Дело № 2-3545/2021
УИД 55RS0005-01-2021-004431-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Макарочкиной О.Н.
при секретаре судебного заседания Ивановой О.М., помощнике судьи Зобниной Т.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 20 декабря 2021 года
гражданское дело по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к Патрушеву Д. А. о возложении обязанности предоставить доступ,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в суд с требованием к Патрушеву Д.А. о предоставлении доступа в подвал жилого дома, ссылаясь на то, что на основании требований Прокуратуры города Омска в целях исполнения законодательства о гражданской обороне была осуществлена попытка осмотра нежилого помещения – защитного сооружения № (бомбоубежище), расположенного по адресу: <адрес>. Данное помещение учтено в реестре муниципального имущества города Омска, а также зарегистрировано в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории города Омска. Защитное сооружение, площадью № кв.м. входит в состав нежилого помещения (подвал) многоквартирного жилого <адрес> в г. Омске.
Сотрудниками департамента общественной безопасности Администрации города Омска совместно с сотрудниками департамента имущественных отношений Администрации города Омска, УМВД России по городу Омску, администрации САО города Омска, Главного управления МЧС России по Омской области неоднократно были предприняты попытки по проверке и осмотру нежилого помещения – защитного сооружения, однако вскрытие и обследование защитного сооружения не представилось возможным в связи с отсутствием в него доступа.
Доступ в защитное сооружение осуществляется через общедомовое имущество – подвал. Собственники квартир МКД ограничили доступ в подвал, на двери весит замок, добровольный доступ предоставлен не был. На момент комиссионного выезда ДД.ММ.ГГГГ присутствовал собственник квартиры № Патрушев Д.А. По словам жильцов дома только Патрушев Д.А. имеет доступ (ключ от замка) к защитному сооружению. Отказ в предоставлении доступа ответчик мотивировал отсутствием в ЕГРН сведений о государственной регистрации права муниципальной собственности города Омска на защитное сооружение.
В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452, истец осуществляет полномочия по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, участков, находящихся в муниципальной собственности.
Просит понудить Патрушева Д.А. обеспечить беспрепятственный постоянный доступ в подвал жилого дома по <адрес> через общедомовое имущество путем снятия всех имеющихся преград к защитному сооружению (замков, дверей) в двух подъездах согласно поэтажному плану из технического паспорта на жилой дом по <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца Бергутова К.Р., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержала в полном объеме, привела аналогичные основания. Суду пояснила, многочисленными актами зафиксировано, что именно ответчик препятствует осмотреть защитное сооружение, расположенное в подвале многоквартирного дома.
Ответчик Патрушев Д.А. в судебном заседании заявленные требования не признал. Суду пояснил, что собственником жилого помещения в <адрес> в г. Омске он не является, однако ключ от подвала у него имеется. Собственники квартир в многоквартирном <адрес> в г. Омске зарегистрировали право собственности на земельный участок под домом и на места общего пользования. Собственники квартир много лет несут бремя содержания общего имущества в полном объеме, тогда как истец каких-либо расходов на содержание подвала не несет. Сведения о регистрации подвального помещения как защитного сооружения гражданской обороны отсутствуют, как и отсутствует договор о правах и обязанностях в отношении объекта и имущества гражданской обороны. По сведениям БТИ подвальное помещение жилого дома проинвентаризовано как обычное подвальное помещение. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 такого типа защитного сооружения гражданской обороны как «бомбоубежище» не существует. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 объекты гражданской обороны относятся исключительно к федеральной собственности. Таким образом, защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в здании жилого дома должно находиться на балансе Росимущества, однако в реестре федерального имущества данный объект не значится. Истцом не представлены документы, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к защитному сооружению гражданской обороны поскольку истцом не были представлены доказательства исполнения установленных законом обязанностей по содержанию защитного сооружения гражданской обороны в мирное время и постоянной готовности помещения и оборудования к использованию. В подвале дома никогда не было и нет защитного сооружения гражданской обороны как в целом так и его элементов. У истца какие либо права на подвальное помещение отсутствуют, как и отсутствуют полномочия и обязанности по содержанию имущества. Департаментом имущественных отношений представлен перечень защитных сооружений, но адрес <адрес> в г. Омске в этом перечне отсутствует. Считает, что основания для удовлетворения требований отсутствуют, просил отказать.
Представитель третьего лица Администрации города Омска, привлеченного судом к участию в деле – Сметнев С.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что убежище было введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, в настоящее собственником убежища является Департамент имущественных отношений, а Отдел гражданской защиты управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям дает методические указания по защитным сооружениям. Последний раз осмотр убежища проводили в ДД.ММ.ГГГГ году.
Третье лицо Патрушева О.К. в судебном заседании пояснила, что является собственником <адрес> в г. Омске. Считает, что основания для предоставления доступа в подвал их дома Департаменту имущественных отношений отсутствуют, не было представлено документов, что является собственником подвала. Пользование общим имуществом происходит на основании решения общего собрания, а решение относительно использования подвала дома ими не принималось.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Положению «О департаменте имущественных отношений администрации города Омска», утвержденному решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452, департамент распоряжается земельными участками, расположенными на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена; в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества города Омска; управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности города Омска способами, предусмотренными действующим законодательством, в пределах своей компетенции.
Таким образом, департамент является уполномоченным органом исполнительной власти города Омска, осуществляющим полномочия в сфере учета, управления, распоряжения и использования муниципальной собственности города Омска.
Статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В судебном заседании установлено, распоряжением от 08.12.2009 № 14180-р Департамента имущественных отношений Администрации города Омска объект соцкультбыта, находящийся на балансе <данные изъяты> - помещение защитного сооружение №, общей площадью № кв.м., находящееся в подвале жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> включено в реестр муниципальной казны города Омска.
Согласно выписке из Реестра муниципального имущества города Омска от ДД.ММ.ГГГГ защитное сооружение № (бомбоубежище), расположенное по адресу: Омская область, г. Омск, Советский АО, <адрес>, подвал, площадью № кв.м. принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области. Документ-основание: от ДД.ММ.ГГГГ № Распоряжение территориального агентства по Омской области Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом «О передаче объектов соцкультбыта, находящийся на балансе <данные изъяты>» в муниципальную собственность» (л.д.10)
ДД.ММ.ГГГГ осуществлен комиссионный выезд по адресу: <адрес>, составлен акт обследования, из которого усматривается, в результате обследования объекта недвижимости: защитное сооружение гражданской обороны № зарегистрированного в реестре муниципального имущества города Омска за №, расположенное в подвале многоквартирного дома по адресу: <адрес> установлено, что доступ в помещение ограничен, на двери, ведущей в помещение ЗС ГО навесной замок. По словам <данные изъяты> Скворцовой Л.Н. доступ к помещению имеет собственник квартиры № Патрушев Д.А., который при обследовании присутствовать отказался, ключ от замка для обследования помещения ЗС ГО не предоставил, что не позволило комиссии на законных основаниях попасть в муниципальную собственность (л.д.14-15)
Аналогичные акты об отсутствии доступа к защитному сооружению гражданской обороны № расположенному в подвале жилого <адрес> в г. Омске были составлены комиссией ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13) и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4).
Поскольку доступ к защитному сооружению гражданской обороны проходит через подвал многоквартирного дома и предоставлен не был, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в суд с требованием о возложении на Патрушева Д.А. обязанности предоставить доступ в подвал многоквартирного <адрес> в г. Омске.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст.301 ГК РФ).
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикация) является вещно-правовым способом защиты права собственности.
Как разъяснено в пункте 32 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
Кроме того, в пункте 36 указанного Постановления Пленумов разъяснено, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Соответственно, с помощью виндикационного иска может быть истребовано индивидуально определенное имущество (вещь), имеющееся у незаконного владельца в натуре.
По делу об истребовании имущества из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на индивидуально определенное имущество; наличие спорного имущества в натуре и нахождение его у ответчика; незаконность владения ответчиком спорным имуществом; отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.
В случае недоказанности хотя бы одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения не подлежит удовлетворению.
Патрушевым Д.А. факт владения защитным сооружением гражданской обороны отрицается.
Таким образом, обязанность по предоставлению доказательств принадлежности индивидуально-определенного имущества, а также нахождение его в незаконным владении другого лица является процессуальной обязанностью истца.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из кадастрового паспорта земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Советский АО, <адрес>. На земельном участке расположен многоквартирный жилой дом №. Правообладателями земельного участка в размере доли пропорциональной размеру общей площади помещения, с ДД.ММ.ГГГГ являются собственники помещений многоквартирного дома.
В судебном заседании достоверно установлено что, Патрушев Д.А. собственником жилого помещения в <адрес> в г.Омске не является.
В нарушение ст.56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих фактическое использование убежища Патрушевым Д.А., стороной истца в материалы дела не представлено. Тот факт, что замки на двери в подвал установлены ответчиком носит предположительный характер и ничем не подтвержден.
Поскольку доказательств заявленных требований стороной истца представлено не было, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд считает необходимым указать следующее.
Согласно инвентаризационной карточке защитного сооружения гражданской обороны (инвентарный №), ЗС ГО расположен по адресу: <адрес>; форма собственности муниципальная; находится на балансе Муниципального образования городской округ город Омск.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска на убежище № адрес: <адрес> заполнен паспорт защитного сооружения.
Таким образом, спорное помещение, являясь частью подвала жилого дома ДД.ММ.ГГГГ года постройки, представляет собой защитное сооружение гражданской обороны - убежище, принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно ст.6 Закона № 28-ФЗ определение порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (п.1.1. ст.11 Закона № 28-ФЗ), им является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п.12 Постановления № 1309 создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов.
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (п.13 Постановления № 1309).
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в силу пункта 14 Постановления № 1309 принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
На момент разграничения Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» государственной собственности на федеральную, муниципальную и собственность субъектов Российской Федерации названный жилой дом и расположенное в нем убежище находились в ведении муниципального образования городской округ город Омск.
Согласно пункту 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению N 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1- 3 прямо не указаны.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Так, статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Следовательно, убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к Постановлению № 3020-1.
Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к Постановлению № 3020-1.
Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к Постановлению № 3020-1 не упомянуты.
Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 и подпунктом "г" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что субъекты Федерации наделены полномочиями по решению вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, для чего могут иметь в собственности необходимое имущество, включая защитные сооружения.
Положения Федерального закона № 184-ФЗ, определяющие полномочия субъектов Федерации, позволяют им иметь в собственности защитные сооружения, но не изменяют порядка передачи из федеральной собственности тех сооружений, которые созданы до вступления этого Закона в силу.
При проведении инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны инв. №, ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, комиссия пришла к выводу, что ЗС ГО не готово к приему укрываемых, подлежит списанию.
ДД.ММ.ГГГГ также составлен акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) инв. №, согласно которому, убежище по адресу: <адрес>, принято эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, балансодержатель Муниципальное образование городской округ город Омск. Общее состояние убежища неудовлетворительное, инженерные системы отсутствуют, не соответствует ИТМ. Убежище к приему укрываемых «не готово». В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1994 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне; для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно опасных и ядерно опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций. На данном объекте такая категория укрываемых отсутствует. Дальнейшее восстановление, обеспечение сохранности и его использование нецелесообразно. Комиссия пришла к выводу: отсутствует потребность в ЗС ГО для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства РФ, а также отсутствуют организации, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение. Предложено снять с учета.
Как пояснил в судебном заседании представитель третьего лица в настоящее время документы относительно защитного сооружения направлены в <адрес> для оформления.
Несмотря на то, что спорный объект относится по указанным документам к муниципальной собственности, истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.
Руководствуясь ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к Патрушеву Д. А. о возложении обязанности предоставить доступ отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27 декабря 2021 года
Решение в законную силу не вступило.