Дело №
24RS0004-01-2023-001285-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2024 года пгт. Березовка Березовского района
Красноярского края
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Никитина А.В.,
при секретаре Коренко Е.А.,
с участием истца Цукановой Ю.А., представителя истца Федоренко С.С.,
представителя ответчика ООО «Весна» - Кошкина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Весна» о компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО11 обратилась в суд с иском к ООО «Весна», требования мотивированы тем, что <дата> между ФИО3 (пациент, отец истца) и ООО «Весна» был заключен договор о предоставлении платных медицинских услуг №. В рамках указанного договора в соответствии с пунктом 1.1 ответчик обязался оказывать Пациенту услуги по лечению алкогольной или иной зависимости, а Заказчик (в роли которых выступала сестра пациента - ФИО4) оплачивает оказываемые ответчиком услуги. Указанные услуги были оплачены своевременно и в порядке, указанном в договоре. Согласно медицинской карте стационарного больного пациент поступил в 19.50 в наркологическое отделение самостоятельно, с диагнозом при поступлении «синдром отмены алкоголя, средней тяжести течения». Клинический диагноз, указанный в той же медицинской карте - острая сердечно-сосудистая недостаточность. Согласно первичному осмотру у пациента наблюдалось: «Тревога. Беспокойство. Головная боль. Тяга к алкоголю. Дрожь в руках, сердцебиение», рекомендовано лечение в условиях круглосуточного стационара. В 19.15 пациенту была поставлена капельница. <дата> в 2 часа ночи пациент был обнаружен дежурным медперсоналом, лежал на животе, дыхание не определялось, пульсации на магистральных сосудах нет. Артериальное давление не определяется. Атония. Арефлексия. Лицо, шея синюшно-багрового цвета. Кожные покровы холодные на ощупь. На руках, ногах трупные пятна. Согласно протоколу установления смерти от <дата>, составленному в 2.35 врачом-реаниматологом ФИО5, была установлена биологическая смерть пациента. Согласно осмотру дежурного врача от <дата>, проведенного в 22.00 пациенту была назначена плановая терапия с седативной целью. Однако, согласно видеозаписи с камер, установленных в палате пациента, в 22.00 в палате пациент оставался без присмотра, никакой терапии ему в указанное время не оказывалось, обхода врача не зафиксировано. Указанные факты свидетельствуют о халатности при оказании медицинских услуг. Смертью близкого человека истцу причинены тяжелые нравственные и физические страдания. В этой связи, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 500 000 рублей.
Истец ФИО11, представитель истца ФИО12 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ООО «Весна» ФИО6 (полномочия подтверждены) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что они не согласны с заключением эксперта, так как выводы комиссии не имеют достаточной доказательной базы.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага,
а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено, что <дата> между ООО «Весна» и ФИО3 заключен договор об оказании платных медицинских услуг.
В соответствии с пунктом 1.1 ответчик обязался оказывать Пациенту услуги по лечению алкогольной или иной зависимости, а Заказчик (в роли которых выступала сестра пациента - ФИО4) оплачивает оказываемые ответчиком услуги.
Согласно медицинской карте стационарного больного пациент поступил в 19.50 в наркологическое отделение самостоятельно, с диагнозом при поступлении «синдром отмены алкоголя, средней тяжести течения». Клинический диагноз- острая сердечно-сосудистая недостаточность.
Согласно первичному осмотру у пациента наблюдалось: «Тревога. Беспокойство. Головная боль. Тяга к алкоголю. Дрожь в руках, сердцебиение», рекомендовано лечение в условиях круглосуточного стационара. В 19.15 пациенту была поставлена капельница.
Согласно осмотру дежурного врача от <дата>, проведенного в 22.00 пациенту была назначена плановая терапия с седативной целью
Как следует из осмотра дежурного врача, <дата> в 2 часа ночи пациент был обнаружен дежурным медперсоналом, лежал на животе, дыхание не определялось, пульсации на магистральных сосудах нет. Артериальное давление не определяется. Атония. Арефлексия. Лицо, шея синюшно-багрового цвета. Кожные покровы холодные на ощупь. На руках, ногах трупные пятна.
Согласно протоколу установления смерти от <дата>, составленному в 2.35 врачом-реаниматологом ФИО5, была установлена биологическая смерть пациента.
Как следует из заключения комиссионной экспертизы № от <дата> причиной смерти ФИО7 явилась острая коронарная недостаточность с развитием острой сердечно-сосудистой недостаточности, что подтверждается неравномерным кровенаполнением миокарда; явлениями ангиодистопии в миокарде, мелкоочаговыми кровоизлияниями в субэпикардиальной клетчатке; набуханием миофибрилл, контрактурам 2-го порядка в кардиоцитах (в поляризации); отеком и мелкими внутриальвеолярными кровоизлияниями на фоне гиперемии сосудов легких; острым нарушением церебральной гемоциркуляции, мелкими перивазальными кровоизлияниями в головном мозге; кровоизлияниями под висцеральной плеврой и слизистой оболочке желудка; жидким состоянием крови в полостях сердца и просветах крупных сосудов; острым венозным полнокровием внутренних органов. Учитывая степень выраженности ранних трупных явлений, указанных в «Карте осмотра трупа» (t ректальная 36°С (время регистрации 4:36 ч); трупное окоченение отсутствует во всех группах мышц; идиомускулярная опухоль - в виде плотного тяжа высотой 1,5 см; трупные пятна при надавливании исчезают и восстанавливают свой цвет через 6 сек), можно высказать, что смерть его наступила не более чем за 2-3 часа до момента осмотра трупа на месте его обнаружения. При судебно-медицинском исследовании трупа обнаружена точечная ранка на фоне кровоподтека в правом локтевом сгибе, которая могла возникнуть от воздействия твердого предмета с острым ребром, каковым могла
быть игла медицинского шприца, незадолго до момента наступления смерти, в причинной связи с наступившей смертью не состоит, как вред здоровью не расценивается. При судебно-химическом исследовании обнаружен этиловый спирт в концентрации в крови 2,3 промилле, в моче 4 промилле, данная концентрация при соответствующих клинических проявлениях вызывает алкогольное опьянение средней степени в стадии выведения».
Таким образом, по результатам изучения материалов дела, комиссия пришла к выводу о том, что действия (бездействие) медицинских работников ООО «Веспа», выразившиеся в нарушении Клинических рекомендаций М3 РФ «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя. Алкогольное абстинентное состояние (синдром отмены алкоголя) 2021г» (неадекватная инфузионная терапия; назначение группы препаратов, обладающих гипотензивным действием и усиливающих действие друг друга - более подробно нарушения указаны в п.2; патогенез развития угрожающего жизни состояния и наступления смерти более подробно указан в п.3 настоящих выводов), рекомендаций официальных инструкций использования лекарственных средств, в ходе оказания медицинской помощи ФИО8, находятся в прямой причинно-следственной связи с развитием угрожающего для жизни состояния - острой сердечно-сосудистой недостаточности и наступлением смерти пациента в медицинском учреждении.
Заключение экспертов отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств, соответствует предъявляемым законом требованиям, оснований не доверять выводам экспертов не имеется, поскольку эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, имеют специальную квалификацию и образование, стаж работы по специальности, их выводы мотивированны, носят последовательный и обоснованный характер, согласуются с исследовательской частью заключения. Процессуальный порядок проведения экспертизы соблюден. Экспертное заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт нарушения ООО «Весна» клинических рекомендаций в ходе оказания медицинской помощи ФИО7, повлекшие развитие угрожающего для жизни состояния - острой сердечно-сосудистой недостаточности и наступлением смерти пациента в медицинском учреждении.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства наступления смерти ФИО9, степень вины ответчика нарушившего клинические рекомендации в ходе оказания медицинской помощи последнему, характер причиненных ФИО1 нравственных страданий, которые являются для нее тяжелыми, вызваными смертью близкого человека.
С учетом фактических обстоятельств дела суд полагает необходимым взыскать с ООО «Весна» в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 1 200 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 200 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.