№2-4295/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Климчук Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамова А. Р. к Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы,
установил:
Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика истцу отказано в назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права. Основанием отказа является недостаточность стажа государственной службы, который у истца составляет 12 лет 5 месяцев 2 дня, вместо необходимых 12 лет 6 месяцев. При этом, ответчик необоснованно не включил в специальный стаж истца периоды нахождения на военных сборах в 1987 году – 25 суток, в 1988 году – 25 суток. С решением ответчика истец не согласен, просит обязать ответчика учесть ему в стаж государственной службы периоды нахождения на военных сборах, назначить истцу ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости с момента его обращения за ее установлением.
Впоследствии сторона истца уточнила требования в части назначения истребуемой доплаты, просила обязать ответчика назначить ее установление с 12 сентября 2016 года.
В судебном заседании истец и его представитель Басманов Ю.Б. требования поддержали в полном объеме. Указали, что граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, а военная служба – вид федеральной государственной службы.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, представил отзыв на иск, в котором требования истца не признал.
Заслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Абрамов А.Р. является получателем страховой пенсии по старости с 2016 года. 12.09.2016 он обратился в Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия как лицо, в период трудовой деятельности замещавшее должности государственной гражданской службы, с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии. Письмом ответчика от 23.10.2016 № в назначении доплаты истцу отказано по причине того, что общий стаж государственной службы истца составляет 12 лет 5 месяцев 2 дня, что менее установленных ст.21 Закона №167-ЗРК. При этом, ответчик не учел в специальный стаж истца периоды нахождения на учебных сборах в 1987 году в в/ч № – 25 суток, в 1988 году в в/ч № суток (п.28 военного билета №).
В соответствии с ст.21 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 №167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» (далее - Закон Республики Карелия №167-ЗРК) лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Карелия категории «Б» и «В» и должности государственной гражданской службы Республики Карелия (далее - государственные служащие), имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно ст.22 Закона Республики Карелия №167-ЗРК стаж государственной службы государственного служащего включает время нахождения на государственной должности. В стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату в соответствии со статьей 21 настоящего Закона, также включается время военной службы.
Истец просит включить в стаж государственной службы время нахождения на учебных (военных) сборах в 1987 и 1988 годах по тем мотивам, что военные сборы фактически являются военной службой.
Между тем, ранее действующее законодательство не отождествляло прохождение военных сборов с прохождением службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Законом СССР от 12 октября 1967 г. №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», регулирующим вопросы прохождения службы до 1 марта 1993 г. (утратил силу на территории Российской Федерации с 1 марта 1993 г.), было предусмотрено, что воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР; граждане, состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими, а состоящие в запасе - военнообязанными; призываются на сборы военнообязанные, зачисленные в запас (статьи 5, 6, 49 - 51, 55).
По действующему до 1 марта 1993 г. законодательству время прохождения военных сборов не было отнесено к действительной военной службе и в выслугу лет для назначения пенсии не засчитывалось, а, соответственно, не должно засчитываться в страховой стаж.
Статья 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» содержит указание на периоды, подлежащие включению в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с данным законом.
В соответствии с абз.10 п.1 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (постановление является отсылочной нормой к ч.1 ст.18 вышеуказанного Федерального Закона) в выслугу лет для назначения пенсий... засчитывается, в том числе, время пребывания на военных сборах - не ранее чем с 1 марта 1993 г.
Таким образом, законодатель четко определил включение военных сборов в выслугу лет (соответственно в страховой и иной стаж) время пребывания на военных сборах, если эти сборы имели место не ранее 1 марта 1993 года.
В связи с изложенным оснований для соответствующего учета периода прохождения истцом учебных (военных) сборов не имеется.
Также судом учитывается, что согласно Конституции РФ в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; государственные пенсии и социальные пособия также устанавливаются законом (ст.39).
По смыслу приведенных положений Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2) и 19 (части 1 и 2), правовое регулирование, закрепляющее как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан, в том числе в рамках государственного пенсионного обеспечения, должно исходить из социальной ценности в правовом государстве трудовой и иной общественно полезной деятельности и осуществляться на основе конституционных принципов, в том числе принципа юридического равенства (статья 19, часть 1, Конституции РФ), который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений, гарантирует защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции РФ, но и прав, приобретаемых на основании закона.
Соблюдение данного принципа в сфере пенсионного обеспечения означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); что касается тех или иных различий в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и в реализации пенсионных прав, то они не должны устанавливаться произвольно и допустимы лишь в том случае, когда они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения соответствующих целей правовые средства им соразмерны.
Ссылка стороны истца на положения Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ, постановления Правительства РФ от 26.06.1993 №605 и от 29.05.2006 №333 является несостоятельной, поскольку названые законоположения не регламентируют спорные правоотношения в периоды прохождения истцом сборов.
В силу изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2017.