Решение по делу № 2а-268/2020 от 26.12.2019

...

УИД:

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"30" января 2020 г. город Ноябрьск

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Авдеенко Ю.О.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мицкевич А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-268/2020 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу к ФИО о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС № 5, налоговая инспекция) обратилась с административным иском к ФИО о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 30 375 рубля, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в сумме 459 рублей 68 копеек, недоимки по налогу на имущество за 2017 год в сумме 23 530 рублей, недоимки по земельному налогу за 2017 год в сумме 32 831 рубль, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год в сумме 496 рублей 84 копейки.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на следующие обстоятельства.

ФИО является плательщиком транспортного налога за 2017 год, как собственник транспортного средства "...", государственный регистрационный знак , мощностью ... л/с; плательщиком налога на имущество, как собственник недвижимого имущества: <адрес>, иного помещения (склада), расположенного по адресу: <адрес> и <адрес>, признаваемых объектами налогообложения, а также плательщиком земельного налога, как собственник земельного участка с кадастровым номером , расположенного <адрес>. 30 августа 2018 г. налоговой инспекцией произведен расчет налогов за 2017 год и ФИО направлено налоговое уведомление , с указанием о необходимости их уплаты не позднее 3 декабря 2018 г. В связи с тем, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате указанных налогов, в его адрес направлено требование об уплате налогов и пени от 1 февраля 2019 г. , однако сумма недоимки по налогам и пени остается непогашенной до настоящего времени.

Административный истец своего представителя в суд не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на иске настаивал.

Административный ответчик ФИО в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, в представленном отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на то, что в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости, расположенного в пос. СМП-329, он обратился в инспекцию с заявлением о перерасчета налога на имущество в отношении данного объекта. До настоящего времени перерасчет налога за 2016 год не произведен, с чем он не согласен.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплачивать налоги должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.

В соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 61-ЗАО от 25 ноября 2002 г. "О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" установлено, что ставка транспортного налога определяется в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Так, налоговая ставка для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. 75 рублей.

Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 20 ноября 2014 г. "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Ноябрьск" ставка налога установлена: 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом и уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункты 1, 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах, в том числе муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 21 ноября 2013 г. "О ставках земельного налога на территории муниципального образования город Ноябрьск" ставка земельного налога для земельных участков, предназначенных для размещения рекламных щитов, объектов мелкорозничной торговли: киоски, остановочные комплексы, павильоны; магазинов; открытых рынков; универмагов, универсамов, многофункциональных торговых центров, крытых рынков составляет 0,85 процента.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что в 2017 году ФИО на праве собственности принадлежали: автомобиль легковой "...", государственный регистрационный знак (дата регистрации права собственности 9 августа 2011 г.), <адрес> (дата регистрации права собственности 15 января 2008 г.), иное помешенные (склад), расположенное по адресу: <адрес> (дата регистрации права собственности 27 августа 2009 г.), <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером , расположенный <адрес>

Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм, ФИО является налогоплательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Налоговым органом 30 августа 2018 г. произведен расчет и определена сумма налогов за 2017 год, которая составила (с учетом перерасчета налога на имущество): по транспортному налогу - 30 375 рублей, налога на имущество – 23 530 рублей (381 + 23010 + 139), земельного налога – 33 393 рубля (562 + 32831), и 21 сентября 2018 г. налогоплательщику направлено налоговое уведомление , с указанием о необходимости уплаты налогов не позднее 3 декабря 2018 г. (л.д. 8, 9).

Однако в установленный срок административным ответчиком уплата налогов не была произведена, что следует из карточки по налогам (л.д. 12, 13).

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со дня, следующего за установленной законодательством о налогах и сборах датой уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В этой связи в адрес ответчика направлено требование от 1 февраля 2019 г. об уплате недоимки по указанным налогам, а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 04.12.2018 по 16.12.2018 в сумме 459 рублей 68 копейки, и земельного налога за период с 04.12.2018 по 16.12.2018 в сумме 496 рублей 84 копейки, в срок до 25 марта 2019 г. (л.д. 10, 11).

Доказательств уплаты налогов и пени за 2017 год административным ответчиком не представлено и материалы дела таковых не содержат.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование о взыскании недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам относится к числу требований, по которым может быть выдан судебный приказ.

Следовательно, подача налоговым органом заявления о выдаче судебного приказа мировому судье наряду с подачей искового заявления является надлежащим обращением в суд и должна приравниваться к подаче искового заявления о взыскании налога в целях применения нормы пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 13 мая 2019 г. (то есть в установленный шестимесячный срок со дня истечения исполнения требования), 14 мая 2019 г. мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по налогам и пени за их несвоевременную уплату.

Определением мирового судьи от 29 мая 2019 г. указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения (л.д. 14).

В силу положений части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Настоящее административное исковое заявление налоговой инспекцией подано в суд 26 декабря 2019 г., то есть за пределами шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Причины пропуска срока обращения в суд с административным иском не указаны, и их уважительность судом не установлена.

При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для восстановления пропущенного срока, что в соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

При установленных судом обстоятельствах налоговый орган утратил возможность взыскания в административного ответчика ФИО недоимки по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц за 2017 год, а также пени за несвоевременную уплату указанных налогов, в связи с истечением установленного срока их взыскания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу в удовлетворении административного иска к ФИО о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 30 375 рубля, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в сумме 459 рублей 68 копеек, недоимки по налогу на имущество за 2017 год в сумме 23 530 рублей, недоимки по земельному налогу за 2017 год в сумме 32 831 рубль, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год в сумме 496 рублей 84 копейки - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья: ...

...

2а-268/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС №5 по ЯНАО
Ответчики
Самохвалов Владимир Павлович
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Авдеенко Юлия Олеговна
Дело на сайте суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
26.12.2019Регистрация административного искового заявления
26.12.2019Передача материалов судье
28.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2020Судебное заседание
03.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее