Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2024 года город Самара
Кировский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Сизовой С.К.,
при секретаре Фоломеевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-493/24 по иску Королева С.Ю. к Администрации г.о.Самара о признании права на приобретение в собственность образуемого в результате перераспределения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Королев С.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации г.о.Самара о признании права на приобретение в собственность образуемого в результате перераспределения земельного участка, мотивируя требования тем, что является собственником земельного участка площадью 764,0 кв.м. кадастровый №, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, 16км.<адрес>, участок № Истец обратился к Главе г.о.Самара с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ вх. № СП-9/839 о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а именно земельного участка площадью 764,0 кв.м. кадастровый №, находящегося у него в частной собственности и земельного участка площадью 28,0 кв.м. государственная собственность на который не разграничена. Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-508 ему было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель на основании п.п.13 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ, так как согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД г.о..Самара, сведениям Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № МС/1339, образуемый земельный участок расположен в границах территории, для которой Распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-Р утвержден проект межевания территории в районе Радиоцентра № в границах Кировского и Красноглинского районов г.о.Самара в целях размещения объектов капитального строительства –стадиона с инфраструктурой в г.о.Самара. Указывает, что с момента утверждения проекта межевания территории (ДД.ММ.ГГГГ) по момент обращения Королева С.Ю. к Главе г.о.Самара с заявлением о перераспределении земель (ДД.ММ.ГГГГ вх. № СП-9/839) прошло 8,5 лет, решение об изъятии принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № принято не было. Более того, строительство стадиона с инфраструктурой, которое осуществлялось в соответствии с ч.5 ст. 27 ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2017 и внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации» давно завершено. Таким образом отказ ДГС г.о.Самара в заключении с истцом соглашения о перераспределении земель на основании п.п.13 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ является формальным. Со ссылкой на ч. 18 ст. 45 ГрК РФ, п.п.3 п.1 ст. 39.28 ЗК РФ, п.2 ст. 39.28 ЗК РФ, просит признать за истцом право на приобретение в собственность земельного участка площадью 792,0 кв.м., образуемого в результате перераспределения земельного участка площадью 764,0 кв.м. с кадастровым номером № и земельного участка площадью 28,0 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, 16 км <адрес> границах кадастрового квартала №, установленных в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 09.02.2023 г., выполненного ООО «Поволжье».
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве 3 лиц в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечены Правительство Самарской области, Министерство строительства Самарской области.
Истец Королев С.Ю. в судебное заседание не явился. О дне судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Богорадникова О.А. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске. Суду пояснила, что фактически распоряжение ДГС не оспаривают, полагала, что выбран надлежащий способ защиты права, а именно рассмотрение спора в порядке гражданского судопроизводства, так как заявлены требования о признании права на приобретение в собственность в результате перераспределения.
Представитель ответчика, 3 лица ДГС г.о.Самара по доверенности Климова Е.О. возражала против удовлетворения требований, поддержала представленный письменный отзыв, полагала, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.
Третьи лица Правительство Самарской области, Министерство строительства Самарской области своих представителей в суд не направили. О дате и времени судебного заседания извещены правильно и своевременно, причина неявки суду не известна. Письменные отзывы представлены не были. Заявлений и ходатайств в суд не поступало.
Ранее в судебном заседании представитель Правительства Самарской области просил вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика и 3 лица ДГС г.о.Самара, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Королев С.Ю. является собственником земельного участка площадью 764,0 кв.м. кадастровый №, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, 16км.<адрес>, участок №
Истец обратился к Главе г.о.Самара с заявлением от 15.02.2023 г. вх. № СП-9/839 о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а именно земельного участка площадью 764,0 кв.м. кадастровый №, находящегося у него в частной собственности и земельного участка площадью 28,0 кв.м. государственная собственность на который не разграничена.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 13.03.2023 г. № РД-508 ему было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель на основании п.п.13 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ, так как согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД г.о..Самара, сведениям Министерства строительства Самарской области от 02.03.2023 г. № МС/1339, образуемый земельный участок расположен в границах территории, для которой Распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-Р утвержден проект межевания территории в районе Радиоцентра № в границах Кировского и Красноглинского районов г.о.Самара в целях размещения объектов капитального строительства –стадиона с инфраструктурой в г.о.Самара.
Распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 г. №-Р утвержден проект межевания территории в районе Радиоцентра № в границах Кировского и Красноглинского районов г.о.Самара в целях размещения объектов капитального строительства –стадиона с инфраструктурой в г.о.Самара.
Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД, образуемый земельный участок располагается в пределах территории, на которую утверждены документы по планировке территории: распоряжение Правительства Самарской области ДД.ММ.ГГГГ №-р, распоряжение Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р, распоряжение Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Статьей 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки образуются, в том числе, при перераспределении земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерат участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены гл. V.4 ЗК РФ.
В статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлю основания перераспределения земельных участков, находящихся в государе муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся собственности.
Подобное перераспределение допускается в следующих случаях:
перераспределение таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение указанных выше земель осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Действующее законодательство устанавливает презумпцию платности использования земельного участка, не принадлежащего лицу, осуществляющему пользование, независимо от основания возникновения пользования, что подтверждается подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара».
В соответствии с ч 18 ст. 45 ГрК РФ порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пп. б п.23 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1591 "Об утверждении Правил внесения изменений в документацию по планировке территории, указанную в части 18 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению и о внесении изменений в Правила подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и принятия уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации" признание отдельных частей документации по планировке территории не подлежащими применению осуществляется в случае: …. если проектом планировки территории предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и в течение 6 лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
Доводы представителя истца о том, что истец имеет право на перераспределение, так как в течение 6 лет со дня утверждения проекта планировки территории, не принято решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, не могут быть приняты судом во внимание, так как образование земельных участков на данной территории должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории, кроме того, исковые требования сформулированы таким образом, что истец претендует на возникновение, в случае удовлетворения его требований, права на приобретение в собственность земельного участка образуемого в результате перераспределения без указания платности такого приобретения, что противоречит нормам действующего законодательства, также исковые требования противоречат пояснениям представителя истца, так как фактически направлены на признание действий органов местного самоуправления неправомерными, тогда как представитель истца в судебном заседании пояснила, что Распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-508 полагают законным, не оспаривают его в настоящее время, в дальнейшем намерены обратиться в суд в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Суд, учитывая вышеизложенное, приходит к выводу, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, так как фактически исковые требования направлены на оспаривание действий органов местного самоуправления.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Королева С.Ю. (паспорт №) к Администрации г.о.Самара о признании права на приобретение в собственность образуемого в результате перераспределения земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий С.К.Сизова
Мотивированное решение составлено 08.02.2024 г.