Дело № 2-3431/2019
УИД 42RS0019-01-2019-005951-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Ижболдиной Т.П.,
при секретаре Казаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 16 июля 2019 года дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральная ТЭЦ» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд с иском к ООО «Центральная ТЭЦ» о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> и <адрес> на основании письма Новокузнецкой природоохранной прокуратуры с информацией из СМИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено административное расследование в отношении ООО «Центральная ТЭЦ». В ходе расследования установлено, что ООО «Центральная ТЭЦ» осуществляет прием производственных и поверхностных сточных вод от сторонних организаций для последующего водоотведения через выпуск № в <адрес> на основе регламентированных условий сброса сточных вод. При проведении административного расследования выявлены нарушения санитарного законодательства п.п. 4.1.1, 6.12, 7.8 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»: ООО «Центральная ТЭЦ» являющийся водопользователем <адрес> (выпуск №) допускает сбор сточных вод опасных по эпидемиологическому критерию: 1) выпуск № в реку Аба: ОКБ (общие колиформные бактерии) – 6,5*102 КОЕ/100мл (норма не более 500 КОЕ/100 мл), ТКБ (термотолерантные колиформные бактерии) – 6,5*102 КОЕ/100мл (норма не более 100 КОЕ/100мл) (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ); 2) вода <адрес> вместе выпуска № сточных вод ООО «Центральная ТЭЦ»: - ОКБ (общие колиформные бактерии) – 6200 КОЕ/100мл (норма не более 500 КОЕ/100мл), ТКБ (термотолерантные колиформные бактерии) – 2400 КОЕ/100мл (норма не более 100КОЕ/100 мл). Территориальным отделом Роспотребнадзора в <адрес> и <адрес> в отношении ООО «Центральная ТЭЦ» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ и передан в Центральный районный суд <адрес> на рассмотрение.
Просит обязать ООО «Центральная ТЭЦ» привести качество сбрасываемых сточных вод выпуска № в <адрес> в соответствии с п. 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», установить ответчику срок для совершения действий, направленных на устранение перечисленных нарушений согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ.
Представитель истца Худякова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ответчика ООО «Центральная ТЭЦ» Араим С.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, административный материал Центрального районного суда <адрес> №, суд находит, что следует удовлетворить исковые требования.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии со ст. Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека
В силу ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 4.1.1 "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 (далее СанПиН 2.1.5.980-00), в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100.
Согласно п. 6.12 СанПиН 2.1.5.980-00, водопользователи обязаны:
- проводить согласованные с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы или по предписаниям указанных органов и учреждений организационно-технические, санитарно-эпидемиологические или иные мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов;
- обеспечивать проведение работ по обоснованию безопасности и безвредности для здоровья человека материалов, реагентов, технологических процессов и устройств, используемых при очистке сточных вод, в канализационных, гидротехнических сооружениях и других технических объектах, которые могут привести к загрязнению поверхностных вод;
- обеспечивать контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;
- своевременно, в установленном порядке, информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.
В соответствии с п.7.8 СанПиН 2.1.5.980-00, государственный контроль за эффективностью обеззараживания сточных вод осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы выборочно, а также в случаях превышения гигиенических нормативов качества воды водных объектов в местах водопользования населения по микробиологическим и паразитологическим показателям, и повышения заболеваемости острыми кишечными инфекциями, инфекционным гепатитом А, паразитарными и другими инфекциями, распространяемыми водным путем.
В судебном заседании установлено, что территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> и <адрес> на основании письма Новокузнецкой природоохранной прокуратуры с информацией из СМИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено административное расследование в отношении ООО «Центральная ТЭЦ».
В ходе расследования установлено, что ООО «Центральная ТЭЦ» осуществляет прием производственных и поверхностных сточных вод от сторонних организаций для последующего водоотведения через выпуск № в <адрес> на основе регламентированных условий сброса сточных вод, что подтверждается решением о предоставлении водного объекта в пользование № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Департаментом природных ресурсов и экологии <адрес>, санитарно-эпидемиологическим заключением по проекту нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Аба со сточными водами ООО «Центральная ТЭЦ», выданным Управлением Роспотребнадзора по <адрес>.
При проведении административного расследования выявлены нарушения санитарного законодательства п.п. 4.1.1, 6.12, 7.8 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»: ООО «Центральная ТЭЦ» являющийся водопользователем <адрес> (выпуск №) допускает сбор сточных вод опасных по эпидемиологическому критерию: 1) выпуск № в реку Аба: ОКБ (общие колиформные бактерии) – 6,5*102 КОЕ/100мл (норма не более 500 КОЕ/100 мл), ТКБ (термотолерантные колиформные бактерии) – 6,5*102 КОЕ/100мл (норма не более 100 КОЕ/100мл) (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ); 2) вода <адрес> вместе выпуска № сточных вод ООО «Центральная ТЭЦ»: - ОКБ (общие колиформные бактерии) – 6200 КОЕ/100мл (норма не более 500 КОЕ/100мл), ТКБ (термотолерантные колиформные бактерии) – 2400 КОЕ/100мл (норма не более 100КОЕ/100 мл). Данные обстоятельства подтверждаются протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ
Территориальным отделом Роспотребнадзора в <адрес> и <адрес> в отношении ООО «Центральная ТЭЦ» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ и передан в Центральный районный суд <адрес> на рассмотрение.
Постановлением судьи Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № по указанному факту ООО «Центральная ТЭЦ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса РФ об АП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Таким образом, учитывая, что ответчиком ООО «Центральная ТЭЦ» при осуществлении лицензируемого вида деятельности, допущено нарушение по качеству сбрасываемых сточных вод выпуска № в <адрес>, то суд находит, что ответчиком нарушен п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы».
Ответчик нарушения санитарно-эпидемиологических норм не устранил до настоящего времени, доказательств иного не представил.
Поскольку ответчиком нарушен п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», то суд находит, что следует обязать ООО «Центральная ТЭЦ» привести качество сбрасываемых сточных вод выпуска № в <адрес> в соответствии с п. 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Довод представителя ответчика о том, что ООО «Центральная ТЭЦ» выпуск сточных вод производит иное предприятие, суд считает не состоятельным, поскольку безусловных доказательств в обоснование данного довода суду не представлено. Кроме того данное обстоятельство опровергается представленными в материалы дела доказательствами (протоколом истца по делу об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении и т.д.).
Кроме того, довод ответчика о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку ООО «Центральная ТЭЦ» в настоящее время находится в стадии ликвидации и деятельность не ведет, суд не принимает во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает юридическое лицо об обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Указание ответчика на то, что истцом не определен способ устранения нарушений, по мнению суда, не отвечает нормам действующего законодательства Российской Федерации, в связи с тем, что ответчик должен самостоятельно устранить перечисленные нарушения закона любым, предусмотренным законом способом.
Также доводы представителя ответчика о неподсудности данного спора суду общей юрисдикции, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и иное законодательство не содержат норм, устанавливающих подведомственность арбитражным судам споров о защите личных неимущественных прав граждан с участием юридических лиц, деятельность которых создает угрозу нарушения вышеназванных прав.
В данном случае спор возник из правоотношений, связанных с охраной здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, которые не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, стороны рассматриваемого спора - граждане Российской Федерации и юридическое лицо, и исходя из субъектного состава участников, возникший спор подсуден суду общей юрисдикции.
При определении срока исполнения вышеуказанных обязанностей, во исполнение требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает, что разумным необходимо определить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, то суд находит, что с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» (░░░░ №, ░░░ №) ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ № ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4.1.1. ░░░░░░ 2.1.5.980-00 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░