№ 2-1954/2023

64RS0047-01-2023-001732-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2023 г.     город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,

при секретаре Рядской В.А.,

с участием представителя истца по доверенности Костыревой Е.П.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Прохожева Н.А.,

представителя ответчика - администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Давыдовой А.П.,

представителя третьего лица – МБУ «Служба благоустройства Октябрьского района» по доверенности Афанасьева А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приходько Екатерины Сергеевны к администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о взыскании ущерба, причиненного транспортному средству

установил:

Приходько Е.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о взыскании ущерба, причиненного транспортному средству.

В процессе судебного разбирательства представитель истца уточнила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ.

Окончательно сформулированные требования истца мотивированы тем, что <дата> у <адрес> на ее автомобиль <данные изъяты> упало дерево. Согласно проведенному исследованию, размер причиненного ущерба составил 109 400 рублей. На основании изложенного просила взыскать с администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» и администрации муниципального образования «Город Саратов» ущерб в размере 172 864 рубля 94 копейки, расходы на проведение экспертного исследования в размере 10 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 388 рублей.

Представитель истца по доверенности Костырева Е.П., уточненные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Прохожев Н.А., представитель ответчика - администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Давыдова А.П., представителя третьего лица – МБУ «Служба благоустройства Октябрьского района» по доверенности Афанасьев А.Г. исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении.

Истец Приходько Е.С., представитель третьего лица - Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Суд с учетом мнения участников судебного разбирательства и положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия истца и представителя третьего лица.

Выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела и материалы проверки , суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Как следует из иска и не оспорено сторонами Приходько Е.С. является собственником автомобиля <данные изъяты> (л.д. 11).

<дата> у <адрес> на автомобиль <данные изъяты>, упало дерево.

Данные обстоятельства подтверждаются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от <дата> (л.д. 12), скриншотами новостной ленты (л.д. 13, 82-84), актом осмотра транспортного средства (л.д. 20-21), фотографическими снимками (л.д. 94-102), протоколом осмотра места происшествия (л.д. 76).

В соответствии с экспертным исследованием ООО «<данные изъяты>» от <дата> (л.д. 14-25), стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты> без учета износа составляет 109 365 рублей 04 копейки.

Из заключения судебной автотехнической экспертизы ООО «<данные изъяты>» от <дата> (л.д. 146-167) следует, что падение дерева на автомобиль <дата> у <адрес> вызвано ослаблением физиологического состояния дерева, по причине наличия в стволе дерева гнилевых процессов с образованием внутренних дуплистых полостей, что вызвало снижение механической прочности ствола ветвей, облом и падения части дерева на автомобиль. Место произрастания дерева с которого упала ветка, при событиях указанных истцом <дата> у <адрес> находится за пределами какого-либо сформированного земельного участка, то ест на не сформированном земельном участке. Размер ущерба, причиненного автомобилю <данные изъяты>, в результате падения части дерева <дата> у <адрес> составляет 172 900 рублей.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Заключение судебной экспертизы, является объективными. Выводы эксперта основаны на методических рекомендациях, разработанных для автотехнических исследований, на основании материалов гражданского дела. Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, соответствующего требованиям, предъявляемым к подобного рода экспертизам, оснований сомневаться в достоверности выводов эксперта у суда не имеется.

Выводы досудебного автотехнического исследования судом во внимание не принимаются, так как оно проведено во внесудебном порядке, на основании договорных отношений со стороной по делу, специалист не предупреждался об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.

Возмещение потерпевшему реального ущерба не может осуществляться путем взыскания денежных сумм, превышающих стоимость поврежденного имущества, либо стоимость работ по приведению этого имущества в состояние, существовавшее на момент причинения вреда.

Таким образом, в пользу Приходько Е.С. с виновного лица, подлежит взысканию сумма в пределах уточненного иска 172 864 рубля 94 копейки.

При определении надлежащего ответчика суд исходит из следующего.

Согласно экспертному исследованию ООО «<данные изъяты>» причиной падения дерева, повредившего автомобиль истца, является его аварийное состояние из-за развития гнилостных процессов.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч.1 и ч.3 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления городских округов самостоятельно, в том числе путем формирования и размещения муниципального заказа.

На основании п. 24 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. №67-649, к вопросам местного значения города относятся, в том числе, организация благоустройства и озеленения территории города. Исходя из положений ст. 22 Устава органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, участвуют в создании хозяйственных обществ, в том числе, межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, делегируют выполнение своих полномочий структурным и территориальным подразделениям администрации муниципального образования «Город Саратов».

Статья 1 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. № 67-649, предусматривает, что муниципальное образование «Город Саратов» является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.

В п. 1.4 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25 декабря 2018 г. № 45-3265 приводится нормативное понятие «благоустройства», «объектов благоустройства», «охрана зеленых насаждений», «озеленение», «реконструкция объектов озеленения», «содержание территории».

В частности, благоустройство представляет собой комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение безопасности и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории

К объектам благоустройства относятся любые территории города, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов, город в целом, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории города Саратова

Озеленение определено как составная и необходимая часть благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающая формирование устойчивой среды муниципального образования с активным использованием существующих и/или создаваемых вновь природных комплексов, а также поддержание и бережный уход за ранее созданной или изначально существующей природной средой на территории муниципального образования.

Озелененные территории общего пользования - парки, сады, скверы, бульвары, аллеи, озелененные территории общественных центров, проспектов, набережных, улиц, расположенных на территориях общего пользования

Охрана зеленых насаждений это система административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурно-планировочных и агрономических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление или улучшение выполнения насаждениями определенных функций

К реконструкции объектов озеленения отнесена полная или частичная замена зеленых насаждений в случаях изменения требований к озеленению территории (изменение назначения территории, восстановление исторического облика территории, придание архитектурно-художественного облика зеленым массивам или иное). Включает в себя комплекс агротехнических мероприятий по замене больных и усыхающих деревьев и кустарников, улучшению породного состава, а также обрезке древесно-кустарниковой растительности

Содержание территорий - комплекс мероприятий, связанных со своевременным ремонтом и содержанием фасадов зданий, сооружений, малых архитектурных форм, ограждений, строительных площадок, зеленых насаждений, подземных инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на земельном участке.

Пунктом 5.2.26 Правил благоустройства установлено, что субъектами, ответственными за содержание и сохранение зеленых насаждений, являются: на озелененных территориях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не переданных во владение и/или пользование третьим лицам, - органы государственной власти и органы местного самоуправления города соответственно.

Согласно п. 5.2.27 Правил благоустройства каждый правообладатель земельных участков, занимаемых зелеными насаждениями, специализированные организации, осуществляющие уход за зелеными насаждениями, обязаны: обеспечивать квалифицированный уход за зелеными насаждениями; обеспечивать снос аварийных, старовозрастных, больных, потерявших декоративную ценность зеленых насаждений; вырезку сухих и поломанных ветвей, а также ветвей, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения; лечение ран и дупел на деревьях; проводить санитарную, омолаживающую или формовочную обрезку крон деревьев и обрезку кустарников.

Доказательств отсутствия вины, в причинении ущерба истцу, а также надлежащего выполнения обязанности по содержанию зеленых насаждений в месте падения части дерева, администрацией муниципального образования «Город Саратов» не предоставлено, обязанность по возмещению вреда должна быть возложена на данного ответчика за счет казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» следует отказать.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, суммы подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителя и связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, а также другие признанные судом необходимые расходы.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Судом установлено, что истцом понесены расходы на оплату экспертного исследования в размере 10 000 рублей (л.д. 28), расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 рублей (л.д. 29, 30, 31), расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 388 рублей (л.д. 8).

Суд признает данные расходы необходимыми и подлежащими взысканию с ответчика - администрацией муниципального образования «Город Саратов» за счет казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, стороны не оплатили расходы по проведению судебной экспертизы ООО «<данные изъяты>» в размере 80 000 рублей (л.д. 141).

В связи с этим данные расходы подлежат взысканию в пользу экспертной организации с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет казны муниципального образования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 172 864 ░░░░░ 94 ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 25 000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 388 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 211 252 ░░░░░ 94 ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 80 000 (░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░          ░.░. ░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ 2023 ░.

2-1954/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Приходько Екатерина Сергеевна
Ответчики
Администрации муниципального образования «Город Саратов»
Администрация Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов"
Другие
Костырева Екатерина Петровна
Афанасьев Алексей Геннадьевич
Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов»
МБУ «Служба благоустройства Октябрьского района»
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
26.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2023Передача материалов судье
29.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.06.2023Предварительное судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
03.11.2023Производство по делу возобновлено
23.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее