УИД 24RS0019-01-2018-000140-44
Дело № 2а-106/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 декабря 2018 года Красноярский край
город Игарка
Игарский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Безруковой О.В.,
при секретаре Труновой В.С.,
с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении обеспечить горячим водоснабжением и теплоснабжением жилые многоквартирные дома <адрес>,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, с учетом измененных в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административных исковых требований, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении обеспечить горячим водоснабжением и теплоснабжением жилые многоквартирные дома <адрес>. Требования мотивированы тем, что ООО «<адрес> осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта – котельная, по адресу: <адрес>, III класса опасности. Эксплуатирует ЦОК на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования муниципального имущества, предназначенного для бесперебойного производства и подачи тепловой энергии, для эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры <адрес> края, находящегося в муниципальной собственности и заключенного к нему дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Согласно экспертизе промышленной безопасности здания ЦОК, проведенной в июне 2018 г., эксплуатация ЦОК невозможна, а, следовательно, невозможно оказание ООО «<адрес>» услуг по горячему водоснабжению многоквартирных домов жителей МО <адрес> и услуг по теплоснабжению многоквартирных домов 1 и 2 микрорайона МО <адрес>. Состояние здания ЦОК делает невозможным дальнейшую эксплуатацию объекта в соответствии с установленными характеристиками, а также отсутствие возможности распределить мощности ЦОК на другие отопительные котельные влечет невозможность обеспечения надлежащего и безаварийного предоставления услуг по горячему водоснабжению и теплоснабжению многоквартирных домов 1 и 2 микрорайона <адрес> указанным основаниям считает, что администрация <адрес> обязана принять меры на обеспечение жителей многоквартирных домов горячим водоснабжением и теплоснабжением в отопительный период 2018-2019 годов надлежащего качества. Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> по не принятию мер по обеспечению горячим водоснабжением теплоснабжением жилых многоквартирных домов <адрес> по адресам: <адрес> а также по не обеспечению теплоснабжением жителей многоквартирных домов <адрес> по адресам: <адрес> возложить на администрацию <адрес> на основании раздела II пп «в», «д» п. 3 Приложения 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и Приложения № п. 4.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10» обязанность в течение отопительного периода 2018-2019 годов со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить горячим водоснабжением жилые многоквартирные дома <адрес> по адресам: <адрес> принять меры к выполнению рекомендаций ЗАО «Базилик» по подержанию здания центральной отопительной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в рабочем состоянии: выполнять геодезические наблюдения с частотой 2 раза в месяц; в случае резкого приращения деформаций провести расчет дополнительных строительных конструкций, с учетом которых провести строительные работы; возложить на администрацию <адрес> на основании раздела II пп «в», «д» п. 3 Приложения 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и Приложения № п. 4.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10» обязанность в течение отопительного периода 2018-2019 годов со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить теплоснабжение жителей многоквартирных домов <адрес> по адресам: 1 <адрес> а именно принять меры к выполнению рекомендаций ЗАО «Базилик» по подержанию здания центральной отопительной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в рабочем состоянии: выполнять геодезические наблюдения с частотой 2 раза в месяц; в случае резкого приращения деформаций провести расчет дополнительных строительных конструкций, с учетом которых провести строительные работы №
Заместитель прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - администрации <адрес>, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Администрация <адрес> представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии ее представителя №
Представители заинтересованных лиц - общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс», дочернего общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «МЭК», Енисейского управления Ростехнадзора, Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, привлеченных к участию в деле определениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, Игарского городского суда <адрес>, извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно заявленных исковых требований не представили. Представили ходатайства с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителей №
Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей ответчика и заинтересованных лиц.
Выслушав заместителя прокурора <адрес>, исследовав письменные доказательств, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а так же определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
В соответствии с вышеизложенным, обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению на соответствующих территориях, в том числе и по принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления.
Согласно п. 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 115, эксплуатация систем тепловых сетей должна обеспечивать надежность теплоснабжения потребителей, обеспечивать потребителю бесперебойную подачу тепла в соответствии с нормами. Производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда (п. 3.3.1. Правил).
Положения ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусматривают, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Судом установлено, что здание центральной отопительной котельной общей площадью 783,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальным имуществом, находящимся в собственности администрации <адрес>, назначение здания - отопительно-производственная котельная с 4 котлами, система теплоснабжения - закрытая, топливо - каменные и бурые угли. В здании котельной располагаются узлы и трубопроводы отопления и горячего водоснабжения, обеспечивающие бесперебойную поставку тепловой энергии и горячей воды в многоквартирные дома <адрес> по адресам: <адрес>
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору администрация <адрес> передала в безвозмездное пользование временное пользование сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» объекты коммунального значения и движимого имущества, задействованного в сфере обслуживания коммунального назначения, находящиеся в муниципальной собственности <адрес>, предназначенные для бесперебойного производства и подачи тепловой энергии для эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры <адрес> края, используемые для обслуживания объектов жилищно-коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг населению и предприятиям. Согласно Приложению № к указанному договору в безвозмездное пользование ОАО «Энергопром», в том числе, переданы здание центральной отопительной котельной по адресу <адрес>, с находящимся в нем оборудованием №
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией <адрес> и ООО «Энергопром», срок действия договора №/БП от ДД.ММ.ГГГГ продлен с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ №
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-п администрации <адрес> установлена дата отопительного периода <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, за исключением малых угольных котельных, для которых дата начала отопительного периода установлена с ДД.ММ.ГГГГ №
При комплексном обследовании и оценке технического состояния строительных конструкций, инженерных сетей и оборудования здания котельной в 2018 году, произведенных закрытым акционерным обществом «Базилик», было установлено, что несущие и ограждающие конструкции имеют дефекты и повреждения, связанные с недопустимыми осадками грунтов основания конструктивными недостатками, которые отрицательно повлияли на надежность и безопасность дальнейшей эксплуатации здания; имеются дефекты и повреждения, вызванные механическими воздействиями и длительным воздействием атмосферных осадков. Эксплуатация данного здания сопряжена с опасностью для жизни и здоровья обслуживающего персонала. Бетонные фундаменты, железобетонный каркас и стены имеют аварийный уровень технического состояния, значительное снижение несущей способности и эксплуатационных характеристик и не способны выполнять заданные функции из-за высокого физического износа. Эксплуатация здания должна быть немедленно прекращена, из-за высокой степени износа здание не подлежит капитальному ремонту. Рекомендовано рассмотреть вопрос о сносе здания №
По результатам рабочего совещания по объектам жизнеобеспечения <адрес>, проведенного Министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО «Базилик» для поддержания здания центральной отопительной котельной в рабочем состоянии на период принятия решения о проектировании и строительстве замещающей котельной письмом от ДД.ММ.ГГГГ № предложило главе <адрес> следующие мероприятия: выполнять геодезические наблюдения с частотой 2 раза в месяц; в случае резкого приращения деформаций, которые свидетельствуют о приближении исчерпания несущей способности конструкций, таких как крен здания, просадка фундаментов, сползание строительных конструкций с опор и т.п., выполнить установку страховочных стоек под стропильные конструкции и под ригели рабочих площадок, установку страховочных балок под плиты перекрытия, установку дополнительных связей между колоннами. При этом, проведение геодезических наблюдений за деформаций несущих конструкций должны выполняться специализированной организацией, имеющей соответствующие сертификаты или лицензии №
Из представленного прокурором <адрес> паспорта готовности к отопительному периоду 2018-2019 года, выданного ООО «Энергопром», центральная отопительная котельная <адрес> к отопительному сезону не готова №
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования <адрес> и находящихся в его границах иных муниципальных образований» <адрес> наделен статусом городского поселения.
Согласно Устава муниципального образования <адрес> муниципальное образование имеет статус городского поселения и является в соответствии с федеральным законодательством самостоятельным муниципальным образованием, к ведению которого относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города; организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 2, п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 6 Устава) №
Поскольку из договора № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных к нему соглашений не следует, что ООО «Энергопром» обязано за свой счет осуществлять мероприятия по проведению ремонтных работ аварийного здания центральной отопительной котельной, то администрация <адрес>, являющаяся законным владельцем объектов теплоснабжения на территории муниципального образования <адрес>, в силу закона (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации) несет ответственность за надлежащее состояние муниципального имущества, в данном случае здания центральной отопительной котельной.
Публичное образование, в собственности которого находится имущество, необходимое не только для удовлетворения личных потребностей собственника, но и для реализации и защиты прав и свобод граждан, обязано поддерживать его в исправном техническом состоянии, осуществлять работу по его ремонту, улучшению его производственных характеристик.
Следует учесть, что состояние котельной должно быть таковым, чтобы не возникали чрезвычайные ситуации в сфере обеспечения бесперебойного снабжения тепловой энергией и горячим водоснабжением объектов коммунальной инфраструктуры, многоквартирных жилых домов <адрес> по адресам: <адрес>, соблюдения конституционных прав граждан и безопасных условий пребывания лиц, работающих в центральной отопительной котельной.
Из представленного прокурором письма от ДД.ММ.ГГГГ и.о. генерального директора ООО «Энергопром» видно, что геодезические наблюдения за зданием ЦОК проводятся, критических приращений не наблюдается. Однако, в представленной информации не указано какой организацией проводятся геодезические наблюдения (№
Поскольку перед началом отопительного сезона и в период отопительного сезона остановить эксплуатацию центральной отопительной котельной, которая обеспечивает теплоснабжением и горячим водоснабжением поименованные в административном исковом заявлении жилые многоквартирные дома, невозможно, с учетом состояния здания котельной необходимо проведение охранно-поддерживающих работ: наблюдение за зданием и деформациями несущих конструкций, установка в случае необходимости поддерживающих опор, балок и т.п. №
Доводы прокурора о том, что обязанность по обеспечению надлежащей работы объекта теплоснабжения закреплена за органами местного самоуправления нормами ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "О теплоснабжении", являются верными.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец – прокурор <адрес> доказательств не обеспечения ответчиком горячим водоснабжением и теплоснабжением жителей и жилых многоквартирных домов <адрес> по адресам: <адрес> а также периода отсутствия горячего водоснабжения и теплоснабжения указанных жилых домов, не представил.
Административный ответчик - администрация <адрес> не представила доказательств выполнения мероприятий, предлагаемых ЗАО «Базилик»» для поддержания здания ЦОК в рабочем состоянии на период принятия решения о проектировании и строительстве замещающей котельной: выполнение геодезических наблюдений с частотой 2 раза в месяц; проведения охранно-поддерживающих работ при резком приращении деформации, свидетельствующей о приближении исчерпания несущей способности конструкций.
Учитывая социальную значимость неисправного объекта - котельной, степень опасность нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих в многоквартирных домах, в которые поставка тепловой энергии и горячего водоснабжения производится центральной отопительной котельной <адрес>, обслуживающего персонала центральной отопительной котельной, а также то, что обязанность администрации <адрес> как собственника муниципального имущества по обеспечению надлежащей работы объекта теплоснабжения закреплена федеральным законом, суд приходит к убеждению, что выявленные нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются недопустимыми, влекут за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, в связи с чем, исковые требования прокурора <адрес> в части возложения на администрацию <адрес> обязанности в течение отопительного периода 2018-2019 года со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к выполнению мероприятий, указанных ЗАО «Базилик» в информационном письме № от ДД.ММ.ГГГГ, по подержанию здания центральной отопительной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в рабочем состоянии: выполнять специализированной организацией, имеющей соответствующий сертификат (лицензию), геодезические наблюдения с частотой 2 раза в месяц; проводить охранно-поддерживающие работы: установить страховочные стойки под стропильные конструкции и под ригели рабочих площадок, страховочные балки под плиты перекрытия, дополнительные связи между колоннами, при резком приращении деформации, свидетельствующей о приближении исчерпания несущей способности конструкций, подлежат удовлетворению.
Разрешая исковые требования прокурора о признании бездействия администрации <адрес> по не принятию мер по обеспечению горячим водоснабжением и не обеспечению теплоснабжением жителей многоквартирных домов <адрес> по адресам: <адрес> суд не находит оснований для их удовлетворения.
Из представленных администрацией <адрес> доказательств следует, что администрацией отопительный сезон начался в установленные сроки, ведется работа по развитию существующей системы теплоснабжения, решается вопрос разработки технико-экономического обоснования строительной котельной, с 2014 года проводятся наблюдения за изменениями процессами деформации здания ЦОК, в 2016 г. за счет средств краевого бюджета в размере 24.966.498 руб. выполнены мероприятия по укреплению и восстановлению строительных конструкций и меры по сдерживанию процесса разрушения здания ЦОК.
Доказательств, опровергающих указанные доводы административного ответчика, прокурором, вопреки требованиям ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено. Вместе с тем, прокурором <адрес> в материалы административного дела представлена информация от ДД.ММ.ГГГГ и.о. генерального директора ООО «Энергопром», согласно которой с 2005 г. проводятся противоаварийные мероприятия по усилению строительных конструкций здания ЦОК, выполнению ремонтно-восстановительных работ как собственными силами, так и с привлечением подрядных организаций, что подтверждает доводы административного ответчика о выполнении мероприятий по укреплению и восстановлению строительных конструкций и сдерживанию процесса разрушения здания ЦОК и свидетельствует о принятии административным ответчиком мер по обеспечению горячим водоснабжением и теплоснабжением жителей и домов, поименованных в административном исковом заявлении.
При таких обстоятельствах суд не усматривает бездействия администрации <адрес> по не принятию мер по обеспечению горячим водоснабжением и не обеспечению теплоснабжением жителей поименованных в административном исковом заявлении многоквартирных домов <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, административный ответчик администрация <адрес>освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 46, статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административный иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении обеспечить горячим водоснабжением и теплоснабжением жилые многоквартирные дома <адрес>, удовлетворить частично.
Возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение отопительного периода 2018-2019 года со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к выполнению мероприятий, указанных ЗАО «Базилик» в информационном письме № от ДД.ММ.ГГГГ, по подержанию здания центральной отопительной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в рабочем состоянии: выполнять специализированной организацией, имеющей соответствующий сертификат (лицензию), геодезические наблюдения с частотой 2 раза в месяц; проводить охранно-поддерживающие работы в виде установки страховочных стоек под стропильные конструкции и под ригели рабочих площадок, страховочных балок под плиты перекрытия, дополнительных связей между колоннами, при резком приращении деформации, свидетельствующей о приближении исчерпания несущей способности конструкций, в целях обеспечения горячим водоснабжением и теплоснабжением жилых многоквартирных домов <адрес> по адресам: <адрес>
В остальной части административные исковые требования прокурора <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционных жалобы или представления через Игарский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Безрукова
Мотивированное решение изготовлено 17.12.2018 г.