещениями многоквартирного дома.
При этом жилой дом, общей площадью 43,8 кв.м и земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>,
<адрес>, не имеют ничего общего, данный земельный участок занят частью домовладения, общей площадью 43 кв.м., испрашиваемый административным истцом земельный участок является принадлежностью главной вещи - жилого дома, принадлежащего ему на праве собственности, необходим последнему для использования этого объекта и используется в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, в связи с чем административный истец имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность без торгов.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, проанализировав оспариваемое постановление, руководствуясь вышеуказанными нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления администрации муниципального образования «Город Саратов», которое нарушает права административного истца, в связи с чем заявленные требования З.В.В. в указанной части подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В отсутствие положительного решения администрации муниципального образования «Город Саратов» о предварительном согласовании предоставления земельного участка, права административного истца должны быть восстановлены путем повторного рассмотрения вопросов о согласовании схемы расположения земельного участка, площадью 183 кв.м по адресу: <адрес>, а также о предварительном согласовании предоставлении указанного земельного участка в <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования З.В.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе
З.В.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в Кировском районе».
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» повторно в соответствии с установленной законом процедурой в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление З.В.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 183 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.А. Волкова