Дело № 2-4331/2024
УИД № 60RS0001-01-2024-007291-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2024 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой О.Л.,
при секретаре Куликовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногородского района Псковской области в интересах Аввакумова С.В. к Комитету по здравоохранению Псковской области о возмещении убытков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногородского района Псковской области, действующий в интересах Аввакумова С.В., обратился с иском в суд к Комитету по здравоохранению Псковской области о возмещении убытков, понесенных на приобретение лекарственного препарата.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Красногородского района проведена проверка по вопросу обеспечения Аввакумова С.В. лекарственным препаратом «Кстанди» с международным незапатентованным названием «Энзалутамид» и возмещения расходов на его приобретение.
Проверкой установлено, что Аввакумов С.В. является <данные изъяты>, <данные изъяты>, в соответствии с нормами действующего законодательства имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. На основании протокола онкологического консилиума ГБУЗ Псковской области «Псковский областной онкологический диспансер» Аввакумову С.В. назначено к постоянному применению лекарственное средство «Энзалутамид». 03.05.2024 Аввакумовым С.В. получен рецепт на бесплатное получение лекарственного препарата. При обращении в аптечный пункт 03.05.2024 лекарственный препарат отсутствовал, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. В связи с чем, Аввакумов С.В. был вынужден 15.05.2024 приобрести его за свой счет, что привело к нарушению его прав, поскольку бесплатное предоставление указанного препарата гарантировано законом.
В связи с изложенным просит взыскать с ответчика в пользу Аввакумова С.В. убытки в связи с необеспечением его лекарственным препаратом в размере 145 200 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Красногородского района Псковской области Никульникова А.Г. исковые требования поддержала, указала, что самостоятельное приобретение препарата было вызвано плохим самочувствием истца, необходимостью приема лекарства в целях облегчения состояния здоровья, вызванного тяжелым заболеванием, и отсутствием в аптечном пункте сведений об ориентировочных сроках его поставки.
Истец Аввакумов С.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика – Комитет по здравоохранению Псковской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица ГКУЗ Псковской области «Управление лекарственного и медицинского обеспечения» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в число которых включены в том числе злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) С00-С-97).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также – Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р был утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов медицинского применения и Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, в число которых включен препарат энзалутамид капсулы.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023, 2024 и 2025 год была утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497 (далее – Федеральная программа).
Федеральной программой, в частности установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III Федеральной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень № 890).
Так, в разделах Перечня № 890 «Группы населения» и «Категории заболеваний» названы «инвалиды I группы» и «онкологические заболевания», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано – «все лекарственные средства».
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Законом Псковской области от 08.05.2007 № 656-оз «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области» установлены меры социальной поддержки в обеспечении лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Псковской области.
Согласно ст. 2 Закона Псковской области от 08.05.2007 № 656-оз меры социальной поддержки в лекарственном обеспечении граждан, предусмотренных статьей 1 данного Закона, предоставляются, в том числе, в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В соответствии со ст. 5 Закона Псковской области от 08.05.2007 № 656-оз финансовые средства на реализацию Закона ежегодно предусматриваются в областном бюджете.
Органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно распорядительного характера в сфере здравоохранения и фармации, в силу пункта 1.1 Положения о Комитете Псковской области по здравоохранению, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 02.10.2009 № 375 является Комитет по здравоохранению Псковской области (далее - Комитет).
Комитет является самостоятельным юридическим лицом, выступает от своего имени истцом и ответчиком в судах (пункт 1.5 Положения); основными целями деятельности Комитета являются реализация государственной политики в сфере здравоохранения и фармации на территории области, обеспечение в пределах компетенции реализации конституционных прав граждан в сфере охраны здоровья (пункт 2.1 Положения); к основным задачам деятельности Комитета относится разработка и реализация государственной политики в сфере здравоохранения и фармации на территории области, а также организация обеспечения граждан гарантированной бесплатной медицинской помощью и лекарственными средствами (пункт 2.2 Положения).
Таким образом, одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам, страдающим онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
Организация обеспечения бесплатными лекарственными препаратами инвалидов и онкологических больных является обязанностью Комитета по здравоохранению Псковской области.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Аввакумов С.В. является <данные изъяты> (л.д. 17-18).
Согласно медицинской документации Аввакумову С.В. диагностировано <данные изъяты> (л.д. 19-20).
Решением консилиума врачей ГБУЗ Псковской области «Псковский онкологический диспансер» от 20.03.2024 в рамках лечения <данные изъяты> заболевания истцу назначен препарат «Энзалутамид» 160 мг. внутрь 1 раз в сутки (л.д. 19-20).
На основании решения консилиума и рекомендаций лечащего врача 03.05.2024 врачом ГБУЗ Псковской области «Опочецкая межрайонная больница» был выдан рецепт № формы № на получение льготного препарата «Энзалутамид» (капсулы) 40мг/120 шт. (л.д. 25).
С указанным рецептом Аввакумов С.В. обратился в аптечный пункт ООО «З.».
Как следует из ответа на запрос ООО «З.» на момент обращения истца – 03.052024 препарат «энзалутамид» и его аналоги в пункте отсутствовал, в связи с чем был поставлен на отсроченное обслуживание (л.д. 24, 26-34).
02.07.2024 рецепт № был обеспечен.
При этом, 15.05.2024 препарат был приобретен самостоятельно Аввакумовым С.В. в ООО «В.» г. Санкт-Петербурга. Согласно кассовому чеку стоимость препарата составила 145 200 рублей (л.д. 44,45).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с требованием о взыскании убытков, понесенных в связи с самостоятельным приобретением льготного препарата.
Обращаясь в суд с вышеуказанными иском, прокурор указал, что на момент обращения Аввакумова С.В. в аптеку лекарственное средство и его аналоги в пункте отсутствовали, ориентировочные сроки поставки были неизвестны, в связи с чем, по причине плохого самочувствия, необходимости постоянного приема энзалутамида истец был вынужден 15.05.2024 приобрести его самостоятельно, чем нарушены его права на охрану здоровья.
Оценивая доводы прокурора, суд исходит из следующего.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, лекарственное средство с торговым наименованием Кстанди (международное непатентованное или химическое наименование «Энзалутамид») с 04.05.2016 включено в государственный реестр лекарственных средств с номером регистрационного удостоверения ЛП-003605.
Кроме того, лекарственный препарат «Энзалутамид» включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
Как следует из материалов дела указанный препарат и его аналоги на дату обращения Аввакумова С.В. в аптечном пункте отсутствовали, ориентировочные сроки поставки истцу сообщены не были, что повлекло необходимость его самостоятельного приобретения.
Вместе с тем, как следует из представленных документов, вышеуказанный рецепт представлен в аптечный пункт 03.05.2024 и на 15.05.2024 не обеспечен, поставлен на отсроченное обслуживание, срок которого составил 60 дней (л.д. 24, 25).
То обстоятельство, что рецепт был обеспечен 02.07.2024, не свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца, поскольку Аввакумов С.В. в силу тяжести заболевания нуждался в постоянном приме рекомендованного препарата «Энзалутамид», который на дату обращения в аптечном пункте отсутствовал.
Таким образом, поскольку бесплатное предоставление указанного лекарства входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необеспечение Аввакумова С.В. жизненно необходимым препаратом, повлекло нарушение прав его прав на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно.
Самостоятельное приобретение льготного препарата противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
В связи с чем, имеются основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 145 200 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.