Решение от 03.02.2017 по делу № 2-342/2017 (2-14994/2016;) от 26.10.2016

Дело № 2-342/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Машкалевой О.А.

при секретаре Гороховской А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

03 февраля 2017 года гражданское дело по иску Куприяновой Е.Б. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» об обязании произвести перерасчет сумм, индексацию, выплатить денежные средства,

УСТАНОВИЛ:

Куприянова Е.Б. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» об обязании произвести перерасчет сумм возмещения вреда здоровью исходя из условного месячного заработка за ** ** **, произвести индексацию суммы возмещения вреда здоровью с ** ** **, выплатить недополученную сумму с учетом индексации. В обоснование требований указала, что является ... вследствие заболевания, связанного с .... С ** ** ** получает сумму возмещения вреда здоровью, размер которого определен с нарушением законодательства. Сумма возмещение вреда здоровью была определена из заработка за последние ** ** ** перед установлением ..., а должны были произвести из заработка во время работы в зоне отчуждения.

Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено УПФР в городе Сыктывкаре Республики Коми.

В судебном заседании истица требования поддержала.

Представитель ответчика с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица в судебном заседании отсутствует, извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть без его участия.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на ЧАЭС, до 15 февраля 2001 года определялись п. 25 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.

Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 года регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 года.

С 6 января 2000 года названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.

Исходя из пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ начиная с 6 января 2000 года подлежали применению соответствующие положения этого Закона, несмотря на то, что вред здоровью инвалидов был нанесен до его вступления в силу. При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при вступлении указанного Закона в силу, не могло быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья.

В пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

До 15 февраля 2001 года средний месячный заработок ... подсчитывался путем деления на двенадцать общей суммы заработка за двенадцать месяцев работы, а если до наступления страхового случая (трудового увечья) стаж работы составлял менее двенадцати месяцев, - путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев (пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, части 1 и 2 статьи 15 Правил).

До 6 января 2000 года в случае, когда у потерпевшего, имеющего общий трудовой стаж двенадцать и более месяцев, в течение двенадцати месяцев перед повреждением здоровья изменилась специальность, квалификация или должность, при определении среднемесячного заработка мог быть учтен заработок не за двенадцать месяцев работы, предшествовавших трудовому увечью или профессиональному заболеванию, а только за период работы в новых условиях (часть 2 статьи 15 Правил).

После 6 января 2000 года до 15 февраля 2001 гаода среднемесячный заработок по желанию инвалида мог быть исчислен исходя из заработка в новых условиях независимо от продолжительности общего трудового стажа до несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания, если доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего имущественное положение застрахованного (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Однако, исходя из содержания названных выше норм сам по себе период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не может быть отнесен к работе в новых условиях, если не доказана устойчивость изменения либо возможность изменения специальности, квалификации или должности пострадавшего.

В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ), действовавшим до 15 февраля 2001 года, если период работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Работа в течение одного полного календарного месяца означает, что потерпевший участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с первого числа месяца до первого числа следующего за ним месяца.

Указанное положение Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, допускающее возможность получения ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из условного месячного заработка для тех инвалидов, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П в целях недопущения снижения ранее установленных сумм возмещения вреда здоровью.

12 февраля 2001 года вступил в силу Федеральный закон N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым был изменен порядок определения сумм возмещения вреда; законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья.

При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Возможность же впоследствии менять ранее избранный период и осуществлять перерасчет назначенной и выплачиваемой компенсации законодательно не предусмотрено.

Из положений пункта 12 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000 N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 05.04.2005 N 7 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума ВС РФ от 11.05.2007 N 23) следует, что при разрешении после 15 февраля 2001 года споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, независимо от наличия у инвалида общего трудового стажа и его продолжительности. Поэтому суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15 февраля 2001 года сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.

Как установлено, истцу с ** ** ** была определена ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью с учетом ...% утраты трудоспособности из размера ... минимальных размеров оплаты труда, т.е. в сумме ... рублей (недоминированных), так как рассчитанная сумма возмещения вреда здоровью из расчета за ** ** ** месяцев перед установлением инвалидности была ниже. При этом истцом для расчета суммы возмещения вреда здоровью была представлена справка о заработке за период с ** ** ** по ** ** **

С ** ** ** выплаты сумм в возмещение вреда здоровью истца была заменена на фиксированную денежную компенсацию в размере ...

Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** был произведен перерасчет ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью Куприяновой Е.Б. с ** ** ** пропорционально росту прожиточного минимума в Республике Коми.

Решением мирового судьи ... судебного участка г.Сыктывкара от ** ** ** ежемесячная компенсация в счет возмещения вреда здоровью Куприяновой Е.Б. с ** ** ** установлена в размере ...

Поскольку истец являлась получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, до ** ** ** использовала свое право выбора и добровольно избрала для себя порядок выплаты компенсации по возмещению вреда здоровью, предоставив справку о заработке за ** ** ** последних месяцев работы перед установлением компенсации в счет возмещения вреда здоровью, указанная денежная компенсация рассчитана исходя из положений п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 и Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ 24.12.1992 N 4214-1, и выплачивается истцу на основании вступившего в законную силу судебного акта с учетом индексации, то законных оснований для перерасчета уже установленных до ** ** ** сумм возмещения вреда, исходя из условного заработка, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ** ** **, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ** ** **, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░              ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-342/2017 (2-14994/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Куприянова Е.Б.
Ответчики
ГБУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2016Передача материалов судье
27.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2016Судебное заседание
01.12.2016Судебное заседание
08.12.2016Судебное заседание
03.02.2017Судебное заседание
03.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее