Дело №2-134/2024
УИД 67RS0020-01-2024-000111-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2024 года г.Рудня Смоленская область
Руднянский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего (судьи) Кузьмина В.А.,
при секретаре Лукьяновой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Руднянского района Смоленской области к Министерству здравоохранения Смоленской области, ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Руднянского района Смоленской области, уточнив исковые требования (л.д.210-220), обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Смоленской области, ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ» о понуждении к совершению действий и в обосновании своих доводов указав следующее. В соответствии с Приказом и.о. главного врача № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры областного бюджетного учреждения здравоохранения «Руднянская центральная районная больница» в структуру ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ» в том числе входят фельдшерско-акушерские пункты: Шубковский, Привольский. Медицинская деятельность подразделений фельдшерско-акушерских пунктов (далее – ФАП) ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ» осуществляется в соответствии с лицензией от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Департаментом Смоленской области по здравоохранению. Фельдшерско-акушерский пункт в д. Приволье Руднянского района расположен по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д. Приволье, ул. Луговая, д.2, фельдшерско-акушерский пункт в д. Шубки Руднянского района расположен по адресу: Смоленская область, Руднянский районн, д. Шубки, указанные ФАП нуждаются в проведении капитального и текущего ремонта. В целях реализации национального проекта «Здравоохранение» и федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», входящего в национальный проект «Здравоохранение», Постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2013 № 983 «Об утверждении областной государственной программы «Развитие здравоохранения в Смоленской области» утвержден региональный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (срок реализации 2022-2024 год), так основными приоритетами государственной политики в сфере здравоохранения являются обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год; оптимизации работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращении времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощении процедуры записи на прием к врачу; формировании защиты прав пациентов. В нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства дефекты отделки помещений, обшивки зданий, замена кровли в Привольском и Шубковском ФАПах не устранены. Степень повреждений в ФАПах требует проведения капитального и текущего ремонта. Несоблюдение требований санитарных норм и правил ставит под угрозу жизни и здоровья граждан, работников ФАПов, негативно сказываются на качестве и своевременности оказания медицинской помощи, а также создают угрозу сохранности государственного имущества и негативным образом влияют на эффективность его использования. Согласно Уставу ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ», учредителем и собственником имущества Учреждения является субъект Российской Федерации - Смоленская область, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Департамент Смоленской области по здравоохранению. Постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 № 13 Департамент Смоленской области по здравоохранению переименован в Министерство здравоохранения Смоленской области, утверждено Положение о Министерстве. В силу п.п.2.1, 2.2 Положения о Министерстве здравоохранения Смоленской области одними из основных задач Министерства являются решение вопросов организации медицинской помощи населению, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. С целью реализации мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных учреждений подпрограммы «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации» областной государственной программы «Развитие здравоохранения в Смоленской области», утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2013 № 983 (с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации Смоленской области от 20.04.2023 № 186, вступили в силу с 20.04.2023), учреждениям здравоохранения, подведомственным Министерству, ежегодно выделяются средства на укрепление материально-технической базы учреждений.
На основании вышеизложенного истец просит суд обязать Министерство здравоохранения Смоленской области выделить денежные средства на проведение капитального ремонта Привольского фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д. Приволье, ул. Луговая, д.2, а именно: на замену обшивки наружных стен здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 109,6 м?, замене кровли здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 93,8м?, на проведение текущего ремонта цокольной части (заделка мест с выкрашиванием бута из тела цоколя), внутренней косметической отделки стен, потолков, окраску окон, восстановление отдельными местами оконной фурнитуры и мелкого ремонта дверных полотен, перекладки дымохода печи, ремонту печного литья, полного переустройства крыльца, в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Министерство здравоохранения Смоленской области выделить денежные средства на проведение капитального ремонта Шубковского фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д. Шубки, ул. Луговая, д.8, а именно: на замену кровли здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 85,2м?, на проведение текущего ремонту цоколя (частично), замену части загнивающих конструкций щитовых стен, ремонту полов пристройки и частичной замене обшивки стен деревянной рейки, в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Областное государственное учреждение здравоохранения «Руднянская центральная районная больница» в течении шести месяцев после поступления финансирования из Министерства здравоохранения Смоленской области, произвести капитальный ремонт обшивки наружных стен здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 109,6 м?, произвести замену кровли здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 93,8м? в Привольском фельдшерско-акушерском пункте по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д. Приволье, ул. Луговая, д.2; произвести замену кровли здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 85,2м? в Шубковском фельдшерско-акушерском пункте по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д. Шубки, ул. Луговая, д.8. Обязать Областное государственное учреждение здравоохранения «Руднянская центральная районная больница» в течении трех месяцев после поступления финансирования из Министерства здравоохранения Смоленской области произвести текущий ремонт цокольной части (заделка мест с выкрашиванием бута из тела цоколя), провести внутреннюю косметическую отделку стен, окраску окон, восстановление отдельных мест оконной фурнитуры и мелкий ремонт дверных полотен, переложить дымоход печи, осуществить ремонт печного литья, полностью переустроить крыльцо Привольского фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д. Приволье, ул. Луговая, д.2; произвести частичный ремонт цоколя, заменить части загнивающих конструкций щитовых стен, произвести ремонт полов пристройки и частично заменить обшивку стен деревянной рейки в Шубковском фельдшерско-акушерском пункте по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д. Шубки, ул. Луговая, д.8.
В судебном заседании помощник прокурора Руднянского района Смоленской области К уточненные исковые требования поддержала, обосновав их изложенными в иске обстоятельствами.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Смоленской области А исковые требования не признала, поддержав письменные возражения на исковое заявление, указав, что обязанность по ведению текущего ремонта законом возложена на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Смоленской области.
Из письменных возражений представителя Министерства здравоохранения Смоленской области следует, что ОГУБЗ «Руднянская ЦРБ» при отсутствии денежных средств на проведение мероприятий по приведению отделения в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами до настоящего времени не обратилось в Министерство с надлежаще оформленной заявкой о финансировании данных мероприятий. Отсутствуют сведения об обращении учреждения в ТФОМС за дополнительными денежными средствами с целью проведения текущего ремонта. Таким образом, возложение обязанностей на принятие мер по устранению допущенных нарушений в Учреждении именно на Министерство неправомерно. С 01.01.2011 Учреждение включено в перечень медицинских организаций, переводимых на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования, соответственно с 01.01.2011 расходы по содержанию Учреждения осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования. Объем бюджетных расходов на содержание областных государственных бюджетных учреждений здравоохранения утвержден с предельным дефицитом и не обеспечивает всех потребностей учреждений здравоохранения в финансовых средствах в полном объеме. Субсидии на текущие и капитальные ремонты зданий и сооружений будут выделены Министерству только в 2025 году при отражении данной потребности в прогнозном плане бюджета области. Обязанность по проведению текущего ремонта ФАПов должна быть возложена на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Смоленской области (л.д.67-70, 200-201, 224-227).
Представитель ответчика ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ» П исковые требования признал, однако указав, что испрашиваемый истцом срок выполнения работ в 3 месяца является чрезвычайно маленьким и нереальным к исполнению с учетом необходимости выполнения комплекса мероприятий, требующих значительных временных затрат. Заявки на ремонт указанный ФАП в Министерство здравоохранения Смоленской области по установленной форме не направлялись по причине отсутствия денежных средств для составления сметы необходимых работ.
Представитель ответчика Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Смоленской области образом извещен о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в сове отсутствие, представил письменное возражение на исковое заявление, указав следующее. ТФОМС перечисляет средства в ОМС в страховую медицинскую организацию по подушевым нормативам, которая в свою очередь осуществляет оплату оказанной медицинской помощи в медицинские организации на основании заключенного между сторонами договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Данный договор является типовым и его форма утверждена приказом Минздрава России от 30.12.2020 №1417н. В соответствии с вышеуказанным договором медицинская организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования по установленным тарифам на основании реестров оказанных медицинских услуг. ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ» получает средства ОМС за оказанную застрахованным гражданам медицинскую помощь от страховых медицинских организаций. ТФОМС Смоленской области, в свою очередь, осуществляет контроль за своевременным и полным перечислением страховыми медицинскими организациями средств ОМС медицинским организациям за оказанные ими медицинские услуги. Медицинская организация являясь областным государственным бюджетным учреждением и руководствуясь бюджетным законодательством РФ, расходует средства, поступившие за счет всех источников (средства ОМС, бюджетные средства, средства от приносящей доход деятельности), в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, который составляется и утверждается в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (Министерство здравоохранения Смоленской области) и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Смоленской области. Таким образом, медицинская организация вправе осуществлять любые расходы, предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности за счет всех источников, в том числе и за счет средств ОМС, при условии, что они включены в структуру тарифа. За счет средств ОМС оплачивается только медицинская помощь, оказываемая в соответствии с территориальной программой ОМС. Бюджетом Территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области выделение субсидий на проведение ремонта не предусмотрено, в связи с чем Территориальный фонд обязательного медицинского страхования является ненадлежащим ответчиком (л.д.178-179).
Представитель третьего лица Министерства финансов Смоленской области образом извещен о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в сове отсутствие.
В силу ч.4,5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав представителей истца, ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон №52-ФЗ) определено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч.1,3 ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи.
В силу ч.5 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент имеет право, в том числе, на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее - СП 2.1.3678-20).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Привольский ФАП и Шубковский ФАП является структурным подразделением медицинской организации - ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ». Фельдшерско-акушерский пункт организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, вакцинации, реализации лекарственных препаратов, что следует из Приказа об организации медицинской помощи жителям села по ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.10-14).
Согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ здание ФАП по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д.Шубки, передано в оперативное управление ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ» (л.д.15).
Согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ здание ФАП по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д.Приволье, передано в оперативное управление ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ» (л.д.21).
Прокуратурой Руднянского района Смоленской области совместно с представителем территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Смоленской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства, в ходе которой установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
По результатам проверки Шубковского ФАП установлено, что в кабинете приема не установлен умывальник с подводкой горячей воды и холодной воды в нарушении п.4.4.5 СП 2.1.3678-20, печь размещена в процедурном кабинете, что нарушает санитарно-противоэпидемический режим при проведении манипуляций, связанных с нарушением целостности кожных покровов так как невозможно провести уборку источника тепла с применением моющих и дезинфицирующих растворов в нарушении п.п.4.5, 4.5.1 СП 2.1.3678-20, в процедурном кабинете и кабинете приема отделка стен, потолка не предусматривает проведение влажной уборки и дезинфекции (нарушено покрытие стен, потолка) в нарушении п.п.2.7, 4.3.3 СП 2.1.3678-20, в кабинете приема, процедурном кабинете в наличии приспособленная (не медицинская) мебель, выполненная из материалов, неустойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств в нарушении п.4.7 СП 2.1.3678-20, надворный туалет не оборудован выгребным септиком с последующим вывозом на сооружения очистки сточных вод в нарушении п.4.27.3 СП 2.1.3678-20. Проведение проверки в Привольском ФАП невозможно в связи с отсутствием доступа в помещение ФАПа. (л.д.28-33).
Согласно акту осмотра помещений Привольского ФАПа представителем прокуратуры Руднянского района установлено, что в ФАПе прогнили полы, нарушены целостность крыши, отопление печное, печь в полуразрушенном состоянии, потолочное покрытие со следами от протечки крыши, имеется плесень, отошло крыльцо. В процедурном кабинете и кабинете приема отделка стен, потолка не предусматривает проведение влажной уборки и дезинфекции (нарушено покрытие стен, потолка) в нарушении п.п.2.7, 4.3.3 СП 2.1.3678-20 (л.д.34).
Из справки ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ» от 09 февраля 2024 г. следует, что Привольский ФАП нуждается в текущем ремонте, денежные средства на ремонт данного помещения отсутствуют, ремонт запланирован на второе полугодие 2024 года при поступлении денежных средств (л.д.36).
Согласно ответа на запрос ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ» не обращалось в Министерство здравоохранения Смоленской области и ТФОМС с заявлением о финансировании текущего (капитального) ремонта ФАП в д.Приволье и д.Шубки Руднянского района (л.д.189).
Согласно выводов заключения эксперта от 05 июня 2024 г. Приволський ФАП нуждается в капитальном ремонте, которым следует предусмотреть: замену обшивки наружных стен здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 109,6 кв.м., замену кровли здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 93,8кв.м. Работы по ремонту внутренней отделке помещений, ремонту крыльца, ремонту дымохода отопительной печи относятся к текущему ремонту. Шубковский ФАП нуждается в капитальном ремонте, которым следует предусмотреть: замену кровли здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 85,2 кв.м. Работы по частичному ремонту цоколя, замене части загнивающих конструкций щитовых стен, ремонту полов пристройки и частичной замене обшивки стен деревянной рейкой относятся к текущему ремонту (л.д.79-148).
Суд признает данное заключение относимым и допустимым доказательством, поскольку оно является ясным, полным, экспертиза проведена и заключение составлено квалифицированным экспертом, имеющим специальное образование в исследуемой области. Перед началом проведения экспертизы, экспертам разъяснены права и обязанности, также эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. Выводы экспертов полные и мотивированные, носят категоричный характер, с оценкой научной обоснованности сделанного заключения, в связи с чем, оснований сомневаться либо не доверять выводам экспертов у суда оснований не имеется. Фактически данные выводы экспертизы ничем по делу не опровергнуты.
Согласно Уставу ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ», учредителем и собственником имущества Учреждения является субъект Российской Федерации - Смоленская область, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Департамент Смоленской области по здравоохранению (л.д.38-47).
Постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 № 13 Департамент Смоленской области по здравоохранению переименован в Министерство здравоохранения Смоленской области, утверждено Положение о Министерстве (л.д.48-51).
В силу п.п.2.1, 2.2 Положения о Министерстве здравоохранения Смоленской области одними из основных задач Министерства являются решение вопросов организации медицинской помощи населению, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь
Проанализировав представленные сторонами доказательства в совокупности с приведенными выше нормами законов, положениями Устава ЦРБ и Мингистрества здравоохранения, требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 и установив, что Руднянской ЦРБ не выполняются установленные для медицинских организаций санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.1.3.2630 в части эксплуатации помещений больницы и обеспечения надлежащих условий для медицинского персонала и пациентов, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора и возложения на ЦРБ обязанности по выполнению мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Установив, что занимаемые ЦРБ помещения принадлежат субъекту Российской Федерации - Смоленской области, а финансирование деятельности больницы осуществляется за счет средств областного бюджета, при этом, исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории области возложены на Министерство здравоохранения Смоленской области, суд считает необходимым возложить на данного ответчика, как главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, обязанность по выделению денежных средств ЦРБ для осуществления ремонта.
Суд находит необоснованными доводы представителя ответчика Министерства здравоохранения Смоленской области о необходимости возложения обязанности по финансированию текущего ремонта на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Смоленской области по следующим основаниям.
Статьей 9 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1.2, п. 1.4, п. 3.5 Устава ЦРБ, учреждение - некоммерческая организация, учредителем и собственником имущества которой является субъект Российской Федерации - Смоленская область. Финансирование деятельности ЦРБ осуществляется из областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с п. 3.6 Устава, источниками формирования имущества ЦРБ в денежной и иных формах также являются: средства областного бюджета; добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц; средства государственных внебюджетных фондов; средства, получаемые от платных услуг и иной приносящей доход деятельности; средства, получаемые из других, не запрещенных законом, источников.
Полномочия и функции учредителя от имени Смоленской области осуществляет Министерство здравоохранения Смоленской области, финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из бюджета Смоленской области.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона №7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2). Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п. 3).
Согласно п. 6 ст. 9.2 данного Закона, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Следовательно, одной из характеристик бюджетного учреждения, как юридического лица, является то, что его деятельность финансируется за счет бюджетных средств, и такое финансирование должно обеспечивать потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе и в части надлежащего состояния имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.
Постановлением Правительства Смоленской области №13 от 10.10.2024 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Смоленской области (далее - Положение).
В соответствии с п. 1.1 Положения, Министерство здравоохранения Смоленской области является исполнительным органом Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области. Министерство является специально уполномоченным государственным органом Смоленской области по осуществлению переданных Смоленской области отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими исполнительными органами Смоленской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Смоленской области, иными органами и организациями (п. 1.3 Положения).
Финансирование Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета, а в части осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданных Смоленской области, - за счет субвенций из федерального бюджета (п. 1.4 Положения).
На основании п. 3.3.4 Положения, Министерство осуществляет функции государственного заказчика по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд Смоленской области.
Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций (п. 3.3.13 Положения).
В соответствии с п.4 ст.154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
На основании ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания (подп. 5, 6, 9 ст. 1).
Таким образом, Министерство, как главный распорядитель и получатель средств областного бюджета Смоленской области, в соответствии со ст. 158 БК РФ является органом, несущим ответственность за выделение и направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.
В ст. 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Таким образом, Министерство по отношению к подведомственной ЦРБ является главным распорядителем средств областного бюджета в соответствующей сфере его деятельности и компетенции, в связи с чем, обязан обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ЦРБ в целях надлежащего содержания и при необходимости ремонта зданий больницы в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
Постановлением Администрации Смоленской области №194 от 29.03.2021 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели областным государственным бюджетным учреждениям и областным государственным автономным учреждениям (далее - Порядок), пунктом 1 которого установлены правила определения объема и условия предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели областным государственным бюджетным учреждениям и областным государственным автономным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Смоленской области осуществляет функции и полномочия учредителя (далее соответственно - субсидии, учреждения).
Пунктом 3.19 Порядка установлено проведение текущих и капитальных ремонтов зданий и сооружений учреждений. Размер субсидий определяется как сумма необходимых затрат, указанных в локальном сметном расчете, составленном с учетом стоимости товаров, работ и услуг, определенной методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Результатом предоставления субсидий является количество проведенных ремонтов зданий и сооружений учреждений (единиц).
Согласно п.4 Порядка для получения субсидий учреждения представляют в Министерство здравоохранения Смоленской области: пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости осуществления расходов со ссылкой на нормативные правовые акты, если осуществление указанных расходов требуется в целях реализации положений указанных актов; перечень объектов, подлежащих ремонту, акт обследования таких объектов и дефектную ведомость, локальный сметный расчет, предварительную смету расходов (в случае если целью предоставления субсидий является проведение ремонта (реставрации) (в отношении субсидий, предоставляемых на цели, указанные в подпунктах 3.4, 3.13, 3.19, 3.58, 3.71, 3.75, 3.86, 3.106 пункта 3 настоящего Порядка).
Из вышеизложенного следует, что обязанность по финансированию текущего ремонта также отнесено к полномочиям Министерства здравоохранения Смоленской области, имущественная ответственность ЦРБ по своим обязательствам не освобождает Министерство здравоохранения Смоленской области как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности подведомственного ему учреждения.
Суд также находит несостоятельным довод представителя Министерства здравоохранения Смоленской области о возложении обязанности по ремонту ФАПов на ТФОМС со ссылкой на Постановление Администрации Смоленской области от 28 января 2022 г. №25 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», по следующим основаниям.
Названная Территориальная программа устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определяет порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи (п.1).
Наличие данной Территориальной программы не противоречит п.1.3, п.1.4, п.3.3.4, 3.3.13, 3.19 Положения о Министерстве и не исключает возможность финансирования им мероприятий медицинских организаций по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, финансирование которых Программой не предусмотрено.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке исполнения решения, суд принимает во внимание длительность неисполнения ответчиками выявленных нарушений, учитывает возможности ответчика по его исполнению, сроки формирование соответствующего бюджета, сроки возможного реального исполнения решения суда, в связи с чем приходит к выводу, что достаточным сроком для исполнения решения суда, с учетом имевшегося у ответчиков времени для выполнения требований законодательства, является срок о возложении на Министерство здравоохранения обязанности по выделению в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу денежных средств, а на ОГБУЗ «Руднянская ЦРБ» - обязанности в течение шести месяцев с даты осуществления финансирования провести соответствующий ремонт.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Руднянского района Смоленской области удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Смоленской области выделить денежные средства на проведение капитального ремонта Привольского фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д. Приволье, ул. Луговая, д.2, а именно: на замену обшивки наружных стен здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 109,6 м?, замене кровли здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 93,8м?, на проведение текущего ремонта цокольной части (заделка мест с выкрашиванием бута из тела цоколя), внутренней косметической отделки стен, потолков, окраску окон, восстановление отдельными местами оконной фурнитуры и мелкого ремонта дверных полотен, перекладки дымохода печи, ремонту печного литья, полного переустройства крыльца, в течении 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство здравоохранения Смоленской области выделить денежные средства на проведение капитального ремонта Шубковского фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д. Шубки, ул. Луговая, д.8, а именно: на замену кровли здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 85,2м?, на проведение текущего ремонта цоколя (частично), замену части загнивающих конструкций щитовых стен, ремонта полов пристройки и частичной замене обшивки стен деревянной рейки, в течении 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Областное государственное учреждение здравоохранения «Руднянская центральная районная больница» в течении 6 (шести) месяцев после поступления финансирования из Министерства здравоохранения Смоленской области, произвести капитальный ремонт обшивки наружных стен здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 109,6 м?, произвести замену кровли здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 93,8м? в Привольском фельдшерско-акушерском пункте по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д. Приволье, ул. Луговая, д.2; произвести замену кровли здания и пристройки с устройством гидроизоляции в объеме 85,2м? в Шубковском фельдшерско-акушерском пункте по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д. Шубки, ул. Луговая, д.8.
Обязать Областное государственное учреждение здравоохранения «Руднянская центральная районная больница» в течении 6 (шести) месяцев после поступления финансирования из Министерства здравоохранения Смоленской области произвести текущий ремонт цокольной части (заделка мест с выкрашиванием бута из тела цоколя), провести внутреннюю косметическую отделку стен, окраску окон, восстановление отдельных мест оконной фурнитуры и мелкий ремонт дверных полотен, переложить дымоход печи, осуществить ремонт печного литья, полностью переустроить крыльцо Привольского фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д. Приволье, ул. Луговая, д.2; произвести частичный ремонт цоколя, заменить части загнивающих конструкций щитовых стен, произвести ремонт полов пристройки и частично заменить обшивку стен деревянной рейки в Шубковском фельдшерско-акушерском пункте по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д.Шубки, ул. Луговая, д.8.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.А.Кузьмин
Мотивированное решение изготовлено: 21 октября 2024 г.