Дело № 3а-101/2019
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 июля 2019 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре А.С.Наседкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ильясовой Е.А. к Министерству финансов Российской Федерации, министерству финансов Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Федеральной службе судебных приставов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, о возмещение судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Ильясова Е.А. в административном исковом заявлении, предъявленном к министерству финансов Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей, ссылаясь на то, что решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 11.07.2017 года на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить ей по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения не менее 18 кв.м. в пределах города Хабаровска. На основании исполнительного документа 21.08.2017 года возбуждено исполнительное производство, которое не окончено и не прекращено. Так как решение суда не исполняется около двух лет со дня возбуждения исполнительного производства, то она имеет право на получение компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Также просит возместить судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей и на оплату юридических услуг в размере 3000 рублей.
Определением суда от 20.05.2019 года к участию в деле привлечены: административные соответчики Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов; заинтересованное лицо Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
В суд административный истец, уведомленный о месте и времени проведения судебного заседания, не явился, просил провести судебное разбирательство в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Гусейнова А.Р. (удостоверенная нотариусом доверенность от 25.06.2019 года сроком действия три года) поддержала заявленные требования, сославших в их обоснование на те же обстоятельства, что приведены в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Мучкин А.Г. (полномочия подтверждены доверенностью от 22.08.2018 года сроком действия один год) не согласился с предъявленными требованиями. Возражая против административного иска, представитель сослался на то, что задачами министерства ЖКХ Хабаровского края являются: постановка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающихся в жилом помещение на учет; принятие решения о предоставление такими лицам жилых помещений. Распоряжением министерства ЖКХ Хабаровского края Ильясова Е.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда; в очереди по г.Хабаровску на начало 20019 года она значилась под № 546 среди такой же категории граждан, на данный момент – значится под № 540. Жилые помещения, в соответствии с Государственной программой Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года № 205-пр, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем строительства нового жилья или его покупки на аукционе. Приобретением жилья занимается министерство имущественных отношений Хабаровского края, строительство жилья осуществляет министерство строительства Хабаровского края. Министерством ЖКХ Хабаровского края 27.07.2017 года подана заявка на приобретение специализированного жилья, в том числе для Ильясовой Е.А.. В течение 2019 года в Хабаровском крае планируется обеспечить жильем 580 лиц, имеющих статус ребенка-сироты или ребенка-оставшегося без попечения родителей. Таким образом, министерство жилищно-коммунального хозяйства совершило все необходимые и возможные действия для исполнения судебного решения. В виду необеспечения административного истца жилым помещением по договору найма специализированного жилья ему субъект Российской Федерации – Хабаровский край, с мая 2017 года ежемесячно выплачивает компенсацию на возмещение расходов, которые он несет по найму жилья, в размере 10 000 рублей, которая в полной мере покрывает расходы по найму жилья общей площадью 18 кв.м..
Представитель министерства финансов Хабаровского края Ткаченко О.А. (доверенность от 19.03.2019 года сроком действия по 31.12.2020 года) в судебном заседании возражал против требований, предъявленных административным истцом, просил в их удовлетворение отказать. В своих возражениях представитель сослался на то, что в бюджете Хабаровского края запланированы расходы на строительство жилья специализированного жилищного фонда. Главными распорядителями этих средств являются министерство имущественных отношений и министерство строительства. Но объем строящего жилья на территории Хабаровского края, в том числе в городе Хабаровске, за счет средств федерального бюджета и бюджета края, не позволяет обеспечить всех лиц, включенных в число тех, кто нуждается в получение специализированного жилого помещения. Тем не менее, в бюджете Хабаровского края предусмотрены денежные средства, направляемые на компенсацию расходов, которые несут граждане, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не обеспеченные жилым помещением, на наем жилья. Отсутствие у административного истца в пользовании специализированного жилого помещения компенсируется с 30.05.2017 года выплатой денежной компенсацией в размере 10 000 рублей, которую Ильясова Е.А. получает ежемесячно, и всего с 30.05.2017 года по 31.05.2019 года ей выплачено 224 978,49 рублей. Ежемесячная выплата такой же компенсации ей назначена с 01.06.2019 года по 30.04.2020 года.
Представители Министерства финансов России, Федеральной службы судебных приставов и Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Об отложение судебного разбирательства он не просили, о причине неявки не уведомили. Суд, исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, признал причину их неявки неуважительной, и посчитал возможным провести судебное разбирательство в их отсутствие.
В письменных возражениях представитель Управления ФССП по Хабаровскому краю и ЕАО выразил не согласие с требованиями административного истца, просил в их удовлетворении отказать. Считает, что судебным приставом-исполнителем приняты все, предусмотренные федеральным законом, меры, чтобы побудить должника исполнить требования судебного акта: направлено постановление о возбуждение исполнительного производства; неоднократно устанавливался срок для добровольного исполнения судебного решения: применена санкция за неисполнение судебного акта – вынесено постановление о взимании исполнительского сбора.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, материалы гражданского дела № 2-3518/2017, материалы исполнительного производства №12218/17/27027-ИП, суд пришел к таким выводам.
Из материалов данного административного дела и гражданского дела № 2-3519/2017 следует, что решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 11.07.2017 года (вступившим в законную силу 11.08.2017 года) были удовлетворены административные исковые требования Ильясовой Е.А.. На министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить ей по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения не менее 18 кв.м. в пределах города Хабаровска.
Центральный районный суд г.Хабаровска 14.08.2017 года выдал Ильясовой Е.А исполнительный лист ФС № 018623124.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантируется право на судебную защиту, которое включает в себя и право на судопроизводство в разумный срок. Для обеспечения реализации такого права Федеральным законом от 30.04.2010 года № 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" установлен специальный способ его защиты в виде присуждения компенсации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1, частью 8 статьи 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" гражданские истцы при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Пленум Верховного Суда РФ в постановление от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснил, что при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта (пункт 40).
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления от взыскателя исполнительного листа в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 29.03.2016 года № 11).
Порядок и сроки исполнения вступивших в законную силу судебных решений регулируются нормами Гражданского процессуального кодекса РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ, Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом (статья 187 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 11.07.2017 года, принятое по иску Ильясовой Е.А., исходя из положений статьи 188 Кодекса административного судопроизводства РФ, не относится к категории решений, которые подлежат немедленному исполнению в соответствии с законом и не обращено к немедленному исполнению судом.
В постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (пункт 55) разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ или Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ.
В частях 1, 7 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. В указанные сроки не включается время: -в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением; -в течение которого исполнительное производство было приостановлено; -отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа; -со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения.
Как следует из материалов исполнительного производства №12218/17/27027-ИП, исполнительный документ ФС № 018623124 сдан взыскателем в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по исполнению особых исполнительных производств Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО 18.08.2017 года. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств по исполнению особых исполнительных производств от 21.08.2017 года возбуждено исполнительное производство, предметом исполнения которого является обязанность министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Ильясовой Е.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения не менее 18 кв.м. в пределах города Хабаровска.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и ЕАО направил в адрес должника постановление о возбуждение исполнительного производства, в котором установил пятидневный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа. Должник получил постановление 21.08.2017 года.
Материалы исполнительного производства №12218/17/27027-ИП свидетельствуют о том, что судебным приставом-исполнителем совершались исполнительные действия, направленные на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе: - неоднократно устанавливались сроки для добровольного исполнения судебного акта; было 21.12.2017 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора; неоднократно запрашивалась у должника информация о действиях, совершаемых им для исполнения судебного акта.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 18.04.2018 года постановление судебного пристава-исполнителя от 21.12.2017 года о взыскании исполнительского сбора признано законным. Но от взыскания исполнительского сбора министерство жилищно-коммунального хозяйства судом освобождено, со ссылкой на то, что должник, при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства, в рамках, возложенных на него полномочий, принял все меры для надлежащего исполнения обязательства, поэтому в его действиях отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, являющегося необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
До настоящего времени министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края судебный акт не исполнен. Совершенные должником действия по исполнению решения суда – направление 27.07.2017 года в адрес министерства строительства Хабаровского края заявки на строительство (приобретение) квартир, в том числе для Ильясовой Е.А, необходимого результата не дали. Срок исполнения судебного акта не определен.
Общая продолжительность исполнения решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 11.07.2017 года, со дня поступления исполнительного документа в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и ЕАО (18.08.2017 года) по день подачи административного искового заявления в суд (14.05.2019 года), составила 1 год 08 месяцев 27 дней.
Оценив установленные по делу обстоятельства, комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, и причины, по которым задерживается исполнение судебного акта, с учетом предмета исполнения решения суда, степени сложности исполнительного производства, суд пришел к выводу, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия должника не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Также суд учитывает, что основанием для возложения судебным актом на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности по предоставлению жилого помещения Ильясовой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения явилось то обстоятельство, что административный истец является лицом, из числа детей-сирот, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение, и должен был быть обеспечен жильем еще во второй половине 2016 году – когда достиг восемнадцатилетнего возраста, но обеспечен им не был.
Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дают суду основания для присуждения административному истцу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумные сроки.
Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства не дают суду оснований для вывода о нарушении органом, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта – службы судебных приставов, права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, не имеется.
Статьей 2 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" установлено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме. При этом размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Пунктом 1 Постановления Верховного Суда РФ от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов.
Учитывая действия должника – министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, по исполнению решения суда, продолжительность нарушения сроков исполнения судебного акта, наступившие для взыскателя последствия в виде его необеспеченности специализированным жилым помещением в установленные сроки, принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, а также исходя из принципа разумности и справедливости, суд полагает, что требуемая административным истцом сумма в размере 500 000 рублей, является чрезмерной, и определяет размер компенсации в размере 15 000 рублей.
В силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Позиция представителей министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и министерство финансов Хабаровского края о том, что Ильясова Е.А. ежемесячно получает денежную компенсацию за наем жилья, которая фактически является компенсацией за длительное не предоставление ей специализированного жилого помещения, по мнению суда не заслуживает внимания.
Согласно положениям Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.
Выплачиваемая Ильясовой Е.А. денежная компенсация за наем жилья возмещает материальные расходы, которые административный истец вынужден нести в связи с отсутствием жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, на получение которого она имеет право.
Разрешая вопрос о возмещение судебных расходов, суд руководствуется положениями статей 103, 106, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которым стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы – уплаченную государственную пошлину и судебные издержки.
Поскольку требования административного истца признаны судом обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению (в части определения размера денежной компенсации), то имеются основания для возмещения ему судебных расходов, связанных с рассмотрением данного дела.
Давая разъяснения в целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего порядок возмещения судебных расходов по административным делам, Пленум Верховного Суда РФ в постановление от 21.01.2016 года №1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" указал, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. Понесенные участниками процесса издержки подлежат возмещению при условии, что они были обусловлены их фактическим процессуальным поведением на стадии рассмотрения дела судами первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, на стадии пересмотра вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, универсальный принцип присуждения судебных расходов лицу, в пользу которого состоялось судебное решение, не исключает дифференциации правил распределения судебных расходов, которые могут иметь свою специфику, в частности в зависимости от объективных особенностей конкретных судебных процедур и лежащих в их основе материальных правоотношений.
В соответствии с порядком, установленном статьями 126, 252 Кодекса административного судопроизводства РФ, статьей 333.16, пунктом 2 части 1 статьи 333.17, пунктом 1 части 1 статьи 333.18, пунктом 15 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок административный истец – физическое лицо, обязан уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ильясова Е.А. уплатила государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером, выданным Сбербанком России 23.02.2019 года.
Определяя размер судебных расходов, подлежащих возмещению административному истцу, суд учитывает разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела». Верховный Суд указал, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В подтверждение расходов на оказание юридических услуг- составление административного искового заявления, административный истец представил квитанцию к приходному кассовому ордеру № 32 от 19.11.2018 года на сумму 3000 рублей, которая уплачена в пользу ИП Колонтаевой Н.В..
Учитывая указанные обстоятельства, и что ответчики не оспаривали заявленных к возмещению сумм, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд признает разумными расходы, понесенные истцом на оплату юридических услуг по составлению административного искового заявления в размере 3000 рублей. Такой размером судебных расходов, определенных к возмещению, обеспечивает, по мнению суда, баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, и отвечает требованиям соразмерности.
В соответствие с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Согласно Положению о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 года № 69-пр, министерство является органом исполнительной власти Хабаровского края. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти края. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства края министр жилищно-коммунального хозяйства края.
Хабаровский край имеет собственный бюджет. Органы государственной власти края обеспечивают соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации и требований, установленных федеральным и краевым законодательством к регулированию бюджетных правоотношений. Формирование, утверждение, исполнение краевого бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти края самостоятельно в соответствии с федеральным и краевым законодательством (статья 65 Устава Хабаровского края).
Согласно Положению о министерстве финансов Хабаровского края, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2018 года № 255-пр, Министерство обладает правами юридического лица. Основными его задачами являются: организация исполнения краевого бюджета, составление бюджетной отчетности об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета края. Министерство организует исполнение краевого бюджета и ведет учет операций по его исполнению.
Из изложенного следует, что решение суда по данному делу подлежит исполнению министерством финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края.
Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░», <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░