Производство №5-100/2023
Дело (УИД): 49RS0005-01-2023-000761-27
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 октября 2023 года пос. Сеймчан
Судья Среднеканского районного суда Магаданской области Жамсуева В.С., при секретаре Иващенко И.В.,
с участием защитника – Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Среднеканского районного суда по адресу: <адрес>, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица
Администрации Среднеканского городского округа, ИНН 4904002009, ОГРН 1024900703409, юридический адрес: <адрес>, ранее привлекавшейся к административной ответственности по ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
защитнику Б., права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, разъяснены и понятны, отводов судье и ходатайств не заявлено,
УСТАНОВИЛА:
В период с ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Среднеканского района по пожарному надзору в ходе внеплановой проверки выполнения Администрацией Среднеканского городского округа предписания от ДД.ММ.ГГГГ N 4/3 установлено, что 1-2 данного предписания выполнены не были исполнены; а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Защитник Б. в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения, поскольку действиях Администрации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, а требования административного органа основаны на недопустимых доказательствах.
Указал, что в протоколе административном органом неверно определена дата совершения административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ, тогда как датой совершения административного правонарушения является день, следующий за днем истечения срока предписания, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Отмечает, что выданное административным органом предписание является незаконным и неисполнимым.
Ссылаясь на факт передачи МУП «Сеймчантеплосеть» полномочий по содержанию и обслуживанию водопроводных сетей, неотъемлемой частью которой являются пожарные гидранты, полагает, что обязанность по проведению соответствующих проверок, заключение договоров на обслуживание пожарных гидрантов, оплату работ подлежит возложению на МУП «Сеймчантеплосеть».
Полагает, что требование провести проверку водоотдачи незаконно, поскольку оно подлежит проверке дважды в год.
Отмечает, Правила противопожарного режима не предусматривают привлечение сторонних организаций для проверки водоотдачи, в том числе лицензированные.
Указывает, что в предписании не указаны конкретные адреса и место расположение земельных участков на которых административным органом установлена недостаточность количества наружного противопожарного водоснабжения, требования не конкретизированы, не проанализирована техническая возможность их технической установки, также установлены заведомо неисполнимые сроки (с учетом изыскания дополнительных, не предусмотренных в бюджете средств, длительности конкурсных процедур, территориальной удаленности района).
Пояснила, что решением Среднеканского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Среднеканского района на Администрацию судом возложена обязанность установить 3 гидранта в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагает, что решение суда имеет преюдициальное значение по настоящему делу. Полагает, что административный орган не вправе требовать установку дополнительных источников противопожарного водоснабжения до истечения срока установленного судом.
Представитель административного органа Ц. в судебное заседание не явился, представил письменное возражение на отзыв Администрации. Ц. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ настаивал на привлечении Администрации к административной ответственности.
В соответствии с положениями п.4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Выслушав пояснения представителя административного органа, защитника, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.
Согласно ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.12 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Требованиями статьи 34 указанного Федерального закона предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу статьи 37 указанного Федерального закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с пунктом 1 Правил противопожарного режима РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 (далее – Правила) Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу п.п.3, 8, 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа относится к вопросу местного значения городского округа. К вопросам местного значения городского округа относится также обеспечение первичных мер пожарной безопасности и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно ст.ст. 1, 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Статьями 10, 38 названного закона также предусмотрено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.
Как следует из представленных суду материалов, в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения начальника ОНД и ПР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N4, составлен акт проверки N № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлены нарушения обязательных мер пожарной безопасности, в том числе:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Копия акта получена законным представителем Администрации ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведенной проверки Администрации Среднеканского городского округа выдано ДД.ММ.ГГГГ предписание №, согласно пунктам 1-2 которого указано на необходимость устранения выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В целях контроля исполнения вышеуказанного предписания и на основании распоряжения начальника УЕД и ПР ГУ МЧС России по Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ №-В проведена внеплановая, выездная проверка в отношении Администрации Среднеканского муниципального округа в период с 18 по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе указанной проверки выявлен факт невыполнения п. 1, 2 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт совершения и вина Администрации Среднеканского городского округа в невыполнении в срок законного предписания подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, согласно которому в ходе внеплановой проверки выполнения Администрацией Среднеканского городского округа предписания от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Среднеканского района по пожарному надзору установлен факт неисполнения Администрацией п. 1, 2 предписания;
- актом проверки Администрации Среднеканского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, в результате которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности;
- предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на Администрацию Среднеканского муниципального округа возложена обязанность устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки;
- распоряжениями о проведении внеплановых, выездных проверок Администрации Среднеканского городского округа;
- актом проверки Администрации Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлен факт неисполнения Администрацией п. 1, 2 предписания;
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, в которой приведены полные сведения об Администрации Среднеканского муниципального округа, как о юридическом лице.
Из материалов дела усматривается, что проверка проведена уполномоченным должностным лицом в отношении надлежащего лица.
Протокол об административном правонарушении и другие процессуальные документы составлены в каждом случае в соответствии с требованиями КоАП РФ уполномоченным должностным лицом. Оснований сомневаться в достоверности данных сведений не имеется.
Ошибочно указанная в протоколе об административном правонарушении дата совершения Администрацией административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ в рассматриваемом случае не может являться существенным недостатком данного протокола, поскольку в протоколе верно указан срок, до которого Администрация была обязана устранить недостатки согласно предписанию.
Оценив собранные по данному делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к убеждению, что представленные по делу доказательства, законны, последовательны, непротиворечивы, представляют единую картину административного правонарушения и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Существенные нарушения порядка составления протокола об административном правонарушении, влекущие его недействительность, при рассмотрении настоящего дела не установлены.
Оценивая законность выданного предписания суд приходит к выводу о правомерности требования предписания, вынесенного уполномоченным должностным лицом в пределах своей компетенции и соответствует законодательству.
Из материалов дела усматривается, что Администрацией законность выданного должностным лицом предписания не оспаривались.
Какие-либо сведения, подтверждающие принятие Администрацией достаточных и необходимых мер, направленных на устранение выявленных нарушений, в материалах дела не содержатся, сторонами не представлены и при рассмотрении дела не установлены.
Вопреки доводам защитника, факт передачи факт передачи сетей водоснабжения в хозяйственное ведение МУП "Сеймчантеплосеть" не освобождает администрацию от обязанности по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в части расстановки пожарных гидрантов в пределах предоставленных ей полномочий.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится наряду с иными, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (статья 19 Федерального закона N 69-ФЗ).
Администрацией не оспаривается тот факт, что наружные водопроводные сети являются собственностью муниципального образования Среднеканский муниципальный округ.
Наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами относятся к источникам наружного противопожарного водоснабжения, что следует из п. 1 ч. 2 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ.
В соответствии со ст.ст. 126, 127 данного закона пожарное оборудование (в том числе – пожарные гидранты) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения
Часть 4 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ устанавливает, что в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 м3, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Довод защитника на достаточность актов проверки пожарных гидрантов, пописанных командиром отделения караула № ПЧ-17 ГПС для проверки технического состояния проверка работоспособности наружных пожарных гидрантов не может быть принят судом, поскольку Администрацией не организована проверка работоспособности наружных пожарных гидрантов с составлением соответствующих актов специализированной организацией, имеющей лицензию на техническое обслуживание наружного противопожарного водоснабжения
Проверка технического состояния означенных сетей без соблюдения лицензионных требований не позволяет убедиться в надлежащем техническом состоянии объекта, так как обусловлена обязательным техническим обслуживанием в порядке, установленном Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"
Ссылка защитника на решение Среднеканского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принята судом во внимание, поскольку указанное решение не вступило в законную силу. Кроме того, решение суда вынесено после истечения сроков исполнения вышеуказанного представления административного органа.
Тот факт, что в предписании не указаны конкретные адреса и месторасположение земельных участков, на которых необходимо обеспечение достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения, не может служить основанием для освобождения Администрации от административной ответственности.
Невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей. Орган местного самоуправления вправе помимо создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснастить территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем
При этом материалы дела позволяют сделать вывод о том, что администрацией своевременно не вносилось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления в области пожарной безопасности. Документов, которые могли бы свидетельствовать об обратном, не имеется.
Как следует из протокола об административном правонарушении, указанные выше действия Администрации были квалифицированы по части 3 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкцией этой нормы предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 70 000 до 80 000 рублей.
Согласно части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 данной статьи. Санкцией этой нормы предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 150 000 до 200 000 рублей.
Таким образом, квалифицировать административное правонарушение по части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях можно в случае, если оно совершено в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания по части 12 или 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из постановления судьи Среднеканского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Среднеканского городского округа привлечена к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ. Решением Магаданского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление судьи Среднеканского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица оставлено без изменения.
В соответствии с положениями Закона Магаданской области от 14 марта 2022 года № 2682-ОЗ "О преобразовании муниципального образования "Среднеканский городской округ" в связи с наделением его статусом муниципального округа" муниципальное образование "Среднеканский городской округ" преобразовано, наделено статусом муниципального округа, для его обозначения пользуется наименование "Среднеканский муниципальный округ Магаданской области".
Абзацем 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При таких обстоятельствах действия Администрации не могут быть переквалифицированы с части 12 статьи 19.5 Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 14 статьи 19.5 названного Кодекса, поскольку переквалификация и соответственно более суровое наказание ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
С учётом изложенного, суд квалифицирует бездействие Администрации Среднеканского городского округа по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность Администрации, не установлено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ суд признает обстоятельством, отягчающим административную ответственность, повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 указанного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения
Обстоятельства, исключающие в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ производство по данному делу, отсутствуют.
Согласно ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ
Также суд не находит оснований для признания данного правонарушения малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ.
Применение положений ч.3.2. и ч.3.3. ст.4.1 КоАП РФ также исключается, поскольку размер минимального административного штрафа для юридических лиц составляет менее ста тысяч рублей
При назначении наказания учитываются характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие оснований для освобождения юридического лица от административного наказания, прихожу к выводу о необходимости назначения администрации наказания в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
Признать юридическое лицо – Администрацию Среднеканского городского округа виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.
<данные изъяты>
Разъяснить Администрации Среднеканского муниципального округа, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса.
Платежный документ об уплате штрафа предоставить в суд.
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежным агентом».
Неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, административный арест либо обязательные работы.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Магаданского областного суда лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, путем подачи жалобы через Среднеканский районный либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья В.С. Жамсуева